Общество
11926
30.03.2025 10:00
49
«Без крайней необходимости не посещайте магазины, не пользуйтесь общественным транспортом...»
Пять лет назад над Липецком словно взорвалась нейтронная бомба: нам объявили о режиме самоизоляции. Новая мера профилактики COVID-19 сделала безлюдными городские улицы. В этой публикации мы вспоминаем, как это было.

Липчан обязали не покидать квартиры и дома за исключением случаев обращения за экстренной медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, поездок на работу, если она не приостановлена. На улицу можно было выйти, чтобы вынести мусор, купить продукты, лекарства и товары первой необходимости в ближайшем магазине, выгулять собак, но только в ста метрах от дома.
Эту новость на GOROD48 тогда просмотрели более 100 000 раз. Липчане оставили под ней 640 комментариев. Вот лишь три последних:
— Что делать если серая зарплата и фирмачи не будут оплачивать дни самоизоляции — у нас же правительство борется с серыми зарплатами? — спросил Андрей.
— Почему я должен сидеть дома и в это же время ходить на работу? В таком случае запирайте всех дома или не трепите людям нервы своим вирусом! — воскликнул Игорь.
— Только в условиях военного положения, ЧП и ЧС можно законно ограничить свободу передвижения граждан. Вводите ЧС или ЧП, тогда да. А то вы и отсрочек по налогам и кредитам не хотите дать, и чтобы все привыкали в ошейниках сидеть, — возмутился/лась Dharma.
… Вы помните март 2020-го? Кажется, мы все тогда попали в фильм-катастрофу о глобальной пандемии. События развивались с калейдоскопической быстротой. Не успели в облздраве рассказать о том, что граница — на замке, и что коварному коронавирусу никак к нам не проникнуть, как 5 марта в соцсетях появился видеоролик из областной инфекционки, где медики в глухих защитных костюмах выгружали из автомобиля «скорой помощи» специальную капсулу с пациентом. Тревога оказалась ложной: 30-летний мужчина вернулся из Франции здоровым.

А 7 марта областной оперштаб сообщил о первых в регионе больных COVID-19. Трое жителей Липецкого района — 59-летняя женщина, 48-летний мужчина и его 39-летняя жена — заразились в Италии, на Кубке мира по биатлону. Когда путешественники вернулись домой, их тут же госпитализировали в отдельные боксы областной инфекционной больницы, а людей из их ближайшего окружения — в обсерватор, который работал до лета 2020 года в данковском фельдшерско-акушерском пункте. Еще 150 жителей области тогда находились под медицинским наблюдением — 14-дневный карантин вводился прямо в их домах и квартирах. Первые заболевшие быстро выздоровели — их выписали уже 19 марта, а персонал областной клинической больницы даже наградили за их лечение миллионом рублей.
Тем временем под медицинское наблюдение попадали все вернувшиеся из заграницы липчане. Многих наблюдали в инфекционной больнице.
— Впечатление от таких пациентов были нерадостными. Они не понимали, что должны находиться в изоляции, чтобы не подвергать других опасности заражения. Считали, что медики посягают на их права, ограничивают их свободу. Мы встретились с истериками, поломанной мебелью, разбитой посудой. Нашему женскому коллективу приходилось даже вызывать полицию, чтобы усмирить дебоширов, — так описывала работу в начале эпидемии кандидат медицинских наук, заведующая одним из отделений областной клинической инфекционной больницы Галина Слюсарева.
У въезда в инфекционку появились «космонавты», патруль Росгвардии в полной экипировке с автоматами. А какой был скандал, когда GOROD48 со слов медиков этой клиники впервые употребил выражение «госпиталь»! Потом, по словам в то время руководителя облздрава Юрия Шуршукова, во исполнение подписанного Игорем Артамоновым распоряжения «О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области», предусматривающего план поэтапного перепрофилирования больниц в эти самые инфекционные госпитали, в регионе развернули 8 ковидных госпиталей на 3 100 коек, в которых в общей сложности работали 320 врачей плюс 800 фельдшеров и медсестер.

Забегая наперед, скажем, что с момента начала пандемии в России Минздрав сменил 17 рекомендаций для врачей по COVID-19. Некоторые предписания Минздрава удивляли липецких врачей, но они послушно применяли даже лекарства против ВИЧ-инфекции или же те, что сами медики называют фуфломицинами по причине их недоказанной эффективности. В начале пандемии от страха перед неизвестной инфекцией участковые терапевты прописывали больным по четыре антибиотика одновременно! Выписанные рецепты пошли по рукам, и население вымело из аптек все запасы антибиотиков.

10 марта в регионе ввели режим повышенной готовности. Всем предприятиям и организациям предписали перейти на масочный режим. Ушли в онлайн вузы. А 11 марта закрыли школы. Никто тогда не думал, что за парты дети вернутся только через полгода. Поэтому Дню Знаний радовались как никогда. «Снова в школу» звучало тогда, как «Наконец-то в школу!»
Липчан просили не поддаваться панике и провокациям. Но мы всё равно испугались. Мыли руки буквально до дыр, скупали туалетную бумагу и, конечно, гречку. Ее всегда в России вместе с солью и сахаром скупают в тяжкие годины. Неожиданно дефицитными вдруг стали чеснок, лимоны и имбирь. Имбирь! Вы помните сумасшедшие 500 рублей за килограмм этих желтых человечков?!
Но как отличить банальный насморк от ужасного коронавируса? А никак! На глазок врача. Это позже мы все узнали про ПЦР-тесты на ковид, но и они работали как немецкие гранаты в Великой Отечественной — через один. Ориентировались на потерю нюха и вкуса. Если с этим было все в порядке — жили как прежде. Но если на вкус жареная картошка была как гуталин для обуви, значит, все. Ужас-ужас!


Люди в панике сметали маски и санитайзеры. Найти тогда дешевый антисептик — редкая удача. Медицинские маски взлетели в цене до косметических, из аптек исчезла даже марля. Напуганные картинками «вымирающей Европы», люди с опаской смотрели на каждого встречного. Тогда же появился ставший суперпопулярным анекдот, что лучше пукнуть в маршрутке, чем чихнуть. А между тем кривая графика заражений день ото дня шла в рост.
Вот как описала свои переживания весной 2020-го журналистка GOROD48:
«Вечером у меня появилась резкая боль в груди. 8 часов ожидания «скорой» и облегчение — это банальная невралгия! Как сказал уставший фельдшер: «Меньше думай — больше спи». А вот мой терапевт не была так спокойна. Ее смутила сатурация в 87-89. Мне выписали направление на госпитализацию и КТ. Лечение в «ковиднике» мне не улыбалось, но сумка собрана, такси вызвано. «Кто последний в очереди?»
К счастью, в больницу лечь не пришлось. Легкие оказались идеально чистыми. В тот вечер самым жутким моментом стал эпизод в холле отделения. Пока я ждала врача с бумагами, медсестра принесла мужчине плотный черный пакет с вещами. Я поняла, что это, когда услышала: «Тут еще зубы в банке. Забирать будете?». Да, все что осталось от человека, матери того мужчины, это практически пустой пакет и зубной протез! Это был очень тяжелый момент. Тогда понимаешь, что сейчас ты здесь — здоров/болен, счастлив/зол, а через пару недель с момента заражения ты — черный пакет...».

Президент объявил нерабочей неделей дни с 28 марта по 5 апреля. То же самое сделал и липецкий губернатор. 28 марта в регионе ввели ограничения на работу предприятий и организаций с массовым посещением людей, закрыли детсады, салоны красоты и бани, фитнес-центры и ТРЦ, рестораны и кафе, все непродовольственные магазины и даже церкви. Для лиц с хроническими заболеваниями и людей старше 65 лет вели режим самоизоляции.
Игорь Артамонов сделал жесткое заявление: «На работу должны выйти только те специалисты, от которых зависит производственный цикл. Заставлять своих подчиненных писать какие-то заявления об отпуске без содержания — преступно. Администрация будет такие факты выявлять и пресекать».
На улицах выли сирены и ездили машины с громкоговорителями, напоминавшими о самоизоляции. И все сидели по домам больше месяца, ведь нерабочие дни сначала ввели до 14 апреля, затем — до 30-го.
Де-факто безработными стали десятки тысяч липчан. Кто-то из предпринимателей пытался игнорировать запреты, но областное управление потребительского ранка и ценовой политики жестко карало нарушителей. Были закрыты даже строительные магазины, что дико раздражало липчан, которые от вынужденного безделья хотели заняться ремонтами, но не могли купить краску и обои.
От ничегонеделания липчане в прямом смысле слова лезли на стену. Весна-2020 породила массу челленждей: сделав что-то необычное, люди записывали видеоролики, рассылали их по соцсетям с призывом: «Делай, как я!» Например, один челлендж предполагал встать на руки, опереться ногами о стену, надеть в таком положении футболку и брюки. Кто-то же размещал в соцсетях панические слухи и попадал за это под суд. Губернатор тут же пообещал карать распространителей фейков. В итоге 36-летнюю липчанку оштрафовали на 15 тысяч за сообщение об автобусе, полном больными COVID-19. В такую же сумму обошелся матери, находящегося в инфекционке малыша, пост с фотографиями больничного обеда, в котором ей увиделись черви. Заявления известной липецкой зоозащитницы Екатерины Бильбао о нехватке в больницах лекарств стоили ей 30 000 рублей. Оспаривая штраф, женщина даже дошла до Европейского суда по правам человека.
Потом власти разрешили выход на улицу только по специальным SMS-сообщениям. В обиход вошло новое выражение — цифровой пропуск. За ним нужно было обращаться в Единую диспетчерскую службу сначала жителям Задонска, потом — Липецка, Ельца и Чаплыгина. В первый день работы система получения кодов легла из-за массовых обращений липчан.

С массовым недовольством липчан этой процедурой ничего не смогли сделать полицейские рейды. «Я — в магазин», «я из магазина», «я в аптеку», «мне с собачкой погулять» — люди быстро сообразили, что отвечать стражам порядка.
Никого не испугала появившаяся в Кодексе Липецкой области об административных правонарушениях статья 8.6 («неисполнение требований нормативного правового акта Липецкой области, принятого в целях предупреждения и развития чрезвычайных ситуаций»), предусматривающих за нарушение режима самоизоляции штраф в пять тысяч рублей. Кстати, после вмешательства прокуратуры чиновники отменили коды для посещения аптек и магазинов, а уже в мае, когда липчане стали массово игнорировать получение цифровых пропусков, отменили их вовсе.
Первая волна ковида официально закончилась 24 июля 2020 года. Тогда Роспотребнадзор разрешил областной администрации перейти к заключительному этапу снятия ограничительных мер. Пали последние запреты на работу гостиниц, ТРЦ, вещевых рынков, предприятий общепита, детских садов, школ, колледжей и вузов.
А осенью Липецкую область накрыло второй волной короны. И то ли вирус стал злее, то ли считать стали по-другому, но в регионе вместо одного-двух умиравших от короны в сутки в первую волну стали умирать по пять-шесть человек ежедневно.
По официальным данным, в 2020 году от коронавирусной инфекции умерли 258 жителей области. Диагноз «COVID-19» был поставлен 16 192 липчанам.

11

24

7

4

4
Комментарии (49)