Общество
1595
13.08.2008 16:40

Прифронтовой курортный сезон

Корреспондент газеты МГ побывал на границе с Абхазией.

Корреспондент газеты МГ побывал в Абхазии.

Большой Сочи в этом году, несмотря на разгар курортного сезона, пребывает в тревоге – совсем рядом, в Абхазии, раздаются взрывы – абхазы (справедливее сказать – Российская армия) пытаются выбить грузин из Кодорского ущелья. С сочинских пляжей хорошо видно, как корабли ВМФ России идут в сторону Абхазии. Через Адлер по отремонтированной накануне «железке» идут эшелоны с военной техникой. Над пляжами барражируют «черные акулы». 

взрывные пляжи Сочи

Для сочинских курортников война началась раньше, чем для южных осетин, - 7 августа в 10 утра на пляже в Лоо сработало взрывное устройство. Погибли 2 человека и 13 ранило. Как выяснили позже сотрудники правоохранительных органов, взрывное устройство, эквивалентное 2,5 кг тротила было закопано в пляжную гальку. 

Я в это время ехал в поезде Москва – Адлер в одном из трех прицепных елецких вагонов. О произошедшем в Лоо мы уже знали – многие пассажиры получили SMSки от знакомых, отдыхающих на сочинских курортах. 

На станции Лоо в вагон вошли два милиционера и стали проверять документы у всех подозрительных лиц, будто террорист мог находиться здесь. Многих это удивило, люди высказывали недовольство, упрекали милицию в бездействии. Нашлись и такие, кто сразу же начал собираться в обратный путь. 

Милиционеры тактично нас успокаивали. «Что ж теперь: волков бояться – в лес не ходить? Вон в Турции теракты – рядовое явление, а мы, россияне, прёмся туда как ни в чем не бывало! А Египет? Сколько там уже погибло наших граждан в автокатастрофах! Но мы же едем в Египет!» - разъяснял курортникам капитан милиции, проверявший наши документы. 
На мой вопрос, кому это выгодно, капитан ответил: «Это политика, кто знает, чего добивались этим терактом те, кто его организовывал, – может, срыва Олимпиады в Сочи, может, еще чего…».

«Еще чего», стало известно очень скоро: мир узнал о трагедии Цхинвала. И уже сегодня многие сочинцы говорят, что взрыв в Лоо был призван отвлечь россиян от проблем Южной Осетии.

Отвлечь Россию от войны не удалось никому. Но тем, кто устроил теракт, удалось посеять некоторую панику на курортах Сочи. Сразу после взрыва часть отдыхающих в Лоо курортников тут же стали собираться домой. Легче всего было тем, кто приехал сюда на машинах. Многие из них и впрямь разъехались. Те, у кого были билеты на поезда и самолеты, после неудачных попыток их обменять остались обреченно отбывать «курортный срок», кляня испорченный отпуск и опасаясь возможных терактов. Некоторые даже на всякий случай переехали из Лоо в соседние Лазаревское и Адлер, хотя весной там также гремели взрывы. 

В связи с этим совершенно удивительным кажется и тот факт, что меры безопасности в районе Большого Сочи заметно ослаблены. Год-два назад все железнодорожные сочинские тоннели охранялись автоматчиками, а теперь там нет никакой охраны. Заходи кто угодно, закладывай взрывчатку и рви поезда!

слухи – главный враг курортников,
или женские взрывпрокладки

Сочинский внутригородской район Адлер, приграничный с Абхазией, внешне выглядит спокойным. Правда, отдыхающих меньше, чем в прежние годы, и это отмечают все. Разговоры курортников и местных жителей об одном – терактах, войне в Южной Осетии и начавшихся боевых действиях в соседней Абхазии. То и дело появляются слухи о якобы новых терактах: о взрыве на центральном рынке Адлера, о разорванной на пляже в клочья старушке, поднявшей газету, о взорванной вместе с пассажирами маршрутке. По местному телевидению каждый день выступают сотрудники правоохранительных органов и чиновники с просьбами не верить слухам. Но при этом власти призывают всех быть бдительными. Листовки с подробными инструкциями на случай терактов развешаны по всем сочинским курортам буквально на каждом заборе и столбе. Главное предупреждение – ничего не подбирать с земли и не трогать руками неизвестные предметы, которые могут оказаться минами-ловушками.

И отдыхающие ведут себя крайне осторожно. Я стал свидетелем случая, от которого стало и горько, и смешно одновременно. Во время рекламной акции на пляже всем женщинам раздавались гигиенические прокладки. Поначалу дамы брали их с удовольствие, но затем... стали выбрасывать в мусорные контейнеры. Одна женщина, смеясь, сообщила: «Ну их, а то вдруг это диверсия! Взорвутся прокладки и все. Или отравленными бактериологическим оружием окажутся…». В результате в один из дней практически все мусорные контейнеры на набережной Адлера оказались переполнены женскими прокладками. 

Во многих уличных кафе отдыхающие в эти дни предпочитают вместо музыки слушать новости о положении дел в Южной Осетии и Абхазии. Но если Осетия отсюда далековато – за Кавказским хребтом, то Абхазия – в пяти минутах на маршрутке. 

на курорте как на войне
Многие жители Адлера – выходцы из Абхазии, переехавшие сюда после войны 1993-94 гг. У всех там остались родственники и друзья, которые постоянно звонят, рассказывают о начавшихся бомбардировках грузинских позиций в Кодорском ущелье и Галльском районе. Но в принципе любой из отдыхающих все прекрасно видит своими глазами. 
Еще 9 августа мы наблюдали с пляжей, как в сторону Абхазии движутся военные корабли. Над Адлером время от времени летают «черные акулы» и истребители. По железной дороге в Абхазию идут составы с вооружением и танками. 

Но, несмотря на это, желающих отдохнуть в Абхазии если и стало меньше, то не на столько, чтобы говорить о провале сезона. Во вторник, 12 августа, корреспондент газеты МГ побывал и по ту сторону реки Псоу.
Пограничный пункт Псоу, как и в мирное время, кишит народом. Но, если в сторону Абхазии пришлось стоять у пропускного пункта минут пять, то возвращался я полтора часа. 

Правда, до того как ступить на землю Абхазии, я провел некоторое время под арестом пограничников. Так случилось, что не увидел предупреждения о запрете делать фотоснимки, достал фотоаппарат и сделал несколько кадров, после чего тут же был препровожден в помещение с решетчатой дверью – пограничный «обезьянник» для нарушителей.

Соседом по «нарам» оказался очень интересный персонаж – дагестанец Руслан, пытавшийся пройти границу по ксерокопии своего паспорта! Руслан тут же выгреб из моей пачки все сигареты, а на вопрос: «Зачем дагестанцу в Абхазию?» он, загадочно подмигнув, ответил: «Работать!». Впрочем, заключение на границе длилось недолго. Минут через двадцать пограничники пробили по компьютеру паспорт, удостоверение Союза журналистов России и отпустили с миром на ту сторону Псоу, даже не стерев с фотоаппарата сделанные в запретной зоне снимки. Не разрешили делать снимки на границе и абхазские пограничники. Более того, предупредили, чтобы не снимал после Сухума. 

В Сухум я не поехал, однако побывал в Гаграх. По дороге, за окном маршрутки промелькнули несколько военных грузовиков с солдатами. Номера у всех машин содержали цифры 21 - код для частей СКВО.  Однако продвигаться в зону боевых действий в мои планы не входило – как-никак у меня отпуск, а Гагру и Пицунду я уже прошел вдоль и поперек в прошлые годы. Погуляв немного, я вернулся к пропускному пункту. Здесь с чемоданами и сумками стояла огромная очередь из россиян отдыхваших в Абхазии. Курортники все прибывали и прибывали. 

Те, кто отдыхал в Гаграх и Пицунде, о военных действиях ничего особенного не рассказывали: в акватории Черного моря стоит российский флот, периодически видели вооруженных абхазских ополченцев, которые охраняли наших отпускников на пляжах, но все было тихо. А утром, 12 августа, отдыхавшие в Сухуми и Очамчире были разбужены канонадой со стороны Кадори. 

Москвичка Татьяна Сергеевна Некрасова рассказала, что с вечера знакомый абхазский военный предупредил ее и многих других, чтобы они немедленно увозили отсюда детей. Тем более накануне в Абхазии ввели комендантский час с 22.00, а сама республика перешла на военное положение. А утром, когда из Кодорского ущелья донеслись два мощных взрыва, сомнения в том, что абхазский отдых становится опасным, отпали моментально. И она за две недели до окончания отпуска решила вернуться домой, в Москву. Ее даже не прельстил отдых в относительно безопасном Сочи. Татьяна рассказала, что в связи геноцидом, который устроили грузины в отношении южных осетин, абхазы полны решимости воевать. Хоть сейчас отдай приказ, и они готовы с голыми руками идти на Тбилиси. Однако в республике уже стоят российские военные, которые отправляют большую часть ополченцев по домам. 
О том, что российский флот потопил грузинский катер, и даже о том, что весь его экипаж составляли украинцы, абхазские курортники узнали раньше остальных россиян. Весть об этом разнеслась по Абхазии моментально, и некоторые отмечали это событие очень бурно.

В Абхазии, к слову, принимают все главные российские телеканалы. Но и грузинское телевидение вещает исправно. По нему в эти дни идут бравурные репортажи о победах грузинского оружия над российским. 

Над президентом Грузии Михаилом Саакашвили, прозванным в Абхазии Мишико бесноватым, абхазы смеются. Как рассказал пожилой таксист дядя Гриша из абхазского Гантиади, Мишико бесноватый в эти дни как две капли похож на Адольфа Гитлера – по грузинскому телевидению беспрерывно идут кадры, как он изрыгает проклятия в адрес России, срывается на истерический визг, его челка сбивается набок… не хватает только коротеньких усиков.

Уже сегодня на границе России и Абхазии снова выстроилась огромная очередь. Но на этот раз в обратную сторону - российские отпускники, успокоеные сведениями о прекращении огня, стремятся на пляжи Гагр и Пицунды.

Евгений Сокольский

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.