Общество

13.12.2019 18:31

Точка в истории липецкого трамвая еще не поставлена

285 11853
19
Точка в истории липецкого трамвая еще не поставлена

В мэрии прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения в Липецке.

Сегодня в администрации Липецка прошел «круглый стол» по перспективам трамвайного сообщения с участием экспертов и специалистов в развитии электротранспорта.

20191213_1413258888888888.jpg

Примечательно, что в мэрии со времени последнего громкого заявления о том, что дни трамвая, скорее всего, сочтены, провели большую работу над тем, как можно реанимировать этот убитый за последние 20 лет вид общественного транспорта. Например, 26 ноября на сессии городского Совета глава Липецка Евгения Уваркина называла депутатам одни суммы, необходимые на спасение трамвая, а сегодня, после дополнительных расчетов, сообщила участникам совещания несколько иной порядок цифр. Так, две недели назад программа-максимум, предполагающая потратить на «инновационный трамвай» и новые ветки путей оценивалась в 17,2 млрд рублей за 18 лет, и тогда «трамвай получится такой, как в Европе», где в городах им перевозят до 40% горожан. А сегодня председатель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов сообщил о концессии ценой в 16,3 миллиарда и стоимостью проезда для пассажиров в 40 рублей 40 копеек. Разница обусловлена тем, что в мэрии учли возможность скидки на приобретение трамвайных вагонов, предусмотренных проектом документа федерального уровня. Правда пока это только проект, и когда он будет принят остаётся только гадать.

20191213_142638999999999.jpg

Евгений Чекрыжов сообщил участникам «круглого стола» о состоянии липецкого трамвая. Из 69 километров путей 29 требует срочного ремонта. Средняя скорость трамвая по таким путям - 16 километров в час. В парке - 55 вагонов (все они с учетом подаренных Липецку Москвой имеют стопроцентный износ) со средним возрастом 28 лет. В год трамваи возят до 3,7 миллиона пассажиров, обеспечивая всего 4% пассажиропотока. Почти все их пассажиры - целевые: работники предприятий Левобережья.

Председатель департамента транспорта мэрии подробно остановился на трех возможных вариантах развития событий.

Первый предполагает капремонт того, что есть. Этот вариант стоит 2,3 миллиарда рублей, из которых 1,3 миллиарда - ремонт рельсов, 500 миллионов - модернизация электросети и депо, 480 миллионов - покупка 43 вагонов с учетом возможной скидки от правительства РФ. Так как этих средств нет ни в бюджете города, ни в бюджете области, можно вести речь о лизинге или кредите. Итого эти 2,3 миллиарда рублей за 10 лет превратятся в 4,6 миллиарда или в 460 миллионов в год. Прибавим субсидию на покрытие убытков предприятия – порядка 150 миллионов в год – сумма вырастает до 610 миллионов.

Второй вариант - концессия на 18 лет, подразумевающая вложение 16,3 миллиарда рублей (со строительством новых веток скоростного трамвая, который в 10 раз увеличит пассажиропоток). В год из муниципального бюджета на обслуживание такой программы уйдет 1,9 миллиарда рублей.

Третий путь - разовое вложение 900 миллионов рублей в приобретение 20-25 автобусов на газомоторном топливе и в расширение «бутылочных горлышек» на главных перекрестках дорог с выделением крайних полос под движение муниципальных автобусов и маршруток.

20191213_1420254444444444.jpg

Отметив, что хочет спасти трамвай, Евгения Уваркина попросила экспертов сказать об их видении ситуации. Все они, как один, заявили о необходимости сохранения трамвая. По словам экспертов, Липецк - уникальный город с точки зрения трамвайной сети, правильно построенной в советское время. По их словам, автобусы никогда не смогут заменить трамваи. В то же время эксперты согласились с мнением чиновников, что городу необходимо тратить деньги на ремонт инженерных сетей и социальные нужды, а к расходованию бюджета подходить с умом. Также специалисты заметили, что Липецку нужен полный апгрейд электротранспорта с запасом эксплуатации на 40 лет и больше. Одна из веток скоростного трамвая могла бы пойти через капитально отремонтированный Петровский мост.

20191213_14200611111111111.jpg

Особенно ратовал за трамвай директор воронежского ООО «Киносарг» Игорь Березин. Эта организация в 2018 году выполнила проект замещения «лип-липычей» скоростными трамваями, который оценила в 8,95 миллиарда рублей. Игорь Березин сказал, что не обязательно сразу пытаться реализовать весь проект, но тут же предложил первым делом «сделать тоннель под базаром», на что надо, по его подсчетам, 600 миллионов рублей. «Иначе будет транспортный коллапс».

Член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, заведующий лабораторией народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Кирилл Янков рассказал о том, что у Липецка в отличие от Магнитогорска, Череповца и Нижнего Тагила есть особое преимущество: 90% путей - выделенные, не пересекаются с автомобильными дорогами. По его мнению, если бы трамваем в Липецке занимались бы двадцать последних лет, то к такому плачевному состоянию он бы не пришел.

- Обидно, но в начале века не было никаких федеральных программ по поддержке пассажирского транспорта. А сейчас такие появляются, - заметил ученый.

Кирилла Янкова, кстати, сегодня обманули в автобусе: он заплатил за проезд 24 рубля, но билета не получил. Поэтому он считает, что департаменту транспорта Липецка надо начинать работу по спасению трамвая с финансовой дисциплины перевозчиков.

Самым разговорчивым был гендиректор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов. Он тут же объявил неправильным прозвучавший порядок сумм, которые нужно изыскать на сохранение в Липецке рельсового электротранспорта. Сославшись на пример Новокузнецка, в котором 100 км путей и 100 трамваев, он сообщил, что тариф на проезд там составляет 36 рублей. И что новая маршрутная сеть с обновлением подвижного состава стоили Новокузнецку всего 3 миллиарда рублей. Правда, тут же выяснилось, что у этой компании нет ни одного реализованного концессионного проекта в России. Впрочем, Андрей Шестопалов предложил Евгении Уваркиной за полгода сделать все необходимые расчеты по концессии.

- Мы сами все считаем, так как не верим никому. Скажу, что сразу несколько десятков факторов влияют на оценку и расчеты, - заметил бизнесмен.

Директор проектов государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Юрий Волков долго полемизировал с Евгенией Уваркиной о невозможности, с его точки зрения, замены трамвая на монорельс у стана-2000. Глава Липецка предположила, что металлургов могут возить автобусы, а с конечной остановки к проходным комбината их мог бы возить некий шаттл или монорельс.

- Монорельс - это аттракцион с очень плохой экономикой. Это показывает как мировой опыт, так и московский. Это очень дорогая игрушка, бессмысленная с точки зрения экономии денег. Ни один монорельс не перевезет маятниковым способом 10 тысяч человек на комбинат, - заявил Юрий Волков.

В свою очередь, начальник отдела по региональной политике ПАО «НЛМК» Виталий Иванов поторопил мэрию с решением проблемы безопасных перевозок металлургов трамваями, ведь «людей надо возить сейчас». Также он обратил внимание на то, что у 1100 работников НЛМК, проживающих в поселке ЛТЗ, нет никаких иных вариантов добраться на работу кроме как на трамваях. «Они едут без пробок и светофоров».

20191213_142229666666666.jpg

Идею использовать железнодорожные пути как маршруты для «городских электричек» озвучил начальник юго-восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД» Денис Вакуленко. Он предложил возить такой электричкой рабочих НЛМК от железнодорожного вокзала к комбинату. Также для удлинения этого маршрута можно использовать ветку, идущую через 19 микрорайон. В таком случае первой остановкой «городской электрички» могла бы стать остановка общественного транспорта «Технический университет».

- Был проект и к ОЭЗ «Липецк» пустить такую электричку, но против выступила таможня. А там от станции до въезда на территорию особой экономической зоны всего километр, - посетовал железнодорожник.

20191213_141652444444444.jpg

Итогом встречи стало предложение Евгении Уваркиной создать две рабочие группы по выработке решения проблемы липецкого трамвая. Ясно одно - в нынешнем виде он нежизнеспособен. Эти рабочие группы должны выбрать путь, по которому пойдет развитие рельсового транспорта. К концу года предполагается создание укрупненной экономической модели с целью поиска ответа на один вопрос: потянут ли модернизацию трамвая бюджеты города и области?

- Если мы сделаем определенные подготовительные вещи, мы определим этапность реализации проекта со всеми источниками финансирования. У нас появится вся полнота картины. И тогда мы начнем работу, - этими словами глава Липецка закрыла «круглый стол»

285 11853
19

Комментарии (285)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

Ар27

01.01.2020 13:27
Всех борцов за Липекий трамвай поздравляю с Новым годом! Пусть вы будете в этом году с новыми трамваями!
ответить

Ар27

01.01.2020 13:22
Анник, однозначно в условиях Липецка без трамваев не жизнь. Такие факты не хочет видеть власть.
ответить

анник

31.12.2019 23:08
Ар27, кстати зимой этот электробус обогревается дизелем а не от батареи. Так что гадит, как и автобус.
ответить

Ар27

20.12.2019 09:17
Я, эта новость каждый день волнует всех обычных горожан. Или вы не липчанин?
ответить

Ар27

20.12.2019 09:15
Электробус, вы меня не убедили. Чем больше узнаю о электробусах, тем больше убеждаюсь, что трамваи намного в конечном счете выгодне и удобнее. Новости, которые я не искал, они на слуху: Владивосток проклинает старые власти убравшие трамвай (все на равных стоят в пробках в очень загазованом городе), Воронеж решил вернуть трамваи, Калининград не убирает убитые трамваи. Не надо повтрять ошибки прошедших через это людей.
ответить

это вам не в СССР

20.12.2019 03:28
Ар27, ..ПАЗ в СССР был запрещен для эксчплуатации на внутригородских пассажирских линиях в городах с населением более 500 чел.,как не отвечающий требованиям городского ОТ по ряду техособенностей конструкции салона.и предназначен для пригородных маршрутов . жесткие требования к городскому ОТ были отменены новыми властями из за тяжелой экономической ситуации в стране после СССР , когда на городские маршруты вышли даже Газели .
ответить

электробус

20.12.2019 03:24
Ар27, ..в Липецке электробусы эксплуатируются с марта 2018г.и пока Липецкпассажиртранс не потратил на них ни копейки , кроме оплаты электричества в отличии от трамваев и автобусов .модель электробуса , на котром вы ехали это не электробус , а концепт электробуса на базе кузова от газового автобуса Волгабас с шахтой двигателя на задней площадке.и боковым расположением радиатора. в Липецке только два подобных автобуса со смещенным в шахту двигателем в остальном ничем не отличающихся я от своих обычных собратьев. это концепт второго поколения электробусов варианта ночной зарядки , отличающийся отавтобуса только более высокими * продиктованные высотой ячеекАКБ данного типа. и четырьмя дополни.сидениями на передней площ.полноценный электробус в кузове специальной конструкции Волгабас выпустил только в2019г.с пробегом в 300 км , портальным чешским мостом и полностью свободным от * салоном .так что ваши притензии адресованы не к электробусу , а к салону автобуса
ответить

Я

19.12.2019 11:41
Опять просроченная новость уже неделю болтается. Там у вас кто-то следит за обновлением новостей на главной странице?
ответить

Ар27

19.12.2019 10:34
Дополнение к предыдущему коменту. Тот же душегубка Пазик. Это современный транспорт? Такой не нужен даже на выделенных полосах!
ответить

Ар27

19.12.2019 10:26
Электробус, привет! Продолжаем разговор. Читайте внимательнее мои коменты. Я не писал про штат обслуживания. У Москвы не хватает денег на необосновано дорогое обслуживание дорогого оборудования (батарея 8 млн.р. срок 7 лет, зарядная станция 10 млн.р.) дорогими специалистами электробусов. Москва потратила 600 млн.р. за год на обслуживание парка электробусов. Москва и др. крупные города могут позволить себе дорогие, но не идеальные электробусы, но не Липецк У них и трамвай всегда был в отличном состоянии и развивался, а не загнивал. Сегодня утром ехал в 07:25 на электробусе №33. Эта модель издевательство над пасажирами. Передняя часть салона шириной не более 0,5 метра - это пожароопасно (при пожаре и панике люди подавят друг друга в этой щели) и только для худых и не для беременных. Ручки-петли выворачивают кисти рук на поворотах. Несколько крутых ступеней в заднюю часть салона. Вместимость 85 чел (30 сидячих), а используется как полноценная замена автобусу на 150 чел.
ответить
Еще комментарии