Общество

13.12.2019 18:31

Точка в истории липецкого трамвая еще не поставлена

Точка в истории липецкого трамвая еще не поставлена

В мэрии прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения в Липецке.

Сегодня в администрации Липецка прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения с участием экспертов и специалистов в развитии электротранспорта.

20191213_1413258888888888.jpg

Примечательно, что в мэрии со времени последнего громкого заявления о том, что дни трамвая, скорее всего, сочтены, провели большую работу над тем, как можно реанимировать этот убитый за последние 20 лет вид общественного транспорта. Например, 26 ноября на сессии городского Совета глава Липецка Евгения Уваркина называла депутатам одни суммы, необходимые на спасение трамвая, а сегодня, после дополнительных расчетов, сообщила участникам совещания несколько иной порядок цифр. Так, две недели назад программа-максимум, предполагающая потратить на «инновационный трамвай» и новые ветки путей оценивалась в 17,2 млрд рублей за 18 лет, и тогда «трамвай получится такой, как в Европе», где в городах им перевозят до 40% горожан. А сегодня председатель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов сообщил о концессии ценой в 16,3 миллиарда и стоимостью проезда для пассажиров в 40 рублей 40 копеек. Разница обусловлена тем, что в мэрии учли возможность скидки на приобретение трамвайных вагонов, предусмотренных проектом документа федерального уровня. Правда пока это только проект, и когда он будет принят остаётся только гадать.

20191213_142638999999999.jpg

Евгений Чекрыжов сообщил участникам «круглого стола» о состоянии липецкого трамвая. Из 69 километров путей 29 требует срочного ремонта. Средняя скорость трамвая по таким путям - 16 километров в час. В парке - 55 вагонов (все они с учетом подаренных Липецку Москвой имеют стопроцентный износ) со средним возрастом 28 лет. В год трамваи возят до 3,7 миллиона пассажиров, обеспечивая всего 4% пассажиропотока. Почти все их пассажиры - целевые: работники предприятий Левобережья.

Председатель департамента транспорта мэрии подробно остановился на трех возможных вариантах развития событий.

Первый предполагает капремонт того, что есть. Этот вариант стоит 2,3 миллиарда рублей, из которых 1,3 миллиарда - ремонт рельсов, 500 миллионов - модернизация электросети и депо, 480 миллионов - покупка 43 вагонов с учетом возможной скидки от правительства РФ. Так как этих средств нет ни в бюджете города, ни в бюджете области, можно вести речь о лизинге или кредите. Итого эти 2,3 миллиарда рублей за 10 лет превратятся в 4,6 миллиарда или в 460 миллионов в год. Прибавим субсидию на покрытие убытков предприятия – порядка 150 миллионов в год – сумма вырастает до 610 миллионов.

Второй вариант - концессия на 18 лет, подразумевающая вложение 16,3 миллиарда рублей (со строительством новых веток скоростного трамвая, который в 10 раз увеличит пассажиропоток). В год из муниципального бюджета на обслуживание такой программы уйдет 1,9 миллиарда рублей.

Третий путь - разовое вложение 900 миллионов рублей в приобретение 20-25 автобусов на газомоторном топливе и в расширение «бутылочных горлышек» на главных перекрестках дорог с выделением крайних полос под движение муниципальных автобусов и маршруток.

20191213_1420254444444444.jpg

Отметив, что хочет спасти трамвай, Евгения Уваркина попросила экспертов сказать об их видении ситуации. Все они, как один, заявили о необходимости сохранения трамвая. По словам экспертов, Липецк - уникальный город с точки зрения трамвайной сети, правильно построенной в советское время. По их словам, автобусы никогда не смогут заменить трамваи. В то же время эксперты согласились с мнением чиновников, что городу необходимо тратить деньги на ремонт инженерных сетей и социальные нужды, а к расходованию бюджета подходить с умом. Также специалисты заметили, что Липецку нужен полный апгрейд электротранспорта с запасом эксплуатации на 40 лет и больше. Одна из веток скоростного трамвая могла бы пойти через капитально отремонтированный Петровский мост.

20191213_14200611111111111.jpg

Особенно ратовал за трамвай директор воронежского ООО «Киносарг» Игорь Березин. Эта организация в 2018 году выполнила проект замещения «лип-липычей» скоростными трамваями, который оценила в 8,95 миллиарда рублей. Игорь Березин сказал, что не обязательно сразу пытаться реализовать весь проект, но тут же предложил первым делом «сделать тоннель под базаром», на что надо, по его подсчетам, 600 миллионов рублей. «Иначе будет транспортный коллапс».

Член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, заведующий лабораторией народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Кирилл Янков рассказал о том, что у Липецка в отличие от Магнитогорска, Череповца и Нижнего Тагила есть особое преимущество: 90% путей - выделенные, не пересекаются с автомобильными дорогами. По его мнению, если бы трамваем в Липецке занимались бы двадцать последних лет, то к такому плачевному состоянию он бы не пришел.

- Обидно, но в начале века не было никаких федеральных программ по поддержке пассажирского транспорта. А сейчас такие появляются, - заметил ученый.

Кирилла Янкова, кстати, сегодня обманули в автобусе: он заплатил за проезд 24 рубля, но билета не получил. Поэтому он считает, что департаменту транспорта Липецка надо начинать работу по спасению трамвая с финансовой дисциплины перевозчиков.

Самым разговорчивым был гендиректор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов. Он тут же объявил неправильным прозвучавший порядок сумм, которые нужно изыскать на сохранение в Липецке рельсового электротранспорта. Сославшись на пример Новокузнецка, в котором 100 км путей и 100 трамваев, он сообщил, что тариф на проезд там составляет 36 рублей. И что новая маршрутная сеть с обновлением подвижного состава стоили Новокузнецку всего 3 миллиарда рублей. Правда, тут же выяснилось, что у этой компании нет ни одного реализованного концессионного проекта в России. Впрочем, Андрей Шестопалов предложил Евгении Уваркиной за полгода сделать все необходимые расчеты по концессии.

- Мы сами все считаем, так как не верим никому. Скажу, что сразу несколько десятков факторов влияют на оценку и расчеты, - заметил бизнесмен.

Директор проектов государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Юрий Волков долго полемизировал с Евгенией Уваркиной о невозможности, с его точки зрения, замены трамвая на монорельс у стана-2000. Глава Липецка предположила, что металлургов могут возить автобусы, а с конечной остановки к проходным комбината их мог бы возить некий шаттл или монорельс.

- Монорельс - это аттракцион с очень плохой экономикой. Это показывает как мировой опыт, так и московский. Это очень дорогая игрушка, бессмысленная с точки зрения экономии денег. Ни один монорельс не перевезет маятниковым способом 10 тысяч человек на комбинат, - заявил Юрий Волков.

В свою очередь, начальник отдела по региональной политике ПАО «НЛМК» Виталий Иванов поторопил мэрию с решением проблемы безопасных перевозок металлургов трамваями, ведь «людей надо возить сейчас». Также он обратил внимание на то, что у 1100 работников НЛМК, проживающих в поселке ЛТЗ, нет никаких иных вариантов добраться на работу кроме как на трамваях. «Они едут без пробок и светофоров».

20191213_142229666666666.jpg

Идею использовать железнодорожные пути как маршруты для «городских электричек» озвучил начальник юго-восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД» Денис Вакуленко. Он предложил возить такой электричкой рабочих НЛМК от железнодорожного вокзала к комбинату. Также для удлинения этого маршрута можно использовать ветку, идущую через 19 микрорайон. В таком случае первой остановкой «городской электрички» могла бы стать остановка общественного транспорта «Технический университет».

- Был проект и к ОЭЗ «Липецк» пустить такую электричку, но против выступила таможня. А там от станции до въезда на территорию особой экономической зоны всего километр, - посетовал железнодорожник.

20191213_141652444444444.jpg

Итогом встречи стало предложение Евгении Уваркиной создать две рабочие группы по выработке решения проблемы липецкого трамвая. Ясно одно - в нынешнем виде он нежизнеспособен. Эти рабочие группы должны выбрать путь, по которому пойдет развитие рельсового транспорта. К концу года предполагается создание укрупненной экономической модели с целью поиска ответа на один вопрос: потянут ли модернизацию трамвая бюджеты города и области?

- Если мы сделаем определенные подготовительные вещи, мы определим этапность реализации проекта со всеми источниками финансирования. У нас появится вся полнота картины. И тогда мы начнем работу, - этими словами глава Липецка закрыла «круглый стол»

Комментарии (288)

комментарии обновляются
Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

Аглы

17.03.2020 21:56
Преступников расстреливали, а сейчас все ветви власти и преступники составляют одно целое. Все их действия направлены на обворовывание простого человека. Сейчас разрабатывается информационная система на базе налоговой инспекции которая будет отслеживать траты простых людей и сравнивать данные с доходами, так уже сразу объявили, что в ней не будет данных некоторых чиновников.
ответить

Аглы

17.03.2020 21:50
Уверен что единственное о чем думают затейники этой утопии, это откаты, чем больше сумма, тем больше своруют. Это современные реалии России, режим относится к таким проявлениям лояльно, это провоцирует еще большие аппетиты. России нужен Сталин. В первую очередь благодаря его воле и качествам СССР вышел победителем из второй мировой.
ответить

Гость

23.02.2020 18:24
123, Пусть материться. Всё материться... Я лично за это её поддерживаю. Я бы ещё этим рабочим и их начальникам лопатой по горбу нахерачил. Похрену как она выражается и живёт, важен конечный результат, и улучшение жизни горожан.
ответить

Гость

23.02.2020 18:18
Электричку пустить... Это как? Чтоб на 19 мкр её загнать, надо подстанцию и контактную сеть. Зная как РЖД бабло отмывает, то это будет стоить таких денег, на которые тут метро прокопать можно будет)))). Да и как они её до НЛМК хотят пустить? Прямо в завод загнать? (Тоже сеть нужна) да и кто её туда пустит? А с Казинки топать далековато будет... Они в РЖД до Мичуринска и Ельца электричку организовать не могут, а тут в городе... Дешевле будет на такси ездить. И поувольняли бы половину начальников курирующих трамвайное движение, глядишь и стало бы получше с деньгами и инфраструктурой...
ответить

Ар27

01.01.2020 13:27
Всех борцов за Липекий трамвай поздравляю с Новым годом! Пусть вы будете в этом году с новыми трамваями!
ответить

Ар27

01.01.2020 13:22
Анник, однозначно в условиях Липецка без трамваев не жизнь. Такие факты не хочет видеть власть.
ответить

анник

31.12.2019 23:08
Ар27, кстати зимой этот электробус обогревается дизелем а не от батареи. Так что гадит, как и автобус.
ответить

Ар27

20.12.2019 09:17
Я, эта новость каждый день волнует всех обычных горожан. Или вы не липчанин?
ответить

Ар27

20.12.2019 09:15
Электробус, вы меня не убедили. Чем больше узнаю о электробусах, тем больше убеждаюсь, что трамваи намного в конечном счете выгодне и удобнее. Новости, которые я не искал, они на слуху: Владивосток проклинает старые власти убравшие трамвай (все на равных стоят в пробках в очень загазованом городе), Воронеж решил вернуть трамваи, Калининград не убирает убитые трамваи. Не надо повтрять ошибки прошедших через это людей.
ответить

это вам не в СССР

20.12.2019 03:28
Ар27, ..ПАЗ в СССР был запрещен для эксчплуатации на внутригородских пассажирских линиях в городах с населением более 500 чел.,как не отвечающий требованиям городского ОТ по ряду техособенностей конструкции салона.и предназначен для пригородных маршрутов . жесткие требования к городскому ОТ были отменены новыми властями из за тяжелой экономической ситуации в стране после СССР , когда на городские маршруты вышли даже Газели .
ответить
Еще комментарии