Общество
7374
28.05.2017 13:07

За что аборигены съели Кука?

К вопросу о выборах ректора ЛГПУ.

Выборы ректора в Липецком государственном педагогическом университете, в результате которых делегаты конференции отказали в доверии нынешнему руководителю вуза Нине Фединой, прошли по принципу «яйца курицу не учат». В роли коллективной курицы выступили недовольные реформаторской деятельностью Фединой профессоры и преподаватели, ущемленные и.о. ректора в должностях и заработках. И они проучили «выскочку», которая, подумать только, осмелилась внести в деятельность вуза свежую струю! После выборов, неудачных для Нины Фединой, эта фронда выходила из аудитории окрыленной. Вот только чем?

Если поднять новости с тегом «ЛГПУ» до августа 2015 года, то почти все из них сопровождаются словом «взятка». При прежнем ректоре Павле Бугакове оперативники УМВД РФ по Липецкой области каждый семестр уличали во мзде преподавателей. Но были и другие скандалы. В том же ключевом для универа 2015-м вуз не прошел аккредитацию надзорных органов сразу по нескольким программам. Вся его аспирантура также не была аккредитована Рособрнадзором. Перед выпускниками вуза замаячила реальная перспектива остаться без дипломов государственного образца. Причинами такого удручающего положения дел стала вольница, которая распространилась на ставшие впоследствии институтами факультеты. Вуз к лету 2015 года напоминал Россию эпохи раннего Ельцина с его девизом брать суверенитета столько, сколько кому надо. В итоге в Минобразовании уже готовились закрыть университет в Липецке, который как институт в 60-х годах прошлого столетия явил образовательной системе Советского Союза так называемый «Липецкий опыт», за которым к нам ездили эшелонами учителя со всей страны.

В такой ситуации Павел Бугааков был вынужден расписаться в бессилии, уйдя с должности по собственному желанию. Исполнять обязанности ректора стала Нина Федина, в свое время проработавшая на руководящих должностях в Москве в системе образования, а с 2013 года занимавшая должность проректора по научной работе ЕГУ имени Бунина.

В ЛГПУ Федина попала, как говорится, из огня да в полымя. Времени на плавное вхождение в должность у нее не было: тогда в Минобре сформировалось мнение, что липецкого педуниверситета на образовательной карте России уже нет. Спасать систему подготовки кадров для среднего и дошкольного образования нужно было немедленно. А раз так, то нужно без всякого политеса и экивоков наводить порядок. Железной рукой.

Фактически с августа 2015 года вуз стал площадкой проведения жестких антикризисных мер, в ходе которых было покончено с порой чрезмерными хотелками отдельных его сотрудников. Масштабная ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения выявила несоответствие доходов некоторых структур получаемым результатам. Поэтому Нина Федина отменила существовавшую систему распределения внебюджетных поступлений, при которой каждый декан имел свой «свечной заводик» в виде 45-процентных отчислений, тратившихся преимущественно на премии. Все полученные средства с тех пор направляются на нужды вуза и перераспределяются коллегиально.

Естественно, как всякий реформатор, Федина затронула интересы многих. Так, новый ректор привела в соответствие дорожной карте развития высшего образования в России количество профессорско-преподавательского состава (в 2017 году федеральным стандартом предусмотрено, что на одну единицу ППС может приходиться не меньше 11,7 студента). Понятно, что не обошлось без сокращений, хотя реально работы лишились всего несколько человек. Из вуза ушли совместители (пришлые преподаватели), опять же коллегиально были перераспределены ставки, началась непримиримая борьба со взяточничеством. В итоге задача оздоровления и спасения коллектива была выполнена, но многие из тех, кто жил иллюзиями прошлого, главным образом сотрудники вуза в возрасте «дожития» как профессионального, так и обычного человеческого, затаили обиды. Что странно, ведь уже в 2016 году зарплаты педагогов выросли на 20-30%, а в вузе появились премии за научную деятельность.

Есть реформаторы, которые действуют по наполеоновскому правилу: они ввязываются в сражение и по его ходу ориентируются, как действовать дальше. Нина Федина выбрала другой путь - приведения вуза в норму, восстановления престижа специальности учителя и репутации университета путем продуманных действий. И результаты не заставили себя ждать.

Если по итогам мониторинга 2014 года ЛГПУ был признан неэффективным (!) вузом, то уже в 2015-м попал в число эффективных. А по итогам прошлого года университет выполнил семь министерских пороговых показателей из семи!

В ЛГПУ открыли и аккредитовали магистратуру, получив под это федеральное финансирование. В этом году вуз аккредитовал 19 групп специальностей, открыл 25 новых профилей подготовки. При Фединой вуз перестал работать на самого себя. Теперь в университете активно сотрудничают со школами, выясняя их потребности в новых направлениях среднего образования. Поэтому тут теперь дают знания в робототехнике, медицинской химии, досуговой деятельности и др. На новый уровень в университете вывели воспитательную работу, перейдя от культмассовой работы к мероприятиям содержательного характера (теперь на первом месте не «два притопа три прихлопа», а упор на то, чем выпускник вуза будет заниматься уже как учитель - на профессиональную компетентность).

Новый ректор добилась от Минобразования дополнительного финансирования, за счет чего были отремонтированы с десяток аудиторий, закуплены более 300 единиц научно-лабораторного оборудования, открыты новые компьютерные классы и лаборатории. На 2018 год вуз получил добро от Минобра еще на сто бюджетных мест плюсом, что, безусловно, является объективным показателем доверия министерства.

Заметили изменения в деятельности липецкого педагогического университета и в народе - сейчас в вузе за свои деньги приобретают высшее образование более 80 «контрактников» (а в 2015 году таких было всего восемь), и за рубежом - в 2015 году в ЛГПУ учились 15 иностранцев, сегодня - 156 из 23 стран (при Фединой вуз перекрыл рекорд 1981 года - тогда в Липецке училось 120 иностранцев).

Новации Фединой коснулись и студенчества. Молодежь стала выезжать за рубеж на экскурсии, конференции и форумы. Впервые с 1988 года были частично отремонтированы общежития и куплена для них мебель. В вузе появилось студенческое самоуправление. Будущие педагоги стали выпускать тиражом в тысячу экземпляров реально независимую газету «Вне границ» - первый выпуск был отпечатан на деньги студентов, а позже на полиграфию Объединенный совет обучающихся получил федеральный грант. В 2016 году вуз впервые участвовал в финансируемой профильным министерством Программе развития деятельности студенческих объединений и с ходу выиграл конкурс. Полученные 4,5 млн рублей студенты потратят на развитие студенческих клубов и на участие в акциях федерального уровня (так, завтра, 29 мая, в ЛГПУ начнется Всероссийский фестиваль именных вузов).

Студенты, кстати, как и большинство преподавателей, не довольны итогами пятничных выборов ректора. В соцсетях идет активное обсуждение итогов голосования, по результатам которого Нине Фединой, реально вытащившей универ из трясины и ликвидировавшей возможность его закрытия, не хватило всего четырех голосов для утверждения в должности. Учащаяся молодежь и те преподаватели, которые увидели перспективы развития вуза, недовольны, как они пишут, «ретроградами» из числа делегатов конференции, которые торпедировали кандидатуру Фединой.

Итак, прошедшая конференция стала пирровой победой над новой реальностью пробившейся в делегаты конференции «старорежимной» профессуры. Кто-то хочет повторения истории 2014 года? Кто-то желает видеть Липецк без своего педагогического вуза, в то время как средний возраст учителя в школе «50 плюс»? Вопрос: кому выгодна та ситуация, которая сложилась?

Игорь Луговой
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.