26.11.2020 08:30

Новое о коронавирусе к 26 ноября: швейцарские ученые обнаружили молекулу, блокирующую SARS-CoV-2

Ученые из Швейцарии выяснили, что вирус SARS-CoV-2 проникает в клетку путем механизмов клеточного поглощения, они также обнаружили химические соединения, способные препятствовать проникновению вируса в клетки организма.

Химикам Университета Женевы в Швейцарии экспериментальным путем удалось выявить химические соединения, которые могут препятствовать заражению новым вирусом SARS-CoV-2. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Chemical Science.

Для проникновения внутрь клеток многие вирусы, в том числе и SARS-CoV-2 используют механизм клеточного поглощения - вирус воздействует на клетку, в результате чего нарушается её целостность. Происходит это за счёт тиолов – аналога спиртов. В них атомы кислорода заменены на атомы серы, которые находятся на поверхности оболочки вируса. Взаимодействие между тиолами и сульфидами запускает процесс, позволяющий субстрату проникнуть внутрь клетки через слияние (эндоцитоз) либо через прямой перенос сквозь мембрану. ВИЧ и токсины дифтерийной палочки попадают в клетки благодаря тиолам. Однако участие серосодержащих веществ в клеточном поглощении до сих пор считалось спорным.

Ранее тиолы выявлялись реагентом Эллмана. Швейцарские ученые провели тесты клеточного поглощения молекул серы, помеченных флуоресцентными зондами, чтобы оценить их присутствие внутри клеток с помощью флуоресцентной микроскопии. Выяснилось, что некоторые ингибиторы в 500 раз эффективнее реагента Эллмана. А один из исследуемых ингибиторов может полностью заблокировать проникновение SARS-CoV-2 в клетки.

Ученые надеются, что их исследование позволит создать новые препараты, направленные против коронавируса.

Прививка защитит лучше естественного иммунитета?

Исследования вируса SARS-CoV-2 помогают узнать о его новых необычных свойствах. Известный вирусолог, ведущий научный сотрудник Национального центра биотехнологической информации Национальной медицинской библиотеки Национальных институтов здравоохранения США, признанный эксперт в эволюционной и вычислительной биологии Евгений Кунин оценил влияние вакцинации от нового заболевания на иммунитет и рассказал в интервью «Известиям» о преимуществах вакцинации перед естественным иммунитетом.

Коронавирус обладает генами, которые подавляют иммунитет носителя. В связи с этим вакцина против COVID-19 может защитить организм человека лучше, чем перенесенное заболевание. Об этом в интервью «Известиям» рассказал ведущий научный сотрудник Национального центра биотехнологической информации США Евгений Кунин. По словам вирусолога, SARS-CoV-2 щказался первым вирусом в истории, иммунитет к которому более стойкий после применения вакцины, чем после перенесенного заболевания. Потому нам не стоит ждать выработки естественного коллективного иммунитета: «Вакцины от COVID-19 могут вызывать иммунитет даже лучше, чем само заболевание. Это выглядит парадоксально, но вполне вероятно, что так получится… (…) насколько мне известно, так не было ни разу. Ни с корью, ни с оспой… Но SARS-CoV-2 — очень сложный вирус среди РНК-содержащих. И похоже, что у него есть специальные гены, которые влияют на иммунитет хозяина, подавляя его. И, если это так, вероятно, вакцина может работать лучше, чем иммунитет у переболевших. Так как в вакцине представлены или фрагменты вируса, или использован его инактивированный (убитый) вариант. То есть препарат вызывает реакцию иммунитета, но при этом не подавляет его». Он добавил, что подавлению иммунитета способствую гены, которые также есть у вирусов SARS (вызвавший вспышку атипичной пневмонии в 2002–2003 годах) и MERS (вспышка ближневосточного респираторного синдрома в 2012–2013 годах). Кроме того, ученым удалось обнаружить их и в других родственных формах COVID-19, например в коронавирусе летучих мышей.

Ученый также отметил, что за время своего существования среди человеческой популяции вирус научился быстрее распространяться, однако тяжесть протекания COVID-19 и смертность от этого не увеличились.

Ранее вирусолог, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета профессор Сергей Нетесов отмечал, что самое необычное свойство нового вируса SARS-CoV-2 – это то, что он объединил в себе особенности сразу нескольких вирусов.

На момент подготовки материала в мире зафиксировано 60 399 153 подтвержденных случаев инфицирования коронавирусом SARS-CoV-2. Общее число смертей от коронавирусной инфекции в мире составляет 1 420 306 человек, вылечились 41 780 351 заразившихся. В России выявлено 2,16 миллиона пострадавших, она оказалась на четвертом месте после США, Индии, Бразилии. Свыше двух миллионов пострадавших отмечается также во Франции. Более миллиона заразившихся отмечается также в Испании, Великобритании, Италии, Аргентине, Колумбии и Мексике.

Фото: sports.ru