Общество

27.02.2021 10:11

Знаете ли вы, что в липецкой группе пел Григорий Лепс, а затем она собиралась покорить Лондон

Знаете ли вы, что в липецкой группе пел Григорий Лепс, а затем она собиралась покорить Лондон

Почти 40 лет назад именно в липецком коллективе начал путь на большую эстраду Григорий Лепс и работал солистом уже состоявшаяся звезда - Альберт Асадуллин.

В начале и середине 80-х афишные тумбы страны возвещали о  концертах группы с названием из почтового индекса Липецкой области – 398. Солистом группы был известнейший в Советском Союзе исполнитель, чьи песни звучали чуть ли не из каждого утюга – «Дорога», «Мальчик с девочкой дружил» - Альберт Асадуллин. А вот еще одного солиста этой группы, Григория Лепсверидзе, тогда не знал никто. «Рюмку водки на столе» Григорий Лепс споет еще не скоро. Как создавался музыкальный коллектив, исполнявший музыку в редком жанре симфорок, GOROD48 вспомнил вместе с создателем группы «Индекс 398» Игорем Сандлером.

ae5c6533-e3cf-4e06-aa09-faa958c19c98.jpg+2021-02-24-17.21.02.jpg

Оригинальный региональный

В далеком теперь уже 1982 году в Липецке появился музыкант, за плечами которого был приличный опыт работы в суперпрофессиональном коллективе, известном на всю страну. Шутка ли, прибывший в липецкую филармонию музыкант покинул шоу самого Барри Алибасова – группу «Интеграл»!  Группа играла рок и устраивала на сцене невероятное для того консервативного времени, шоу.  Барри Алибасов позже признает, что популярность «Интеграла», группы, на концертах которой использовались пиротехника, цветные дымы, а музыканты парили на стропах над залом, взлетела благодаря харизме Игоря Сандлера, который и летал над зрителями с приделанными к спине крыльями. «Интеграл» на рубеже 80-х просто рвал залы! И вот на пике этой славы Игорь Сандлер оказался в провинции и приступил к созданию в Липецке коллектива, который напомнил бы миру музыки о городе суровых металлургов, умеющих не только варить сталь. Ведь с тех пор, как липецкую филармонию покинула Алла Пугачева, минуло более десяти лет, местные самобытные артисты пока еще подрастали, и городу требовалась свежая кровь, желательно опытный профи, который может показать класс.  

d8d4ba1b-32f1-4b13-b416-f09748812f25.jpg+2021-02-24-20.04.01.jpg

В «Интеграле» Игорь Сандлер летал с крыльями над залом

3ae542dc-712a-441a-89a1-2946ffac5967.jpg+2021-02-24-20.04.01.jpg

- Тогда в липецкой филармонии работал Борис Холин, удивительный человек, и вот он стал меня обхаживать, сманивать в Липецк, - вспоминает Игорь Сандлер. – Уж что он только не делал, обещал полную свободу творчества, реализацию в самой полной мере. Он  приезжал уговаривать меня в Саратов, мой родной город, от филармонии которого выступал «Интеграл», подходил на гастролях, звонил. И у него получилось. В 1982 году я приехал в Липецк.  В липецкой филармонии был ансамбль «Песни друзей», и вот на его базе я стал создавать новый коллектив. Подбирал музыкантов, пробовал, экспериментировал. Но надо сказать, что аппаратура была моя личная, не только музыкальная, но и световая, уникальный  свет, который я купил в Ленинграде у группы «Август».  Техническое оснащение группы было мощнейшим на то время.  Началась долгая, кропотливая, творческая работа. Очертания группы проявлялись, менялись названия, группа называлась то «Лимузин», то «Проспект».  Нащупывалось, так сказать, то самое,  что нужно, что хотелось. А филармония создавала для этого условия. В Липецке я постоянно не жил, приходилось приезжать из Саратова, а потом и из Москвы,  останавливаться в гостинице, но город шел на то, чтобы создать для меня все условия. 

1629b68e-b25d-4c9b-8f43-617f4ab06a9b.jpg+2021-02-24-17.21.02.jpg

Один из первых составов «Индекс 398»: Вячеслав Ременный, Борис Холин, Игорь Сандлер, Виктор Кудрявцев, Петр Березовский

05f0b222-22d1-472b-830c-eb70083e021a.jpg+2021-02-24-20.04.01.jpg

База же музыкантов находилась в здании филармонии, том самом, что снесли в 1997-м. Там и репетировали, там же рождался будущий репертуар, который прославит группу, а группа – Липецк.

И вот, наконец,  у Игоря Сандлера получилось то, что хотелось – «Индекс 398». И название удачное со всех сторон, оригинальное, и в то же время региональное - ведь почтовый индекс нашего региона и сейчас начинается с этих трех цифр – 398. И репертуар для  группы Игорь Сандлер создал не менее оригинальный, не заезженный: классическая музыка в роковой обработке, с аранжировками Сандлера, и при помощи его добротной аппаратуры. Концерты группы  сопровождало  световые шоу, с лазерами, с проецирующимися на «заднике» сцены слайдами.  Сначала группа отправилась на гастроли по районам области, параллельно репетируя и «обкатывая» программу, написанную Сандлером, а затем начался тур по всей стране, и советский зритель принял липецкий «Индекс» на «ура».

Звезды состоявшиеся и будущие

-  В первом отделении мы исполняли классику в рок обработке. Звучали Моцарт, Бах, Чайковский, а второе отделение включало композиции, которые я писал сам, в разных стилях, арт-рок, хард, классик-рок,  джаз-рок, фьюжн, хэви-метал и даже нью-вэйв. Это было свежо, необычно, и вызывало восторг зрителей, - вспоминает Игорь Сандлер.



Действительно, липчане, посещавшие концерты новой липецкой группы, наверняка до сих пор помнят «Полет шмеля»  Римского-Корсакова в аранжировке и исполнении Игоря Сандлера, который не просто руководил группой, а еще и играл на клавишных. «Жужжал» шмель в исполнении «Индекса» так, что публика, как говорится, неистовствовала! 

А в 1985 году на концертных афишах группы «Индекс 398», кроме прочего появилась такая надпись: «Солист группы – Альберт Асадуллин». 

- Альберт Асадуллин приехал в Липецк по моей просьбе. Он хорошо  знал мое творчество, и ехал  ко мне, всецело доверяя моему музыкальному вкусу и тому, что я затеял в Липецке. А это было нечто новое, - вспоминает Игорь Сандлер.

Хотя, как и Сандлер, и другие музыканты, в Липецке Асадуллин не жил, но гастролировал по стране и ковал славу для нашего города почти три года. Выступали музыканты и в Липецке, без этого нельзя. Коль вы музыканты липецкой филармонии, значит скрашивать досуг горожан нужно обязательно.  И липчане любили «Индекс», залы многих ДК всегда были полны. Но и самое приятное было не за горами – «Индекс-398» стали показывать по центральному телевидению. 



После ухода из «Индекса» Альберта Асадуллина солистом группы стал Григорий Лепсверидзе. Никому неизвестный парень, певший в сочинском ресторане.

- «Индекс 398» как-то гастролировал в Сочи, концерты проходили в «Фестивальном». Жили мы  в гостинице «Приморская», я уже отправился спать, а мои музыканты сидели в ресторане.  И вот они поднимаются ко мне в номер и говорят: «Спустись в ресторан, там парнишка очень неплохо поёт. Я прямо как был в халате, спустился в ресторан, посмотрел со стороны дверей, и да, оказалось парнишка поёт хорошо. На следующий день подошел к нему, познакомились, снова послушал его, и пригласил в Липецк. Он сразу принял предложение. Об этом, он, кстати, вспоминает в своих интервью.



Так будущий Григорий Лепс вышел на большую сцену и стал гастролировать  с липецкой командой. Были большие концерты, крупные фестивали, критики отзывались о «Индексе -398» очень хорошо и сулили еще большее будущее и еще большую славу. 

Несколько записей будущего Лепса в составе липецкой группы «Индекс-398» выложены на youtube-канале Игоря Сандлера.  В этом парне даже отдаленно нельзя угадать будущего Лепса 




«Я уеду жить в Лондон!»

К концу 80-х все складывалось для группы Игоря Сандлера как нельзя лучше.  Победы в конкурсах, на фестивалях, хорошие отзывы в прессе. 

- В 1989 году в СССР приехал английский продюсер Барри Уайт (тезка американского певца). В концертном зале гостиницы «Космос» он провел прослушивание, пригласив тридцать лучших советских групп для отбора одной единственной  в тур по Великобритании. И выбрал он – «Индекс-398». Ему понравилась наша классика в рок-обработке. В феврале 1990-го «Индекс» должен был начать выступления в Англии, - вспоминает Игорь Сандлер.

Но все идти как по маслу, не может. То ли это закон подлости, то ли вполне справедливый закон вселенной, чтобы человек не расслаблялся. Английский продюсер  в декабре 1989-го погиб, и февральские гастроли «Индекса» в Великобритании сорвались.

- А уже афиши были расклеены в Лондоне, Норфолке, Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, в других городах Великобритании. Но все сорвалось, - вспоминает Игорь Сандлер.

После срыва гастролей Игорь Сандлер собрался в Англию в одиночку, возник вариант с созданием на базе группы погибшего продюсера нового коллектива.

- Гриша Лепсверидзе вернулся в Сочи. А я уехал в Англию один и создал там  группу «Red Rocк». А липецкий «Индекс» отдал Александру Серову, - рассказывает Игорь Сандлер.

Так «Индекс 398» стал аккомпанировать исполнителю хита «Мадонна». По словам Игоря Сандлера, Александр Серов держал музыкантов недолго, через год-два он с ними расстался, и группа прекратила свое существование.

Григорий Лепсверидзе пел в Сочи. Завоевывать  Москву он уедет через несколько лет, а споет хит «Я уеду жить в Лондон» только через 20 лет. А вот Игорь Сандлер реально оказался в Лондоне почти сразу после ухода из созданного им же «Индекса». Жил в столице Великобритании, и в других ее городах, гастролировал с «Red Rocк», ведь все еще шла перестройка и интерес ко всему русскому был велик.  Через несколько лет Игорь Борисович Сандлер вернется на родину, займется бизнесом, не оставит и шоу-бизнес. Сегодня он владелец одного из крупнейших продюсерских центров страны и студии звукозаписи. 

- Откроете секрет, кого-то из нынешних звезд  опекаете? – спросили мы Игоря Сандлера.

- Нет. Персонально я никого не продюсирую. Я провожу крупные мероприятия, концерты, фестивали, шоу. 

В активе продюсерского центра Игоря Сандлера крупные проекты, такие как Russian Woodstock (Русский Вудсток), он партнер Kids Rock Fest, Biker Brothers Festival, Biker Family Festival. Игорь Сандлер создатель международного детского конкурса  «Золотая нота», который прошел уже 17 раз, и собирает самых талантливых детей России и Европы.

Проявил себя Игорь Сандлер и как журналист. Семь лет на одной из топовых российских радиостанций он вел авторскую музыкальную программу, и гостями его студии были  AC\DC, Black Sabbath, Guns N’ Roses, Rainbow, Deep Purple, Rolling Stones, Sex Pistols, Scorpions, Grang Funk, и практически весь российский музыкальный олимп.

Помнит ли Игорь Сандлер Липецк? Еще как!

- Липецк, вообще мне, считай, что родной город. Он подарил мне, а я ему «Индекс 398». Но главный подарок Липецка - это моя жена Ольга. Она липчанка, и с ней мы счастливы уже 35 лет. Кстати, она на днях едет в Липецк, к родственникам, которых навещает часто. Так, что Липецк, привет! – на позитивной ноте и завершил экскурс  в прошлое Игорь Борисович Сандлер.

Евгений Федерякин

Фото из личного архива Игоря Сандлера

Комментарии (48)

комментарии обновляются
Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

наталья

16.03.2021 14:57
Очень интересная статья, побольше бы таких. надо найти записи и послушать...
ответить

Луиза

09.03.2021 14:30
лепс - это для тех, у кого нет вкуса и самоуважения
ответить

Иваныч

07.03.2021 18:24
fed, прекрасно, что вы за профессиональный уровень музыки, но есть одно но, когда душа в песне, и, когда бабло делает песню.
ответить

Нина

05.03.2021 22:08
В статье всё правда. И жену его знаю и родственников. А Асадуллин это просто звезда. Он и сейчас прекрасен. Ездили в Москву специально, когда он пел в опере "Орфей и Эвридика". Там пела и Понаровская. Музыка была действительно потрясающая. И на Лепса не нападайте. Во всяком случае это не занюханый, дурацкий рэп. Потрясает, что, когда приезжает группа "Пикник", в зале много молодёжи . и поют все эти песни. Не все потеряно.
ответить

Липыч

05.03.2021 13:37
лепс - это для быдла
ответить

((((((

04.03.2021 19:53
Назвать Лепса певцом можно тока с большого бодуна!
ответить

Елена

03.03.2021 20:17
Как это интересно! Не знала про липецкое прошлое Лепса. Спасибо за статью.
ответить

Туалет филармонии

03.03.2021 10:03
Он мне в душу нагадил, и не смыл.
ответить

Инженер

02.03.2021 18:29
лепс - для быдла
ответить

fed

01.03.2021 10:33
Иваныч, все, что перечисляешь - самопал стопроцентный, в советское время никак и негде не могущий претендовать на профессиональный коллектив, и на афишах у них не могло стоять "Росконцерт", не могло быть гастролей по всему союзу от росконцерта. Ну и потрудитесь тогда называть победы в фестивалях всероссийских, официальных, или хотя бы участие "бонопартов" местечковых. Палтус сам знаешь кем был. Играл на электрогитаре обычным дворовым боем.
ответить
Еще комментарии