Общество
11204
27.03.2021 10:01
25

Знаете ли вы, что на первом в Липецке автомобиле лихачил композитор Сергей Рахманинов?

Первый автомобиль появился в Липецке более ста лет назад, его привезли из-за границы для городского головы Митрофана Клюева.

GOROD48 продолжает публикации под тегом # знаете ли вы, в которых рассказывает об удивительных явлениях, редких и загадочных памятниках Липецка, событиях его современности и истории. Сегодня мы расскажем о первых липецких автомобилях, их владельцах и связи с нашим городом великого композитора Сергея Рахманинова, чье 150-летие будет отмечаться в 2023 году.

Нечистая сила

«Антихрист — враг рода христианского», «Нечистая сила», «самодёр», «ахнобиль», «самобиль» — так, по свидетельству «гражданского краеведа»-самоучки Серафима Неверова, липчане окрестили железное чудовище, появившееся на улицах города в 1912 году. Купил автомобиль городской голова Митрофан Клюев. Впрочем, эта дата, 1912 год, как говорится, «не бьется» с воспоминаниями других людей, утверждавших, что автомобиль куплен Клюевым в 1909 году. Но, простим «гражданского летописца», который, может быть путался в датах, но сохранил для потомков хоть какие-то сведения о Липецке начала XX века.

В своих записках Серафим Алексеевич писал, что сто лет назад самым распространенным транспортом уездного городка Липецка были пролетки, тарантасы, дрожки и линейки. Карета имелась только у городского головы Митрофана Клюева. «С красной выделкой, со светлыми фарами и внутренним освещением, замечательная пара гнедых лошадей, да сбруя на загляденье» — пишет Неверов, с записками которого нас познакомила директор музея декоративно-прикладного искусства, известный в Липецке историк и краевед Ирина Жирова.

a4tTFmjoqM0.jpg

Самый распространенный в Липецке транспорт начала XX века

BfCwly_Y7do.jpg

Каретой Митрофан Клюев пользовался редко, только по большим праздникам, когда в город жаловали из Тамбова губернатор или правящий архиерей. Да и негде было в Липецке ездить на карете — одни ухабы да болота, сетует Неверов. От своего дома на Дворянской до городской управы, что располагалась на улице Площадной, Клюев чаще ездил на линейке. Тут надо отметить, что дом Клюева находился на месте нынешнего здания областного краеведческого музея на улице Ленина, а городская управа — как раз в том доме, в котором сейчас расположен историко-культурный музей, филиал музея декоративно-прикладного искусства на улице ныне называющейся Октябрьской. А до времени расположения в нем городской управы этот особняк начала XIX века и идеально сохранившийся до нынешних времен, принадлежал купцам Хренникову, Небучинову и Болховитиновым. И вот от середины Дворянской и до середины Площадной городской глава ездил на линейке. Как пишет Неверов: «… на мягких реверсах, можно на неё садиться по шесть человек. Часто по пути в городскую управу по дороге он сажал на линейку нужных ему людей, которые шли с каким-либо поручением. И пока доедут до управы, линейка полностью заполняется, едет как бы целая делегация…».

А потом появился в Липецке и автомобиль.

«Это было большое удивление для липчан. Они расспрашивали друг друга — а как машина называется, и конечно кто как её называл, потому, что люди нигде не были кроме Липецка и ничего не видели. Вот сколько названий первой машине было: самобиль, самодёр, ахнобиль, нечистая сила, антихрист — враг рода христианского. Вообще первой машине досталось, какое ей только названия не придумывали. Городской голова купил для себя легковую машину из-за границы. Она прибыла в Липецк с иностранным шофёром, который проживал у городского головы Клюева до дня объявления войны 1914 года, а потом он покинул Липецк», — пишет Неверов.

Что стало с машиной городского головы потом — история умалчивает. Родственники Клюева уже в наши дни передали в историко-культурный музей на Октябрьской фотографию этого автомобиля. 

3IoaMgEh8-g.jpg

Первый липецкий автомобиль

Также в музее хранятся еще фото двух машин липчан. Они тоже были первыми, но купленными после авто Клюева. Это машины семьи купцов Хренниковых и инженера Пустовалова. 

o6gOHK8IQWk.jpg

ajy4IxW7RbM.jpg

Первый же грузовой автомобиль в Липецке появился полгода спустя после покупки Клюева. Старый, убитый наглухо, по воспоминаниям Неверова грузовичок, купил коммерсант Зиновий Самойлович Шур. Грузовик имел ужасный вид: «…кузов и борта все расщеплены, в дырах, а резины почти не было, немножко заметны одни ободья».

Зиновий Шур затеял в городе первые грузовые перевозки от станции «Липецк» и составил конкуренцию извозчикам. Они неоднократно грозились сжечь авто и забрасывали машину камнями. Кроме того, грохочущий по улицам города грузовик пугал лошадей, они пускались вскачь, часто калеча извозчиков и пассажиров. А однажды грузовик разогнал множество лошадей запряженных в повозки. Извозчики по утрам собирались на так называемой бирже, располагавшейся в районе улицы Воронежской (ныне Советская) и ждали заказчиков. 

Сами извозчики уходили в чайную, а лошади оставались на улице. И вот в такой момент появился грузовик Шура. Лошади бросились врассыпную, кто куда. Их потом ловили по всему городу насмерть испуганных, с порванной упряжью.

ind7RSnEgTg.jpg

Вереница лошадей - та самая липецкая биржа извозчиков и ломовых 

Пропал грузовик в августе 1914 года. Куда он делся, история также умалчивает. Началась Первая мировая война, и многие из вчерашних извозчиков, или ломовых, как их еще называли, ушли на фронт, затем последовала революция и липчанам стало не до фиксирования исторических моментов. Даже Серафим Неверов ничего не пишет о послереволюционном времени. Известно лишь, что Митрофан Клюев в 1917-м ушел в отставку, его имущество реквизировали, может быть среди него был и тот самый автомобиль. Митрофан же Клюев, несмотря на то, что был очень богат, за границу не уехал, оставался в Липецке, где и прожил послереволюционные семь лет. Умер Клюев в 1924 году. Известно, что похоронен он на кладбище Преображенской церкви, но могила его неизвестна.

cgYxVGnJc1M.jpg

Митрофан Клюев

Поездка великого композитора

Однако пеленой прошедших лет скрыто не все. Один очень важный эпизод история все же сохранила. Он касается и первого липецкого автомобиля, и гордости Тамбовской губернии, в которую входил Липецкий уезд — композитора Сергея Рахманинова.

Тут надо позволить небольшое отступление, лирическое — без преувеличения. Сергей Рахманинов, как известно, родился в Нижегородской губернии, но после женитьбе на своей кузине Наталье Сатиной, получил, если можно так сказать — в качестве приданного ее имения, в том числе в Тамбовской губернии. Сергей Рахманинов с женой часто жили в тамбовских Ивановке и Знаменке, где сейчас располагаются дома-музеи композитора.

Знаменка  - самое близкое к Липецку имение Рахманиновых. Село входит в Петровский район Тамбовской области. Бывал ли Рахманинов в Липецке, что он здесь мог делать — местные историки и краеведы пока так и не докопались до этих фактов. Хорошо известно лишь, что Сатины — известнейшая фамилия и липецких купцов, так, что не исключено, что  жена Рахманинова — родня липецких Сатиных, как, собственно и сам Сергей Васильевич, учитывая, что его жена ему приходилась и двоюродной сестрой. Кроме того, хорошо известно, что и среди липецкой знати со времен основания Липецка, и даже раньше — со времен города-крепости Сокольска, были и Рахманиновы, причем дворянского и помещичьего сословия.

Но вернемся в начало XX века. До наших дней дошли записки Николая Кожина, сына строителя сокольского завода Александра Кожина. Это потом Николай Александрович Кожин станет известным культурологом, профессором, одним из инициаторов создания общества охраны памятников и культурного наследия, а в описываемом нами времени он был еще студентом, учился в Санкт-Петербурге, и приезжал погостить в имение отца, которое находилось в селе Знаменка, которое потом слилось с селом Вешаловка Липецкого района. Причем однажды он гостил дома в тот момент, когда в имение приехал Сергей Рахманинов.

С записками Николая Кожина, которые были когда-то опубликованы в журнале «Аврора» и перепечатанные краеведами, нас познакомили в областном краеведческом обществе.

«В годы 1904 — 1917 зимой мы жили и учились в Петербурге, а лето часто проводили в селе Знаменка Липецкого уезда. Родовым имением Рахманиновых было село Казинка, но около усадьбы Знаменка у Рахманиновых был хутор того же наименования. В эту усадьбу часто приезжал Сергей Васильевич (иногда вместе с Шаляпиным)» — писал в своих мемуарах Николай Кожин.

Николай Кожин рассказывает, как с Сергеем Васильевичем Рахманиным ездил в Задонск. Кожин пишет, что та поездка произвела на Сергея Рахманинова громадное впечатление. Ему понравилось все — и монастырь, и монастырский уклад, и пение монахов, и звон колоколов.

«Уверен, что эти мотивы синтезировались с теми, что слышал он потом в Новгороде и, что, в конце концов, в 1913 году привело к созданию симфонической поэмы «Колокола», пишет Николай Кожин.

И вот тут лирическое отступление заканчивается. Николай Кожин продолжает: «Это посещение Сергеем Васильевичем Знаменки в 1909 году было самым длительным. Приехал он тогда из Липецка на машине городского головы Клюева. Сергей Васильевич сам правил машиной, в которой с ним приехала и хозяйка машины — Клюева.

PL45SzalJU4.jpg

Жена Митрофана Клюева - Еротиида

Это было первое появление автомашины в Знаменке и округе, поэтому, когда послышался гудок, то стали появляться толпы любопытных мальчишек и взрослых из соседнего села Вешаловки. Когда машина медленно подъехала к усадебному дому, первым из неё вышел улыбающийся шофёр. Он открыл дверцу и помог выйти бледной, пошатывающейся Клюевой. Затем из кабины водителя вышел сам Сергей Васильевич. Несколько бледный, но спокойный. Зато Клюева, отвечая на наши приветствия, раздражённо сказала: «Ну и путешествие, мы несколько раз были на краю гибели, машина наклонялась в канаву». Шофёр рассказывал, каких мук стоило его хозяйке доехать от Липецка до Знаменки и что Сергей Васильевич — отменный шофёр и проявил большую храбрость, рискуя несколько раз изуродовать в дороге машину и всех сидящих в ней. Когда мы за ужином шутя спрашивали дорогого гостя, откуда пристрастие к новой «специальности», он лаконично отвечал даже на вопросы, в которых сквозили насмешки: «Хочется развлечься… Хочется сильных ощущений… Это от усталости…»

К слову, в официальных источниках указано, что 1909 годы был годом гастролей Рахманинова по Америке и Канаде, но, можно допустить, что композитор позволил себе отпуск на родине, и погостил у липецких миллионщиков Кожиных в знаменитой на то время вешаловской усадьбе, с красивейшим особняком, каскадом прудов, в которых плавали даже… тюлени! Это сейчас в Вешаловке осталась от прежних времен лишь красивейшая Знаменская церковь, а тогда славилось и имение Кожиных, от которого сохранились лишь фрагменты стены и полуразрушенная угловая башня.

hrgPIwaaBk8.jpg

Как известно, Рахманинов увлекался автомобилями, покупал самые дорогие модели, вызывая зависть знати обеих столиц. Из его биографии следует, что увлечение появилось в «десятых» годах XX века, свой первый «Loreley» он купил в 1912 году. Как знать, может, это увлечение вызвала именно та автомобильная поездка в Липецкий уезд к Кожиным.

Сергею Рахманинову принадлежат такие слова: «Хороший дирижёр должен быть, естественно, и хорошим шофёром. И автомобилисту, и дирижёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. К этим свойствам дирижёру нужно всего лишь добавить небольшое знание музыки».

hCAn2CMT2Yk.jpg

Рахманинов с сестрами и товарищем на «Loreley»

P. S. История поездки Сергей Рахманинова на автомобиле Митрофана Клюева и пребывание композитора в усадьбе Кожиных буквально всколыхнула краеведов Тамбова. Соседняя область готовится к 150-летию Сергея Рахманинова, не проходит и дня, чтобы не состоялось какое-либо мероприятии посвященное памяти великого композитора, музыканта и дирижера. Липецк же это событие обходило стороной. После того как всплыли записки Николая Кожина, по мнению директора ивановского дома-музея Сергея Рахманинова Александра Ермакова, Липецкая области просто не имеет права оставаться в стороне от 150-летия композитора.

Евгений Федерякин


На главном фото: Сергей Рахманинов за рулем своего «Loreley». В материале использованы фото сайта РИА Новости, сообщества соцсети «Одноклассники» «Липецк вчера и сегодня», humus.livejournal.com, story.d3.ru, липецкого историко-культурного музея, липецкого областного и городского архивов


Предыдущие публикации рубрики «Знаете ли вы, что»:

Знаете ли вы, что наш земляк построил в Париже православный собор?

Знаете ли вы, что дореволюционная Россия в Масленицу ела елецкие блины?

Знаете ли вы, что в липецкой группе пел Григорий Лепс, а затем она собиралась покорить Лондон?

Знаете ли вы, что Лермонтов нацарапал стихотворение на верстовом столбе в Конь-Колодезе?

Знаете ли вы, что наши земляки заложили основу отечественных сахароварения и химии?



0
0
0
0
0

Комментарии (25)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Сергей V
29.03.2021 09:49
Годы идут, а в Липецке позитива в развитие нет, тоже захолустье и те же нравы. В сравнение с мировыми трендами наверное еще больше усугубилось отставание, звезды такого уровня уже просто не заезжают и тем более на отдых, да и приглашать их некому.
Созерцатель
28.03.2021 10:13
"До революции, работая слесарем и получая свои 50-70 рублей, я был обеспечен материально гораздо лучше чем когда был секретарем обкома партии"(Н.С.Хрущев)
СССР.
27.03.2021 23:52
Animal Planet., .. есть памятник пограничнику Карацупе с Джульбарсом. бандеровцы считают его предателем и пособником коммунистов.
ГОЭЛРО
27.03.2021 23:49
Созерцатель, .. русские люди носят только лапти и в рубище истово молятся, в церквях . когда им Ленин тракторы купил, они их жгли как "бесовские колесницы" по приказу попов . даже классик писал о лапотной России -" гроза нам в наказание божие посылается, а вы от неё шестами да рожнами обороняться вздумали ! "
ЛТЗ
27.03.2021 23:41
Созерцатель, .. при буржуях конструкторы и инженеры китайские трусы в переходах продавали что бы выжить. а воры,бандиты, рэкетиры и Вованы, паленой водкой через форточку торговавшие ездили на БМВ богатыми и успешными.
Созерцатель
27.03.2021 22:46
Ирина Гоева, людьми русские были до коммуняк, а они из людей попытались сделать винтиков. И во многом им это удалось.
1
27.03.2021 20:45
В этой деревне липецк, до сих пор дорог нет, кто в то время по навозу лиха ил?
геннадий
27.03.2021 20:28
спасибо за статью и фото
Ирина Гоева
27.03.2021 19:58
Комуняки попытались сделать их русского народа людей. Но народ продал свое будущее за спирт Рояль и за жвачку.
Созерцатель
27.03.2021 19:50
Одним из первых владельцев авто был инженер.тА сейчас инженеры самые бедные. Такую страну Ленин изуродовал!!!!
Еще комментарии
Рекомендуем