Общество
13585
13.12.2019 18:31
288

Точка в истории липецкого трамвая еще не поставлена

В мэрии прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения в Липецке.

Сегодня в администрации Липецка прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения с участием экспертов и специалистов в развитии электротранспорта.

20191213_1413258888888888.jpg

Примечательно, что в мэрии со времени последнего громкого заявления о том, что дни трамвая, скорее всего, сочтены, провели большую работу над тем, как можно реанимировать этот убитый за последние 20 лет вид общественного транспорта. Например, 26 ноября на сессии городского Совета глава Липецка Евгения Уваркина называла депутатам одни суммы, необходимые на спасение трамвая, а сегодня, после дополнительных расчетов, сообщила участникам совещания несколько иной порядок цифр. Так, две недели назад программа-максимум, предполагающая потратить на «инновационный трамвай» и новые ветки путей оценивалась в 17,2 млрд рублей за 18 лет, и тогда «трамвай получится такой, как в Европе», где в городах им перевозят до 40% горожан. А сегодня председатель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов сообщил о концессии ценой в 16,3 миллиарда и стоимостью проезда для пассажиров в 40 рублей 40 копеек. Разница обусловлена тем, что в мэрии учли возможность скидки на приобретение трамвайных вагонов, предусмотренных проектом документа федерального уровня. Правда пока это только проект, и когда он будет принят остаётся только гадать.

20191213_142638999999999.jpg

Евгений Чекрыжов сообщил участникам «круглого стола» о состоянии липецкого трамвая. Из 69 километров путей 29 требует срочного ремонта. Средняя скорость трамвая по таким путям - 16 километров в час. В парке - 55 вагонов (все они с учетом подаренных Липецку Москвой имеют стопроцентный износ) со средним возрастом 28 лет. В год трамваи возят до 3,7 миллиона пассажиров, обеспечивая всего 4% пассажиропотока. Почти все их пассажиры - целевые: работники предприятий Левобережья.

Председатель департамента транспорта мэрии подробно остановился на трех возможных вариантах развития событий.

Первый предполагает капремонт того, что есть. Этот вариант стоит 2,3 миллиарда рублей, из которых 1,3 миллиарда - ремонт рельсов, 500 миллионов - модернизация электросети и депо, 480 миллионов - покупка 43 вагонов с учетом возможной скидки от правительства РФ. Так как этих средств нет ни в бюджете города, ни в бюджете области, можно вести речь о лизинге или кредите. Итого эти 2,3 миллиарда рублей за 10 лет превратятся в 4,6 миллиарда или в 460 миллионов в год. Прибавим субсидию на покрытие убытков предприятия – порядка 150 миллионов в год – сумма вырастает до 610 миллионов.

Второй вариант - концессия на 18 лет, подразумевающая вложение 16,3 миллиарда рублей (со строительством новых веток скоростного трамвая, который в 10 раз увеличит пассажиропоток). В год из муниципального бюджета на обслуживание такой программы уйдет 1,9 миллиарда рублей.

Третий путь - разовое вложение 900 миллионов рублей в приобретение 20-25 автобусов на газомоторном топливе и в расширение «бутылочных горлышек» на главных перекрестках дорог с выделением крайних полос под движение муниципальных автобусов и маршруток.

20191213_1420254444444444.jpg

Отметив, что хочет спасти трамвай, Евгения Уваркина попросила экспертов сказать об их видении ситуации. Все они, как один, заявили о необходимости сохранения трамвая. По словам экспертов, Липецк - уникальный город с точки зрения трамвайной сети, правильно построенной в советское время. По их словам, автобусы никогда не смогут заменить трамваи. В то же время эксперты согласились с мнением чиновников, что городу необходимо тратить деньги на ремонт инженерных сетей и социальные нужды, а к расходованию бюджета подходить с умом. Также специалисты заметили, что Липецку нужен полный апгрейд электротранспорта с запасом эксплуатации на 40 лет и больше. Одна из веток скоростного трамвая могла бы пойти через капитально отремонтированный Петровский мост.

20191213_14200611111111111.jpg

Особенно ратовал за трамвай директор воронежского ООО «Киносарг» Игорь Березин. Эта организация в 2018 году выполнила проект замещения «лип-липычей» скоростными трамваями, который оценила в 8,95 миллиарда рублей. Игорь Березин сказал, что не обязательно сразу пытаться реализовать весь проект, но тут же предложил первым делом «сделать тоннель под базаром», на что надо, по его подсчетам, 600 миллионов рублей. «Иначе будет транспортный коллапс».

Член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, заведующий лабораторией народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Кирилл Янков рассказал о том, что у Липецка в отличие от Магнитогорска, Череповца и Нижнего Тагила есть особое преимущество: 90% путей - выделенные, не пересекаются с автомобильными дорогами. По его мнению, если бы трамваем в Липецке занимались бы двадцать последних лет, то к такому плачевному состоянию он бы не пришел.

- Обидно, но в начале века не было никаких федеральных программ по поддержке пассажирского транспорта. А сейчас такие появляются, - заметил ученый.

Кирилла Янкова, кстати, сегодня обманули в автобусе: он заплатил за проезд 24 рубля, но билета не получил. Поэтому он считает, что департаменту транспорта Липецка надо начинать работу по спасению трамвая с финансовой дисциплины перевозчиков.

Самым разговорчивым был гендиректор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов. Он тут же объявил неправильным прозвучавший порядок сумм, которые нужно изыскать на сохранение в Липецке рельсового электротранспорта. Сославшись на пример Новокузнецка, в котором 100 км путей и 100 трамваев, он сообщил, что тариф на проезд там составляет 36 рублей. И что новая маршрутная сеть с обновлением подвижного состава стоили Новокузнецку всего 3 миллиарда рублей. Правда, тут же выяснилось, что у этой компании нет ни одного реализованного концессионного проекта в России. Впрочем, Андрей Шестопалов предложил Евгении Уваркиной за полгода сделать все необходимые расчеты по концессии.

- Мы сами все считаем, так как не верим никому. Скажу, что сразу несколько десятков факторов влияют на оценку и расчеты, - заметил бизнесмен.

Директор проектов государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Юрий Волков долго полемизировал с Евгенией Уваркиной о невозможности, с его точки зрения, замены трамвая на монорельс у стана-2000. Глава Липецка предположила, что металлургов могут возить автобусы, а с конечной остановки к проходным комбината их мог бы возить некий шаттл или монорельс.

- Монорельс - это аттракцион с очень плохой экономикой. Это показывает как мировой опыт, так и московский. Это очень дорогая игрушка, бессмысленная с точки зрения экономии денег. Ни один монорельс не перевезет маятниковым способом 10 тысяч человек на комбинат, - заявил Юрий Волков.

В свою очередь, начальник отдела по региональной политике ПАО «НЛМК» Виталий Иванов поторопил мэрию с решением проблемы безопасных перевозок металлургов трамваями, ведь «людей надо возить сейчас». Также он обратил внимание на то, что у 1100 работников НЛМК, проживающих в поселке ЛТЗ, нет никаких иных вариантов добраться на работу кроме как на трамваях. «Они едут без пробок и светофоров».

20191213_142229666666666.jpg

Идею использовать железнодорожные пути как маршруты для «городских электричек» озвучил начальник юго-восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД» Денис Вакуленко. Он предложил возить такой электричкой рабочих НЛМК от железнодорожного вокзала к комбинату. Также для удлинения этого маршрута можно использовать ветку, идущую через 19 микрорайон. В таком случае первой остановкой «городской электрички» могла бы стать остановка общественного транспорта «Технический университет».

- Был проект и к ОЭЗ «Липецк» пустить такую электричку, но против выступила таможня. А там от станции до въезда на территорию особой экономической зоны всего километр, - посетовал железнодорожник.

20191213_141652444444444.jpg

Итогом встречи стало предложение Евгении Уваркиной создать две рабочие группы по выработке решения проблемы липецкого трамвая. Ясно одно - в нынешнем виде он нежизнеспособен. Эти рабочие группы должны выбрать путь, по которому пойдет развитие рельсового транспорта. К концу года предполагается создание укрупненной экономической модели с целью поиска ответа на один вопрос: потянут ли модернизацию трамвая бюджеты города и области?

- Если мы сделаем определенные подготовительные вещи, мы определим этапность реализации проекта со всеми источниками финансирования. У нас появится вся полнота картины. И тогда мы начнем работу, - этими словами глава Липецка закрыла «круглый стол»

0
0
0
0
0

Комментарии (288)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Точка давно поставлена!.
13.12.2019 18:48
Вроде всегда, воруй везде ,воруй на суше и в воде !- Лозунг Путина !, Разворовать ,растащить, закрыть ,упразднить !.
Уваркина - позорище Липецка
13.12.2019 18:50
А тут говорили, что Уваркина матом опозорила Липецк. Она и без брани умудряется продемонстрировать свою неспособность руководить городом и глупость. Даже вон человек из вэба в шоке от нашей мадам. Монорельс приплела, упоминание которого давно дурной тон и вчерашний день, с расчетами в лужу села, команду профессионалов не собрала явно, а пользуется теми же мозгами, что гуля и ко - только как попка про рабочие группы повторяет. Вот она во всей красе...
Митяй
13.12.2019 18:51
Какие автобусы город весь в дыму с нлмк только развитие электротранспорта может как то стабилизировать ситуацию. Троллейбусы закрыли купили автобусы опять обманули. Лишь бы деньги в карман. С парками пора завязывать и деньги появятся на трамвай
Уваркина - позорище Липецка
13.12.2019 18:52
Жаль, эксперты ее пассаж про 197 рублей не слышали...
Ч
13.12.2019 18:55
А ВВП пора бы отправить на отдых за то , что с " газо - нефтяной иглы " не снял страну , а ещё больше " насадил " . Распродажа такого ресурса - это преступление перед будущими поколениями . На чём они еду будут готовить , согреваться ? Да и высказывания Д.И. Менделеева не осуществил в жизнь , а он говорил о сжигании нефти ...
РельсOff
13.12.2019 18:56
На помойку их на * , - там им и место! Пусть вместо трамвайев, лучше пусть автобусы будут. На них быстрее можно добраться и до работы, и до дома, чем на этих * трамвайев - передвигаются, как черепахи!
Давно пора
13.12.2019 18:56
Переходить на лапти и валенки !, Какие там трамваи !, Пора лошадь в телегу запрягать !, Мощный рывок от Путина !.
valerafromsplus
13.12.2019 18:57
Так дорого стоит заменить "остатки" путей высокоскоростным трамваем?
Да уж
13.12.2019 18:59
Не видать нам денег и субсидий от федералов, раз те, кто их раздает (вэб) в шоке от нашей мэрши((( забавно, что они советские достижения хвалят, а от результатов нашего депутата гд в ужасе
valerafromsplus
13.12.2019 18:59
РельсOff, быстрее автобусы вместо трамваев будут летать только на крыльях. :)
Еще комментарии