Общество
12912
06.02.2012 09:46

Последний полет Сергея Сергеевича

20 лет назад разбился начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов.

Загрузка плеера

7 февраля 1992 года в 18 часов21 минуту неподалеку от деревушки Козельки Добринского района разбился самолет МиГ- 29, который пилотировал начальник Липецкого авиацентра генерал Суламбек Сусаркулович Осканов, для сослуживцев просто – Сергей Сергеевич.

Летчик вел учебный воздушный бой в облаках. Как потом выяснит Государственная комиссия – на 30 минуте боя, при наведении на воздушную цель произошел отказ в системе управления, в результате чего самолет затянуло в штопор.

Расшифровка черного ящика самолета показала – борьба летчика с «взбунтовавшимся» истребителем шла две с половиной минуты на скорости 900 километров в час.

Самолет вышел из облаков над Хворостянкой на высоте 400 метров и стремительно стал падать прямо на село, но в последнее мгновение летчик сделал отворот на 90 градусов, тем самым отведя крылатую машину от населенного пункта. На спасение собственной жизни генералу времени уже не хватило…

Пропавший 001-й

В паре с Оскановым в тот день летал полковник Николай Свечкарь. Несколько лет назад Николай Свечкарь в интервью GOROD48 рассказывал о тех событиях: «В тот день мы вместе с Оскановым ехали на полеты, генерал был весел, шутил. Днем мы, каждый на своем МиГе совершили два вылета. Я был ведущим, Осканов – ведомым. На вечер планировался воздушный бой в облаках. Кроме них, в учебном воздушном бое принимали участие еще два или три самолета. В назначенное время генерал взлетел первым, я чуть позже. Но когда я поднялся в небо, то не смог найти Осканова.

Исчезновение самолета начальника авиацентра заметили и на земле, и мне скомандовали запросить 201-го. Я стал запрашивать товарища генерала, делали это и другие летчики, но 001-й молчал. Тогда все стало понятно…»

С командного пункта Свечкарь получил задание снизиться и попытаться рассмотреть на земле следы возможной катастрофы. Свечкарь в районе станции Хворостянка заметил зарево. Страшная догадка подтвердилась…

Ценой жизни

Хорошо знал Сергея Сергеевича, был его близким товарищем бывший заведующий гарнизонной поликлиникой Липецкого авиацентра Владимир Пигальчук.

– Осканов не стал катапультироваться ради спасения собственной жизни, хотя, как потом показало расследование Государственной комиссии, он имел такую возможность, и времени для этого было достаточно. Генерал до последнего пытался вывести самолет из пике и уводил его от жилых домов - рассказал Владимир Николаевич. - Иначе Сергей Сергеевич поступить не мог. Осканова всегда отличала любовь к людям. Я сужу хотя бы по его отношению к сослуживцам. Невзирая на свое звание и должность, он никогда не вел себя высокомерно по отношению к подчиненным. Его вежливость ко всем порой даже удивляла.

Кроме того, Сергей Сергеевич, очень дорожил военной техникой. В его жизни не раз бывали нештатные ситуации, и ему всегда удавалось спасти самолет. Он мне рассказывал, как однажды посадил самолет буквально на «брюхо».

День гибели генерала Осканова Владимир Пигальчук помнит хорошо. Накануне он встречался с генералом, который рассказывал ему о своей недавней поездке на родину, в Ингушетию.

Во время поездки Осканов посетил в Чечне Джохара Дудаева. Та встреча произвела на него, судя по всему, плохое впечатление. Как он рассказывал Пигальчуку, Дудаев встретил его потупленным взором и все время молчал, когда Осканов пытался увещевать генерала-президента не накалять обстановку с Москвой. Так они и расстались не понятые друг другом, толком даже не поговорив. 

- 7 февраля, в день полетов, уже когда стемнело, над военным городком на большой скорости и малой высоте, в юго-восточном направлении (в сторону Хворостянки, как уже потом узнал Пигальчук, - прим. автора) пронесся вертолет, и у меня почему-то возникло тревожное предчувствие, - рассказывает Владимир Пигальчук. - Мы, летчики знаем, что просто так в определенных направлениях и на определенной высоте вертолеты не летают. Подозрительным было и то, что в день полетов, почему-то не гудели самолеты. Когда я вернулся домой мне позвонили и срочно вызвали в штаб. Я уже чувствовал – что-то случилось с «первым», так мы звали командира. В штабе уже находился полковник Чага и командир полка, полковник Белобров.

Они объяснили, что с радара пропала «точка» самолета Осканова и уже обнаружена «яма» - место падения истребителя.

На плечи Пигальчука легла тяжелая участь, как друга Осканова. Чага и Белобров попросили его сообщить страшную весть семье генерала. В двенадцатом часу ночи Пигальчук, Чага и Белобров отправились к Оскановым.

- С собой я прихватил медикаменты, - вспоминал Владимир Пигальчук. – Дверь открыла жена Осканова – Раиса Салмановна и замерла. Она поняла все сразу, жены летчиков знают специфику службы хорошо и Раисе Салмановной отсутствие в небе гула самолетов в день полетов, также показалось тревожным. После долгого молчания, Раиса Осканова обхватила руками голову и разрыдалась, что-то приговаривая на ингушском языке. Дети генерала, Руслан, Амир и Резеда, тоже все поняли и тихо сидели в своей комнате…

Проститься с генералом Оскановым в военный городок приехали друзья генерала, среди которых были бывший заместитель начальника Липецкого авиацентра, вице-президент Российской Федерации Александр Руцкой, а так же будущий президент Ингушетии Руслан Аушев. Похоронили генерала Осканова в Ингушетии, в родном селе Плиево. На похороны генерала, в Ингушетию приехал так толком и не поговоривший при последней прижизненной встрече с Оскановым, президент Чечни Джохар Дудаев, которому судьба отпустила оставаться в живых еще несколько лет.

Он был примером для курсантов и матерых асов

Полковник Василий Фильчаков знал Суламбека Осканова с курсантских лет, со времени учебы в знаменитой Каче – Качинском высшем военном авиационном училище.

DSC0431311.jpg

- Я учился на два курса младше Суламбека Осканова, - вспоминает Василий Фильчаков. – Помню, всем курсантам, особенно первых курсов, всегда ставили в пример Суламбека. Вот мол, гордость Качи, курсант Осканов, пример для вас «зеленых», на него равняйтесь... 

Осканов занимался самолетным спортом,  когда командование оставило его в училище летчиком-инструктором, он стал мастером спорта, летал на равных с маститыми асами, на учебном Л-29. А соревновались тогда четыре авиационных училища – Качинское, Армавирское, Ейское и Краснодарское, летала будущая элита авиации. Я также после училища был оставлен служить летчиком-инструктором в учебном полку. Осканов уже уходил в Лебяжинский полк на боевые самолеты, где был повышен в должности, затем поступил в военно-политическую академию, служил в боевых частях, в Венгрии, Германии, затем в центральном аппарате ВВС, в службе безопасности Минобороны, а уж оттуда был назначен в Липецкий авиацентр заместителем начальника. На должность начальника авиацентра Суламбек Осканов был назначен после авиакатастрофы, произошедшей на липецком военном аэродроме в 1986 году, когда разбился не вышедший из пике на малой высоте МиГ-29 Петра Шелыганова и погибли на земле 8 человек. После генерала Бобровского начальником Липецкого авиацентра был назначен Суламбек Осканов.

Я в середине 70-х  служил в Липецке, потом – в Забайкалье, Германии, в Туркмении. Служил в Москве, в Главкомате ВВС. С Оскановым встретился потом в Туркмении, в Марах, и он пригласил меня служить в Липецк. Я дал согласие, но меня попросту не отпустили с прежнего места службы, а вот в начале 90-х, я вернулся в Липецкий авиацентр. Но служить под началом генерала Осканова пришлось недолго… 

- Почему Осканов не покинул самолет 7 февраля 1992 года? - задается вопросом Василий Фильчаков. - Тут нужно войти в его морально-психологическое состояние на тот момент. Сами представьте, он – генерал, начальник Центра, и покинуть самолет… А вдруг он исправен? И еще под тобой населенные пункты… Куда самолет рухнет? Я сам катапультировался, в 1981 году, когда служил в Забайкалье. Всегда остается потом такое чувство – а все ли ты сделал, чтобы спасти самолет? А вдруг могли погибнуть люди? Потому летчику всегда тяжело решиться покинуть самолет, не ведая - чем это обернется на земле… Генерал Осканов вряд ли думал о своем спасении, гораздо важнее было спасти других, до конца не выпуская ручку управления, и направить самолет туда, где нет людей…

GOROD48. Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени. В. П. Чкалова, считается ведущим Центром фронтовой авиации России. Профессионализм липецких летчиков признан не только в стране, но и далеко за ее пределами. В этом не малая заслуга и Суламбека Осканова, который стал инициатором проведения в Липецке авиационных праздников и авиа-шоу. Впервые наземный и воздушный показы авиатехники Липецкого авиацентра прошли осенью 1991 года на военном аэродроме. Тогда многие липчане впервые увидели высший пилотаж в исполнении асов Суламбека Осканова и Николая Свечкаря.

Генералу Осканову принадлежит инициатива сооружения памятника майору Сергею Шерстобитову и подполковнику Леонтию Кривенкову, которые в 1968 году пожертвовали собой не допустив падения неисправного самолета на жилые кварталы Липецка. В 1988 году в двадцатую годовщину подвига летчиков у дворца спорта «Звездный» был установлен закладной камень. В 2003 году, руководство Липецкого авиацентра во главе с генералом Александром Харчевским добилось сооружения памятника на площади Авиаторов всем летчикам погибшим в Липецком небе. На месте гибели генерала Осканова, у деревне Козельки Добринского района, неподалеку от станции Хворостянка установлен памятник.

Почитают генерала Осканова и на родине, в Ингушетии. Его именем названы улицы ингушских городов и поселков, аэропорт и школа столицы республики Назрани.

11 апреля 1992 года указом президента РФ за №384 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга Суламбеку Осканову присвоено звание Героя Российской Федерации.

Начальник Липецкого авиацентра Осканов Суламбек Сусаркулович стал вторым Героем России (посмертно) в ее новейшей истории. Первым золотую звезду Героя России получил космонавт Сергей Крикалев. Приказ о награждении обоих президент РФ Борис Ельцин подписал в один день.

0
0
0
2
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку файлов cookie
подтвердить