Общество
35366
11.08.2024 15:04
21

Оператор связи просит подтвердить свои данные: как реагировать

Вы получили сообщение от своего мобильного оператора, что нужно подтвердить персональные данные – иначе есть риск лишиться связи. GOROD48 рассказывает, что нужно сделать, если пришло такое сообщение, как актуализировать данные. И как отличить сообщение настоящего оператора от развода мошенников, которые пытаются действовать от имени работников сотовых компаний.

Рассылки, в которых абонентов просили подтвердить свои данные, в ходу не первый год. Операторы связи делают это периодически с 2018 года — тогда вступили в силу изменения в Федеральный закон «О связи». Однако в последние пару лет мобильные операторы стали значительно чаще присылать абонентам подобные уведомления. Людей это пугает, они игнорируют эти сообщения, считают их спамом, или вовсе сообщениями от мошенников. Между тем без этой процедуры можно лишиться доступа к своему привычному и родному номеру.

Почему операторы мобильной связи рассылают сообщения о подтверждении данных

Еще в 2018 году вступили в силу поправки в Закон «О связи», в которых регламентировалось – предоставлять услуги связи операторы вправе только абонентам, которые сообщат им достоверные сведения о себе. А в 2021 году появились новые изменения – закон № 319 ФЗ наделил Роскомнадзор полномочиями проверять корректность внесенных операторами данных. Ведь даже если когда-то абонент сообщал оператору свои паспортные данные, информация могла устареть – человек поменял паспорт, сменил фамилию, возможно, получил сим-карту от знакомого, который решил пользоваться другим номером, а старую сим-карту жалко оставлять на полке.

Проверке подлежат ФИО, дата рождения, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Требования подтверждения персональных данных зависит от срока давности оформления договора, возраста абонента – если наступает срок замены паспорта, смены места работы (для тех, кто пользуется корпоративной связью). Такая процедура необходима и если номер оформлен на родственника, фамилия в регистрационной форме записана с ошибками или сменилась в связи с замужеством. Есть и случаи, когда владельцем сим-карты формально остается человек, который умер десять лет назад.
Следует помнить – закон требует от операторов связи блокировать номера абонентов, чьи данные по любым причинам неактуальны или не подтверждены. Оператор вправе отключить связь, если не предоставить информацию в течение 15 дней. Если игнорировать запрос еще полгода, компания может расторгнуть договор и передать номер новому абоненту.

Как подтвердить данные

Подтвердить свои данные можно через авторизированный аккаунт на Госуслугах или лично посетить салон связи своего оператора.
В приложении мобильного оператора или в личном кабинете на сайте нужно зайти в свой профиль и выбрать кнопку «проверить/подтвердить паспортные данные», затем перейти в свой личный кабинет в Госуслугах и разрешить оператору провести верификацию.
Также вы можете обратиться в любой магазин или отделение вашего сотового оператора. С собой нужен только паспорт и SIM-карта. Сотрудник сверит данные с договором и, если необходимо, актуализирует сведения. Отделение сотового оператора придется посетить, если Госуслуги не дадут подтверждения, что данные актуализированы. Такое возможно, если договор вы оформили много лет назад, а за это время у вас изменилась фамилия, паспорт, адрес регистрации или другие сведения.

Если сим-карта оформлена на другого человека

Такой номер можно подтвердить и переоформить только при личном посещении салона сотовой связи. Самый простой вариант – абонент, на которого оформлена карта и нынешний пользователь знают друг друга, общаются. В такой ситуации они приходят вместе в салон с паспортами, номер переоформляют на нового владельца, в базе – актуальные данные. Но если текущий владелец живет в другом городе, то алгоритм действий у разных операторов различается и его надо уточнять. Существуют вариант переоформления номера по доверенности. Есть вариант с посещением офиса каждым из участников в своем городе. В случае, если бывший владелец мобильного номера умер, вопрос – можно ли переоформить канал связи на свое имя – решается в офисе оператора.

Как мошенники пытаются прикинуться мобильными операторами

Актуализация персональных данных – это требование закона. Сотовые компании напоминают, что нужную информацию следует подтвердить или через Госуслуги, или в салоне.

А вот если вам звонят от имени мобильного оператора, чтобы продлить действие сим-карты, - это, скорее всего, мошенники. Эта схема стала одной из популярных с конца 2023 года. Разговор строится по одному сценарию: собеседник утверждает, что буквально завтра заканчивается срок действия вашего договора на связь с сотовой компанией. Если его не продлить, вас лишат связи – звонков, интернета, смс. А сам номер отберут и передадут другому человеку. В этот момент следует вставка о персональных данных: их нужно актуализировать, но вот время, увы, поджимает… Но исключительно из симпатии (уважения, сочувствия, и т.д. – нужное подставить) в офис можно и не приезжать. Компания сама поможет пройти идентификацию через Госуслуги, просто нужно продиктовать код, который сейчас придет на мобильный телефон.

Код – именно та информация, которая нужна мошенникам. Поменяв пароль, они могут сразу сообщить вам – «я мошенник, теперь кредит на тебя оформлю», чтобы вы зашли на госуслуги и позвонили в «службу безопасности Госуслуг». Или чуть позже вам позвонит сотрудник «службы безопасности». Дальше – прессинг, что надо открыть безопасный счет, вывести деньги…
Правило: «не говорить код от своих аккаунтов, личных кабинетов» должно работать и здесь: настоящий мобильный оператор предложит или самому зайти на госуслуги и подтвердить данные, или посетить салон связи лично. Обман выдает и причина, по которой мошенники начинают диалог: у договора между оператором и абонентом есть начало, но нет срока окончания действия. Договор не надо продлять раз в год-два. Он актуален, пока вы пользуетесь связью. Угроза расторгнуть договор буквально завтра – фикция. Настоящий мобильный оператор не станет этого делать, даже если отключит связь из-за неуплаты. Только если не платить больше полугода.

А вот если вы все-таки поддались напору и продиктовали код из смс, и мошенники успели поменять пароль и контрольный вопрос, восстановить доступ самостоятельно у вас не получится. Придется обращаться в МФЦ. И обязательно сразу заблокировать все банковские карты, если они привязаны к аккаунту.

И, конечно, будьте бдительны.
6
5
18
26
13

Комментарии (21)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
q
11.08.2024 15:20
У операторов есть адреса прописки абонентов. Пусть рассылают.
Ага
11.08.2024 15:49
Сейчас же все абоненты по адресу прописки живут. Ага.
q
11.08.2024 17:18
Сейчас же все абоненты по адресу прописки живут. Ага. Раз в полгода обязан появляться. Закону много лет. А так, закон бессмысленный. Договор бессрочный. Все эти сверки - лишняя волокита.
Вот
11.08.2024 17:23
Раз в полгода обязан появляться. Закону много лет. А так, закон бессмысленный. Договор бессрочный. Все эти сверки - лишняя волокита. Через полгода и появится. По закону. Но с не активной сим картой.
оператор
11.08.2024 15:55
Сам придёшь, ещё чего.
Как гость
11.08.2024 17:09
Сам придёшь, ещё чего. Ага, бежим уже и спотыкаемся.
Это
11.08.2024 15:35
Чтобы с новыми(свежими) данными было мошенникам взять кредиты.Моё мнение.
Шурик
11.08.2024 15:47
После такого звонка от оператора у меня взломали госуслуги, теперь посылаю всех далеко не разбираясь кто и что и жизнь наладилась, разговариваю мало,посылаю быстро.
Шурику
11.08.2024 15:50
Я спрашиваю "Чей Крым?". Они сами пропадают, даже посылать не надо.
-
11.08.2024 17:40
Фильтруют по умственным способностям.
Поэтому
11.08.2024 17:56
Фильтруют по умственным способностям. И убегают, прокричав в трубку что то про какую то гиляку. Это чё такое?
Поэтому
11.08.2024 18:06
Фильтруют по умственным способностям. И убегают, прокричав в трубку что то про какую то гиляку. Это чё такое?
Сам
11.08.2024 18:09
Фильтруют по умственным способностям. Подрабатываешь таки образом?
Ирина
12.08.2024 11:31
Не как не реагировала пока не заблокировали.
Гость
12.08.2024 16:38
С такой вакханалией в связи, интернете и прочей хне нам пытаются навязать цифровые деньги и вообще всю жизнь цифровую. Пусть сами питаются цифровой пищей и воспитывают цифровых детей.
Ольга
12.08.2024 18:21
Здравствуйте не знаю как реогировать
Виктор
12.08.2024 18:50
Тоже присылали но в личный кабинет ростелекома но с какого-то они просили ещё и снилс. Я их послал за такие запросы они переобулись и я просто подтвердил что старые данные верны и они отъехали.
Екатерина
12.08.2024 22:26
За прошедшую неделю и уже дважды звонили по этой схеме. Сказала, что если мне потребуется я лично обращусь в салон связи и не надо меня разводить, у меня оплачена абоненплата и отключить меня не имеют права. Начали со мной разговаривать уже с криком, причем в одном из случаев звонил парень с отвратительной дикцией, его было трудно понять. А когда начал возмущаться и кричать-вообще сумбур. Рекомендовала поработать ему с речью и положила трубку.
Ник
13.08.2024 03:31
Просто скажите ,что для оцифровки людей - это придумали!!!
Еще комментарии