Под Липецком научились делать сыр не хуже, чем в Голландии или Франции
Мы побывали на ферме в селе Чернава и убедились, что в Липецкой области могут делать отменные сыры.
«Сначала просто хотели накормить детей…»
На въезде в село нас встречает Наталья Власова, женщина больше похожая не на хозяйку фермы, а на офисного работника. Собственно, такой она и оказалась – работает в Москве до сих пор, в Чернаве бывает наездами, а к сельскому хозяйству пришла из-за собственного хобби.
Козья «мама»
- В нашей семье шестеро детей, рассказывает Наталья, - Естественно, хотелось выбирать детям самое лучшее, например, экологическое питание. Мы с мужем решили завести маленькое подсобное хозяйство – три козы и две коровы. Всё для того, чтобы кормить детей натуральной едой. Тогда я и подумать не могла, во что всё это может вылиться в итоге.
Корни у жительницы столицы оказались из Липецкой области, на родине предков они с мужем и завели подсобное хозяйство. Которое с годами серьёзно разрослось.
Козы любят чистоту
- Сейчас у нас собственная сыроварня, два десятка коров и козы – 89 дойных, самцы, молодняк. Всего около полутора сотен питомцев, - провожает нас Наталья в вольер с козами. Он кстати, так незатейливо и называется – козовник.
Козовник
По обе стороны стоят загоны для животных. Козы страшно любопытны, тянут свои смешные мордочки к нам через ограду.
Поражает чуть ли не стерильная чистота, вокруг ни соринки, всё помыто и покрашено. Наталья Власова просит нас поддержать порядок и пройти через специальный влажный ковёр, чтобы почистить обувь, а руки обязательно обработать антисептиком.
Честно сказать, мы, городские жители, ещё ни разу не были на ферме такого уровня. Думали, что нас приведут в деревянное здание с соломенной крышей, где мужики в фуфайках будут бросать лопатами навоз, а встретят нас доярки с натруженными мозолистыми руками.
На самом деле процесс дойки на ферме автоматический. Козочек партиями загоняют на специальное место, где подключают доильное оборудование. Одно нажатие кнопки и процесс дойки начался.
Датчики показывают, сколько молока дала каждая коза. Затем статистику передают в «центр».
Козы оказались весьма сообразительными созданиями в отличие от, например, баранов. Наталья Власова сравнила их интеллект с собачьим. Они сами знают, в каком именно месте их разрешат от лишнего молочного бремени и весело бегут на дойку.
Немаловажный момент – в процессе опустошения молока коз кормят зерном, чтобы они стояли смирно.
Покушать козы не дурочки, поэтому процесс дойки для них всегда праздник, который продолжается два раза в сутки – в шесть утра и шесть6 вечера. В день одна коза даёт примерно три литра молока.
Пенсия для козы
Есть одно верное средство узнать, на самом ли деле хозяева так любят своих питомцев или делают вид. Спрашиваем, у скольких коз имеются свои имена. Власова отвечает, что у каждой. И перечисляет – Роза, Моника, Наташка.
У каждой козы есть собственный номер, а ещё – чип на заднем копыте. Во время дойки система считывает чип и передаёт данные о количестве молока на центральный компьютер. Хозяева всегда могут узнать, а много ли коза «дает молока», заметить если надои снизятся и принять меры – может быть у девушки стресс или требуется внести изменения в рацион. Так же система показывает, когда козе «пора на пенсию».
- Козы живут лет в среднем лет 15, - рассказывает Наталья Власова, - Уже через год они способны давать молоко, а активный молочный период длится, как правило, десятилетие. Затем девушки стареют…
В загонах стоят даже специальные чесалки. Козы их обожают
Спрашиваем, куда девают заслуженных ветеранов. Оказывается, здесь их так любят, что не пускают на мясо.
- Мясом мы не занимаемся. Старенькую козу можно продать за 30-40 тысяч рублей? Кто её возьмёт? Во-первых, они и в старости продолжают давать молоко: уже не так много, как требуется на ферме, но для частного подворья хватит. А во-вторых, иногда их покупают ради потомства.
- Что же бывает с теми, кого не купят? – продолжаем интересоваться «социальными гарантиями» для питомцев.
- Спокойно доживают у нас свой век в почёте и сытости. Так сказать, уходят на заслуженный отдых.
Козья родословная
Ещё в компьютере можно проследить… родословную каждой козы – кто папа, как зовут маму, сколько молока давала и даёт родительница. Дети от особо молочных козочек ценятся, ведь в плане производительности идут по стопам родителей. И есть даже такие особи, которые побеждали на разных выставках (среди коз ни тоже проводятся!) и их отпрыски считаются «элитой».
Наталья добавила, что у неё на ферме пасутся козы трёх пород, всё в своё время были привезены из Америки – англо-нубийские, ламанча и альпийские. Все отличаются способностью давать много молока – по три литра в сутки.
Зарплата на ферме около 40 тысяч рублей
Отправляемся вместе с пастухом по имени Набиджан «прогулять» копытных подружек. По пути узнаём, что мужчина приехал из Таджикистана, работает на ферме около трёх лет и всем доволен.
- Зарабатывать можно и у нас на родине. У нас тоже есть фермы, но нет таких просторов, как в России, - круговым жестом он обводит огромный луг, - Здесь козам самое раздолье.
Набиджана восхищают российские просторы
Луг, а точнее травяные поля на нескольких гектарах, тоже принадлежат фермерам. Туда, кстати, вывозят весь навоз из козовника и коровника – лежащие под паром луга удобряют, чтобы затем на них выросла самая сочная и вкусная трава.
У коз одно занятие – есть побольше и копить молочко. Набиджан объясняет нам и отсутствие у дамочек рогов. Оказывается, их просто выжигают, поскольку козы – существа самолюбивые и постоянно выясняют отношения друг с другом. Чтобы никого не поранили, приходится избавлять их от оружия в виде рогов. И тогда все довольны.
Наталья рассказала нам о своих работниках.
- Примерно 20 человек – скотники, пастухи, доярки, разнорабочие, - говорит фермерша, - Есть выходцы из Средней Азии, просятся на работу и жители Чернавы. Платим в среднем по 40 тысяч рублей – неплохой доход для деревни.
Сыр, который каждый день «выгуливают»
Святая святых на ферме – сыроварня. Туда даже заходят в специальной одноразовой одежде, шапочках и бахилах. Стерильность, как в операционной. Кругом холодильники, в них хранится уже готовый сыр. Некоторые сорта, как пармезан, выдерживаются три года.
- Именно на таких фермах, как наша и выпускается самая экологически чистая продукция. Тот самый фермерский сыр. На больших предприятиях всё равно используют химические добавки – да, разрешенные по санитарным требованиям, но все равно – химия. На таком крафтовом производстве, как наше нет гигантских объемов продукции, но зато есть возможность тщательнее работать с продукцией. Каждую головку сыра нужно хотя бы раз в день «прогулять» т.е. достать из хранилища, подержать на руках, проветрить, чтобы не допустить скопления вредных вещество. Всем этим у нас занимаются отдельные люди, их задача не только производить сыр, но и холить его и лелеять. Представляете – в течение трёх лет каждый день «прогуливать» головку сыра. Это же какой труд!
Естественно, такая продукция не может стоить, как магазинная. Литр козьего молока здесь обойдётся около 200 рублей, а сыры – 2,5 – 3 тысячи за килограмм.
К слову, на изготовление одного килограмма настоящего фермерского сыра уходит примерно 10 литров молока! Зато сыр намного вкуснее магазинного: мы попробовали и подтверждаем это. И не только мы продукция чернавских сыроваров уже завоёвывала награды на престижных профессиональных выставках.
Чернавский сыр по эксклюзивному рецепту
Сортов здесь много – от классических до своего собственного, который прозвали по названию местности – чернавским. Он, кстати, пользуется особым спросом в столице.
- Продукцию мы продаём в основном в Москве, - говорит Наталья, - Для липецких потребителей цены всё-таки кусаются, а в столице сыры, молоко, масло, сметана идут на ура. Впрочем, и на местного покупателя мы тоже пытаемся найти выход – рассматриваем организацию регулярных поставок в Липецк, ведь и там настоящая фермерская продукция может найти своего покупателя.
Непосредственно за изготовление сыра и неукоснительное соблюдение сложных технологий на ферме отвечают родная сестра Натальи, которую зовут Анастасия и её муж Максим. Жители Москвы специально переехали в Чернаву и говорят, что им всё нравится, ведь занимаются любимым делом.
- Я вообще всю семью пристрастила к своему увлечению фермерством, - смеётся Наталья, - Муж тоже здесь помогает по хозяйству, сестра со своим супругом. Дети учатся в вузах, но иногда приезжают помогать – целый семейный подряд.
Эффективное импортозамещение и экотуризм
- Нам иногда не верят, что в России можно организовать фермерское производство не хуже, чем в Европе, - говорит Наталья Власова, - Лучший ответ – это вкус и качество нашей продукции. Искушенные московские покупатели удивляется: «Но ведь у нас нет технологий». Отвечаю им, что я лично ездила учиться фермерству во Францию и Италию. Один итальянский сыровар чуть ли не в пятом поколении учил меня многим тонкостям. Говорил, что мы – россияне не конкуренты для его итальянских покупателей и гордился тем, что семейные рецепты уйдут далеко в Россию. Мне говорят: «У нас техники нет». Все оборудование самое современное, в свое время закупили во Франции. Возражают: «Люди не те, ничего делать не умеют». Я в ответ предлагаю попробовать наш сыр.
В планах Натальи – развитие экотуризма. Чтобы желающие могли приехать на ферму, даже пожить здесь, посмотреть за производством и даже попробовать подоить козу.





Комментарии (61)