Происшествия
9248
08.09.2010 08:29

В Липецке начнется суд над киллерами, которым инкриминируют расстрелы известных коммерсантов

9 сентября в Липецком областном суде начнется самый громкий уголовный процесс нынешнего года. На скамью подсудимых сядут трое липчан, которых обвиняют в совершении...


9 сентября в Липецком областном суде начнется самый громкий уголовный процесс нынешнего года.

На скамью подсудимых сядут трое липчан, которых обвиняют в совершении ряда самых громких преступлений середины 00-х. Группе инкриминируют убийства липецких предпринимателей Александра Присекина и Геннадия Алексеева (последний имел кличку Генок Усманский и считался криминальным авторитетом), покушение на бизнесмена Сергея Серпуховитина и приготовления к убийству руководителей крупнейшего в регионе вещевого рынка - Петровского - Сергея Митина и Сергея Терехова.

Главарем банды правоохранительные органы считают 46-летнего Андрея Шуленина, человека, постоянным занятием которого было оказание криминальных услуг липецким бизнесменам. Это ветеран Афганистана, бессрочный инвалид второй группы, награжденный во время службы медалью <За отвагу>. Первым его преступлением считают убийство учредителя торговых домов <Октябрьский> и <Ноябрьский> Александра Присекина. Мотивом убийства, по версии следователей, стала личная неприязнь Шуленина к предпринимателю, отказавшему в просьбе пойти на коммерческие уступки его знакомым. <Афганец> беспощадно расправился с Присекиным 6 июня 2006 года. Зная, что коммерсант привозит в детский сад своего ребенка, Шуленин в этот день притаился во дворе расположенного рядом с садиком жилого дома по улице Плеханова, 34. Выждав, когда из автомобиля вышла жена и сын бизнесмена, Шуленин произвел в оставшегося в машине Присекина два выстрела из снаряженного глушителем и оптическим прицелом автомата Калашникова. Пули, пробив лобовое стекло, разорвали сонную артерию и раздробили один из шейных позвонков коммерсанта. Выстрелы были столь точны, что осматривающие труп сотрудники УБОПа решили, что Присекина застрелили из снайперской винтовки Драгунова: пули вошли в его горло, как говорится, одна в одну. 

В СКП РФ по Липецкой области считают, что тогда же Шуленин создал организованную устойчивую вооруженную группу с целью совершения нападений на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В нее вошли Виталий Дашков, 1971 г.р., и Сергей Горбунов, 1976 г.р. Банда, созданная и руководимая Шулениным, отличалась присущими ей специфическими характерными признаками, одним из которых являлась особая устойчивость, выражавшаяся в длительности ее существования и в стабильности состава. Другим характерным признаком банды являлась сплоченность и тесная взаимосвязь ее членов, которые, руководствуясь единым умыслом на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, объединились на основе личного знакомства и длительных дружеских отношений. Все члены ОПГ постоянно поддерживали друг с другом отношения, вместе проводили свободное время, отмечали дни рождения и иные праздники. Поддерживая внутриорганизационную дисциплину, троица регулярно совместно занималась спортом. Никто из мужчин не работал. Считается, что главарь и его подручные все свое время посвящали подготовке и осуществлению преступлений. За участие в банде Горбунов и Дашков получали от ее организатора денежное вознаграждение.

Группа следователей по особо важным делам СКП РФ по Липецкой области, специально созданная для расследования преступлений, совершенных в отношении липецких коммерсантов, считает, что банду отличала четкая внутренняя иерархия и жесткая дисциплина. Распоряжения Шуленина носили для его подручных обязательный характер. Сам бывший воин-интернационалист планировал деятельность ОПГ на длительный период, определял непосредственные объекты посягательств, разрабатывал планы совершения преступлений, определял роли каждого из участников банды при совершении преступлений. Шуленин подыскивал и подготавливал оружие, арендовал гаражный бокс в гаражном кооперативе <Молодежный> на улице Смургиса, в котором хранилось оружие, бинокль, приборы ночного видения, взрывное устройство. Он же занимался сбором информации о жертвах планируемых им преступлений, для чего, привлекал других лиц, не входящих в созданную им преступную организацию. Например, Сергей Австриевских оказывал банде транспортные услуги, Владимир Авдюхов помогал в подготовке оружия. 

При общении друг с другом по сотовым телефонам (у каждого члена группы были СИМ-карты, зарегистрированные на подставных лиц) и рациям члены ОПГ по распоряжению Шуленина пользовались позывные. Афганец взял себе позывной <первый>, Горбунова называли <вторым>, Дашкова - <третьим>. Для повышения своего авторитета в глазах членов банды Шуленин похвалялся связями в правоохранительных органах и властных структурах.

Перед совершением преступлений члены ОПГ собирали исчерпывающую информацию о жертвах планируемых нападений, выясняя маршруты их передвижения, распорядок дня. 

На вооружении банды находились автоматы Калашникова заводского производства, снаряженные самодельно установленными на ствольную коробку металлическими станинами для крепления оптического прицела, оптическими прицелами и глушителями. К автоматам было не менее четырех магазинов и 108 патронов калибра 7.62 мм. На вооружении группы было и самодельное взрывное устройство дистанционного действия, являющееся аналогом противопехотной осколочной мины направленного поражающего действия МОН-50, снаряженное бризантным взрывчатым веществом - тротилом массой 0,6-0,9 кг. с радиусом поражающего действия 70-140 метров, которое члены банды намеревались использовать в июле 2008 года для убийства совладельца Петровского рынка Сергея Митина. Кроме того, ОПГ располагала пистолетом бразильского производства, 22 патронами и глушителем к нему.

В целях наиболее эффективного функционирования вооруженной банды использовался специально приобретенный автотранспорт: автомобиль , использованный при совершении нападения и убийства Геннадия Алексеева, автомобиль <ВАЗ-21043>, из которого предполагалось застрелить одного из руководителей Петровского рынка Сергея Терехова, имеющего в определенных кругах кличку Доцент. Помимо этих машин группа Шуленина располагала принадлежащим Горбунову автомобилем и принадлежащим Дашкову автомобилем . Руководитель ОПГ Шуленин разъезжал на личном автомобиле

Через год после убийства Александра Присекина ОПГ расправилась с его деловым партнером Геннадием Алексеевым, который не без оснований считался авторитетом местного преступного сообщества. В середине 90-х Генок Усманский был тесно связан организованной преступной группой <Липецкая братва>, был четырежды судим (его самое громкое дело связано с организацией убийства местного бизнесмена, забросанного гранатами и расстрелянного из автоматического оружия). После своего последнего срока Геннадий Алексеев легализовался, стал бизнесменом, активно интересующимся строительным бизнесом. Его расстреляли 4 октября 2007 года из автомата Калашникова неподалеку от села Аксай. Предварительное следствие считает, что в убийстве участвовали все трое членов банды Шуленина, повязывая себя тем самым кровью. 

Планируя убийство Алексеева, группа Шуленина подыскала автомобиль для передвижения к предстоящему месту расправы. В дальнейшем, для конспирации, на машину установили государственные регистрационные знаки, похищенные с другого автомобиля. Шуленин привлек не являющихся членами ОПГ Авдюхова и Австриевских к подготовке убийства Алексеева, не ставя их в известность об объекте своих преступных намерений. Так, Авдюхов за полученное от Шуленина вознаграждение помог <пристрелять> приобретенный им автомат. Выяснив маршрут передвижения Алексеева из Липецка в Усмань, где у легализовавшегося в предприниматели криминального авторитета коммерсанта был дом (в Липецке Генок Усманский жил в элитной многоэтажке на Нижней Логовой по соседству с вице-губернатором Доровским и начальником УФСБ по Липецкой области Крючковым), Шуленин попросил Австриевских вывезти его и Дашкова на автодорогу Липецк-Усмань. Там, планируя убийство, они выбрали наиболее удобное с их точки зрения место. 

Закончив подготовку к преступлению и выяснив, что 4 октября Алексеев поедет из Липецка в Усмань своим обычным маршрутом, Шуленин и его бригада прибыли в район села Аксай Усманского района. Увидев приближающийся Алексеева, Шуленин расстрелял его из автомата, опустошив полтора рожка патронов. Смерть бывшего уголовника, в неволе начавшего писать стихи и философские эссе, наступила от множественных ранений. Преступники почему-то не тронули жену Геннадия Надежду, ехавшую вместе с мужем (вероятно, ее, упавшую на пол машины между сидениями, не заметили). Действуя в соответствии с планом, Шуленин и его подельники отогнали в лесополосу и сожгли. Там же банда оставила автомат и два магазина с оставшимися патронами. 

Следующей жертвой банды, по мнению следователей, должен был стать предприниматель Сергей Серпуховитин, который, как считал Шуленин, был должен ему крупную денежную сумму. Офис Серпуховитина находился в Липецке на улице Мира в доме 1 <б>. В бизнесмена было решено стрелять через забор, которым обнесен офис. Для убийства решили использовать тот же автомат Калашникова с глушителем и оптическим прицелом, из которого Шуленин убил Александра Присекина. Предварительная работа - выяснение маршрута передвижения и распорядок дня Серпуховтина - заняла чуть более месяца. Шуленин решил использовать для совершения преступления автомобиль <ГАЗель>, из тентованного кузова которого он намеревался вести стрельбу по живой мишени. Грузовик, за рулем которого находился Австриевских (его, по версии следствия, <афганец> использовал <втемную>), подогнали 28 ноября 2007 года к строению 1 <б> по улице Мира и припарковали между забором указанного строения и металлическими гаражами у домов № 1 и № 1 <а>. <Цель> должна была появиться в период с 18.00 до 19.00 часов - в это время Серпуховитин обычно приезжал в офис на автомобиле . Бизнесмен с плохой, по мнению Шуленина, кредитной историей, оправдал надежды охотника. В 18.15. Шуленин произвел в Серпуховитина два выстрела, после чего, полагая, что тот убит, скрылся с оружием с места преступления. Но Шуленин промахнулся. 

Летом 2008 года Шуленин, испытывая неприязнь к совладельцу Петровского рынка Сергею Митину и его партнеру Сергею Терехову, обусловленную их отказом пойти на коммерческие уступки его знакомому Вадиму Гордееву, захотел убить Терехова. Коммерсанта решили застрелить в ночь с 14 на 15 июля на пути его следования из гаражного кооператива <За рулем-2> к месту жительства, многоэтажному дому по улице Циолковского. Орудием расстрела Шуленин выбрал автомат, которым он пользовался при убийстве Присекина и покушении на Серпуховитина. Планируя преступление, Шуленин и Дашков при участии Австриевских, которого члены вооруженной банды не ставили в известность о своих намерениях, подыскали автомобиль <ВАЗ-21043>, из салона которого намеревались вести стрельбу на поражение. На машину в целях конспирации был установлен световой знак <такси>. После расстрела бизнесмена с места совершения преступления бандиты должны были скрыться на <Лексусе> Горбунова. 

Около 23 часов 14 июля Терехов, как обычно, поставил свой автомобиль на стоянку и пошел домой. Следивший за ним Горбунов немедленно доложил об этом по рации Дашкову и Шуленину. Убийство Доцента не было доведено до конца, так как дальнейшие действия банды пресекли сотрудники милиции. При этом Шуленин, пытаясь избежать задержания, в ответ на требования сотрудников милиции открыть двери <Жигулей> и не дергаться, практически в упор произвел одиночный выстрел из автомата в живот сотрудника отряда милиции специального назначения. К счастью, пуля попала в преграду - заднюю левую металлическую стойку автомобиля, и лишь потом срикошетила в спецназовца. Жизнь милиционера спас бронежилет.

Понятно, что Сергей Митин остался в живых только по той причине, что банда была обезврежена. В течение суток милиция задержала остальных подозреваемых - Вадима Гордеева, Владимира Авдюхова и Сергея Австриевских. В ходе следствия выяснилось, что шуленинская ОПГ готовила еще одно убийство - совладельца Петровского рынка Сергея Митина. За ним осуществлялось скрытое наблюдение, бандиты неоднократно осматривали участок местности в районе места жительства коммерсанта - улицу Новую в селе Ленино. С учетом полученных данных члены банды разработали план устранения бизнесмена, решив взорвать СВУ под днищем его автомобиля на маршруте передвижения. Для этого в неустановленном следствием месте в неустановленное время и у неустановленных лиц Шулениным была приобретена противопехотная осколочная мина направленного поражающего действия МОН-50. 

Однако вскоре позиция следствия изменилась. Под подозрением в итоге оказались только Шуленин, Дашков и Горбунов. Их-то и оставили под арестом. Уголовное преследование в отношении остальных подследственных было прекращено. Их перевели в разряд свидетелей. Адвокаты подсудимых объясняют такую позицию, в частности, ангажированностью расследования со стороны руководителей Петровского рынка, оказавшихся неожиданно отлично осведомленными о планах Шуленина. Взять, к примеру, Вадима Гордеева, арестованного как участника шуленинской ОПГ. В то же время он был наряду с Сергеем Митиным одним из соучредителей Петровского рынка. Не потому ли, что другим акционерам Петровского рынка было выгодно отстранить Гордеева от дел, в правоохранительных органах и родилась идея подвязать Гордеева к шуленинской ОПГ? А когда это не получилось, Гордееву попытались инкриминировать причастность к другому нераскрытому преступлению - смерти его тестя, 46-летнего Сергея Шкарина, гендиректора ТД <Спутник> и еще одного акционера Петровского рынка, джип которого в январе 2006-го в поселке Сырский Рудник взорвали неизвестные. Не потому ли в сентябре 2008 года реанимированное уголовное дело Шкарина к своему производству принял следователь по особо важным делам Антон Абросимов? Ревностный следователь трижды (!) обыскивал дом Вадима Гордеева, пытаясь разыскать комплектующие к взрывному устройству, которое было использовано для убийства Шкарина, боеприпасы и оружие (при третьем обыске измученный непрекращающимися бессмысленными следственными действиями от сердечного приступа умер отец Вадима Гордеева, Виктор). В итоге Вадима Гордеева пришлось-таки отпустить в связи с его непричастностью ни к деятельности банды Шуленина, ни к убийству его тестя. 

Однако в СКП РФ по Липецкой области уверены, что в отношении Андрея Шуленина, Виталия Дашкова и Сергея Горбунова собраны веские улики. Им вменяются бандитизм, убийство, приготовление к убийству, покушение на убийство, незаконное приобретение, хранение и ношение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. По предъявленным обвинениям организатору ОПГ Шуленину, если его вина будет доказана, грозит пожизненное лишение свободы.

Игорь Луговой
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.