Общество
21607
16.12.2014 09:59
8
Игорь Ащеулов: «Штурмовали нас с большевистским задором»
Ювенальная машина районной бюрократии обрушилась на многодетную семью священника.
Встретиться с семьей священника в Тербунский район отправились журналисты GOROD48.
В понедельник с утра отец Игорь Ащеулов и матушка Елизавета подались в райцентр, обивать пороги органов опеки, и стоять возле окон инфекционной больницы, за которыми в палате все их богатство - девять «носиков-курносиков сопят».
Заодно батюшка зашел к судмедэксперту в местный морг, чтобы воспользоваться платной услугой – снять побои. На левой руке Игоря Ащеулова огромный синяк, оставшийся от штурма его дома работниками полиции, прокуратуры и опеки.
- О-о-о! «брали» нас с большевистским задором, с яростью комсомольцев-богоборцев 30-х годов, - вспоминает страшный для своей семьи день - 12 декабря, Игорь Ащеулов. – А еще это можно сравнить с задором силовиков во время спецоперации: срезали болгаркой металлические петли двери, и бросились сгребать детей в охапку. Естественно, старшие сопротивлялись. Я бросился на помощь Евфросинье, но меня начал хватать за руки и пытаться скрутить участковый, повалив на кровать. Фрося сопротивлялась, но ее выволокли на улицу, где некая женщина бросила ее лицом в ледяную кашу. У Фроси и сейчас припухший нос… У ребенка над кроваткой висел календарик, на котором она зачеркивала числа, считая дни до рождества Христова, так его сорвали со словами: «Святоши!».
Общаясь с корреспондентом GOROD48 девушка сказала, что ее обидчицей была «прокурор Юмашева», но, как пояснил Игорь Ащеулов, Фрося в горячке ошиблась, это была возможно сотрудница полиции. Отец Игорь сам толком не разобрал впопыхах, кто там был и из какого ведомства. Но про большевистский задор священник упомянул, хоть и в шутку, но не зря, ведь, семью Ащеуловых не понимают в Озерках, где они живут, именно из-за их религиозности. Точнее из-за слишком уж ревностного отношения к православию.
- Нужно знать эту семью, их особый уклад жизни, - рассказывает знакомая Ащеуловых, Лидия Гребенина. – Да, это семья строгих нравов. Трудолюбивая, у них большой огород, скотина, а детей с раннего возраста приучают к труду. Да, отец Игорь строгий глава семейства. Поэтому, когда пост, то постятся все, когда молитва – молятся. Девочки ходят в юбках, и платьях, что называется – в пол, мальчики носят строгую одежду без вычурности. В семье не услышишь бранного слова, и скажу так: всем бы нам так жить. А что, все тербунцы своих детей хорошо воспитывают, чтобы судить семью этого священника? Сходите в «солдатский» лес, посмотрите, что там творит молодежь – от «спайсов» все уже с ума посходили, туда даже полицию как-то раз вызвали… Зато всем есть дело до детей Ащеуловых, которые не такие как все, не разделяют их увлечений…
Лидия Гребенина, Елизавета и Игорь Ащеуловы, мать священника Людмила Ивановна, прилетевшая подержать сына из Тюмени, отправляются проведать детей. У окна первого этажа инфекционного отделения все их богатство. В палату заходит психиатр Игорь Бутылин. Женщины возмущаются – по какому праву без согласия родителей? Смущенный мужчина выходит пообщаться с ними на улицу, а заодно и узнает в чем дело. Говорит, что не заметил в детях никаких психических отклонений, но на всякий случай просит родителей дать официальное разрешение на психиатрическое обследование детей. Они его не дают. С какой стати?
Чуть позже, с просьбой дать разрешение на обследование к родителям обращается нарколог, но тоже получает отказ. Смелая дама говорит, что обследование по ее профилю возможно и без согласия родителей. Хотя, в беседе с корреспондентом GOROD48 главврач Тербунской ЦРБ Голобурдин Сергей Иванович, заверяет, что все медицинские манипуляции, включая прививки, если и будут, то только с позволения родителей.
- Деток нам доставили 12 декабря, мы увидели их в первый раз, - говорит главврач. – Ни прививок, ни осмотров, ни патронажного наблюдения не было, когда медсестры пытались попасть в жилище Ащеуловых, их просто не пускали. Сейчас мы полностью обследуем всех детей, на это уйдет дня 3-4, и будем видеть полную картину. В данный же момент видимых проблем нет, лишь у Вани Ащеулова вирусная инфекция и небольшой бронхит. Что будет с детьми потом, не могу вам сказать, наверное, это будут решать власти и органы опеки.
Что решат? Как будет? Да и есть ли веские юридические основания для постановления, которое выпустил глава Тербунского района Сергей Иванов о, дословно «отобрании несовершеннолетних» у Ащеуловых, на основании того, что кто-то из детей пропускал уроки, особенно не любя предмет «Обществознание», и в доме у них печка отапливаемая дровами, что несет определенную опасность детям, как объяснил глава района верующим, пришедшим к нему хлопотать за батюшку? Пока что Ащеуловым нечего противопоставить мощной государственной машине, которая очевидно забрасывает пробные шары будущей ювенальщины. Сегодня Ащеуловы, а где гарантия, что завтра это не коснется каждого, особенно тех, кто живет не как все, скажем, не курит спайс в «солдатском» лесу (лес близи села Солдатское в Тербунском районе, место отдыха местных жителей), а держит пост и молится.
Ситуация с семьей священника для Липецкой области – зоны толерантности и веротерпимости - странная. Здесь получают участки для экопоселений последователи писателя-фантаста Владимира Мегрэ и община православного радикала, экс-миллиардера Германа Стерлигова, в Задонском районе живет монастырской общиной яростный борец с ИНН и штрих-кодами, глобализацией, архимандрит Севастиан (Щербаков), но на семье строгого священника и «внесистемщика» Игоря Ащеулова весь свет сошелся клином.
«Я не «антисистемщик!»
Пока едем из Тербунов в Озерки, подвергаем допросу отца Игоря не хуже следователей. Заговариваем о некоем внтриправославном протесте, породившем «несогласных» которые порой демонстрируют твердые консервативные взгляды, отказываются от получения российских паспортов, пластиковых карт, боятся ИНН и штрих-кодов. Отец Игорь опровергает, что он именно из этой среды.
- Помилуйте, я не собираюсь уходить в затвор, становиться отшельником и втягивать в это семью. Я никогда не замуруюсь в пещерах, как пензенские сидельцы. Мне однажды в сельской администрации тоже сказали, мол, завтра ты в пещеру замуруешься вместе с детьми, а нам отвечай? Для меня оскорбительно такое сравнение! Я не считаю поступки тех людей правильными и не поддерживаю их, и никогда так не поступил бы. Да, у меня старый советский паспорт со справкой к нему, что он имеет такую же юридическую силу! Но и этот вопрос для меня не принципиален, и я не противник нового российского паспорта. ИНН у меня нет, он мне не нужен так как я не предприниматель. Чего мне не хотелось бы, так получать УЭК – универсальную электронную карту гражданина. Вижу в этом признак возможности контроля над человеком, над личностью…
- Отец Игорь,
- Полнейшая ерунда! Ребята уже сфотографировались на паспорта. И бумаги всяческие жена оформляла. Как раз в день штурма нашего дома она и была в Липецке по этому вопросу! А власти всем сказали, что она ушла из дома и незнамо где была. В Липецке она была, как раз по справкам этим всяким. Вы не представляете, сколько хлопот когда у вас 9 детей! Попробуйте соберите справки на всех, оформи то или это! Иногда просто плюешь на эти копеечные детские субсидии из-за того, что приходится бегать по замкнутому кругу.
- Увы, не удастся избежать вопроса о том, что случилось в вашей семье в 2007 году, когда супруга написала на вас заявление об издевательствах над ней, и над детьми.
- Обычный семейный разлад. Было очень трудное время, меня вывели за штат, не дав служить в храме в Бурдино. У нас было уже 7 детей, жена сильно устала. А тут безденежье, нужда. Мы, хоть и православные, но ничто человеческое нам не чуждо, и мы серьезно конфликтовали. Жена видимо захотела меня попросту бросить, как неудачника. Естественно я не позволял этого, и она выбрала оригинальный способ – написала на меня заявление, с тем, чтобы возможно меня запугать, чтобы я ее отпустил. Потом она вовремя одумалась, признала оговор, дело было закрыто, у нас все быстро наладилось. После этого у нас появились еще двое детей. У кого в семье не бывает ссор?! Но зачем в это лезть со стороны?
За разговорами подъезжаем к жилищу Ащеуловых.
Дом на самом дальнем отшибе Озерок действительно старенький и ветхий, какой дали батюшке, такой он и взял без раздумий. Спасибо местному фермеру-доброхоту. Однако не все так страшно, даже в частном секторе Липецка полно таких халуп. По ходу экскурсии, глазу есть чему порадоваться. Во-первых, тут же опровергается аргумент органов опеки и районных властей, что, якобы дети Ащеуловых могут голодать. В сараюшке блеют четыре ухоженные козы. В следующем сарае довольно повизгивают и встречают своего хозяина, встав на задние лапы две упитанные хавроньи. Пчелиные ульи в саду. А еще куры и гуси… В общем, картина предстает совсем иная, чем описывают чиновники в своих сигнальных письмах и постановлениях.
За домом огромных размеров огород. И здесь же забава семейства Ащеуловых – построенная из поленьев крепость! Так Ащеуловы, которые «мал мала меньше» развлекаются. Крепость, и штаб, все из поленьев! С выдумкой! Да, они не просиживают сутки напролет за компьютером. Дети живут полноценной жизнью, порой в трудах, но и в играх с фантазией. А за такими играми, иной раз, и не заметишь, как школу прогуляешь... Среди наших читателей нет таких, кто школу не прогуливал? Или у всех новые дома, где убрано-прибрано? У всех мир и лад, никто не сорится со вторыми половинками?
Да, в доме Ащеуловых все старо и ветхо. К тому же дверь вынесли «штурмовики». Но печка греет хорошо, через полчаса уже Ташкент. А в спальне батюшки, страшно сказать – компьютер! «Бесовская машина»! Да, да, у «ретрограда-антиглобалиста», «замшелого веруна с синдромом ПГМ» и его «затырканных, замоленных, постящихся, белого света не видящих» деток есть компьютер. И… внимание, сейчас прозвучит еще более страшная весть… На компьютере настроен Интернет!!! Впору закричать: «Чур меня!» и не веря своим с глазам замахать руками. Ведь в районе о Ащеуловых говорят, как о затворниках, пещерных людях.
- Компьютер и Интернет можно считать элементами глобализации, но это и средства связи и коммуникаций. Тем более это огромная библиотека! Зачем нам от него отказываться? - говорит Игорь Ащеулов.
Из ветхого домика батюшка ведет в домовую часовню. Это старый сарай, на котором висит… нет не крест - Андреевский флаг.
Внутри иконы, два аналоя, здесь семья совершает молитвы. Пол густо устлан соломой, и антураж - свечи, сверкающие ризы иконок, книга священного писания, все это очень похоже на рождественский вертеп. Дети Ащеуловы так же ждали Рождество, как солдаты дембель, зачеркивая дни календаря.
Тем временем, дело взяли под контроль липецкие правозащитники.
– Совершенно очевидно, что здесь необходимо тщательное и объективное разбирательство, причем под контролем общества, – рассказал член липецкого общества прав человека, член общественной палаты региона Валерий Королев. – Детей могли изъять, если им грозила опасность, если были сигналы об издевательствах над ними в семье. Но для этого необходимы свидетельства – наличие явных телесных повреждений, явные признаки голода. Это все должны подтверждать медики, а не директор школы и не глава администрации. И конечно же, прогулы уроков не могут быть поводом для изъятия детей. У нас есть взрослые дети с двумя классами образования, и опека по этому поводу никак не возбуждается. В деле Ащеуловых много вопросов. Например, почему в больнице дети без согласия родителей? Почему во время изъятия не велась видеофиксация ради объективности? В то же время, о каком изъятии речь, если в семье есть потенциальный опекун – бабушка, то есть, мать Игоря Ащеулова? То есть, вопросов множество, и просматриваются нарушения. Мы берем это дело под контроль, и начинаем консультации с юристами и адвокатами известных правозащитных организаций.
Проблемы из-за отказа в исповеди следователя?
Отозвалось на проблему и местное духовенство. Не церковное начальство, а такие же как отец Игорь, простые священники.
Настоятель храма села Большая Боевка Долгоруковского район, отец Николай Калабухов, который запомнился читателям GOROD48 по истории произошедшей полтора года назад, когда взялся за пистолет, чтобы защитить жизнь и честь своей дочери, выступил с резкой критикой действий властей. Он и представители православной общественности не могли остаться в стороне, узнав о том, что у священника отняли его родных детей. Николай Калабухов – уроженец Тербунского района, 7 лет проработал в одной из сельских школ. Он лично знает священника Игоря Ащеулова. Мало того, они дружили семьями до переезда отца Николая в Елец.
– Такая позиция (отобрать детей) совершенно не правильна – это большая ошибка, – уверен Николай Калбухов. – Обидно, что власти делают так без согласования с местным благочинием. Да, он за штатом, но чин с него никто не снимал. Подобные поступки в отношении священнослужителя напоминают 1937 год. Я лично знаю отца Игоря и заявляю, что 80% сказанного о нем сельскими властями – наговор.
По версии Николая Калабухова, гонения на священника начались около восьми лет назад. Примерно в это время к нему за причастием пришла женщина. Она работала в следственных органах. Хотела исповедоваться, но священник в силу своего характера по объективным причинам отказал ей в проведении обряда. Позже эта женщина внесла раздор в семью Ащеулова и предложила его супруге забрать у отца детей. Дошло до уголовных дел, но через 2 года они были закрыты. А потом человек, который расследовал эти уголовные дела, приложил руку к отключению газа в доме священника, хотя задолженность составляла на тот момент около 300 рублей.
– Его обвиняют в том, что он не делает прививки детям, но кроме него многие родители не доверяют прививкам, – говорит Николай Калабухов. – Не пустил на какие-то уроки? Но на то он и родитель, чтобы следить за моральным обликом детей. И если посмотреть объективно, оснований для того, чтобы забрать у него детей, нет. То, что произошло с семьей Игоря Ащеулова, напоминает гонения на верующих и геноцид.
Следственный комитет назначил проверку
Как стало известно сегодня Задонским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Липецкой области начата доследственная проверка в отношении должностных лиц Тербунского района Липецкой области по факту изъятия из семьи несовершеннолетних детей.
«В настоящее время проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – сообщает СУ СК РФ по Липецкой области.
Никита Воробьев
2
2
5
1
0
Комментарии (8)