Общество
4601
01.09.2017 12:11
1
«Мы теперь не просто дети, Мы теперь - ученики!»
Корреспондент GOROD48 побывал на первом уроке в первом классе у учительницы, которая работает с одной записью в трудовой книжке с 1978 года.
Школа №2 - не красавица снаружи, как другие средние образовательные заведения, построенные в юго-западном районе Липецка. Ее территория зажата между автомобильными дорогами и старым жилым массивом. Первый звонок в ней прозвучал на небольшой асфальтированной площадке, где уместились все школьники - от первоклашек до будущих выпускников. Традиционная линейка прошла так, как прошла: без искорки, без изюминки. Ну, разве что запомнилась хореографическая композиция в исполнении детского коллектива да ответы хором невпопад на вопросы ведущих, типа: «Вы хотите учиться?» - «Нет!»
Линейка закончилась песней о России под минусовку, в конце которой, под припев: «Виват, Россия!» школьники отпустили в небо десятки воздушных шариков цветов государственного флага.
Мне предложили побывать на уроке в 1а. Классе, в котором из 33 учеников - всего 11 девочек (в школе в этом году за парты сели разбитые на три класса 97 первоклашек).
… Поднявшись на второй этаж, дети рассаживаются за парты так, как они сидели на подготовке.
- Светлана Николаевна! У меня нет букваря!
- А я свой дома забыл!
Светлана Витязева говорит, что это - не беда. Просит поделиться книжкой с «растеряшками» соседей по парте.
- Мы приготовили вам подарки. Первый подарок - это расписание, которое лежит у вас на парте...
На этих словах в класс впихнули опоздавшего мальчика. Пока тот ищет свое место, двери класса открываются опять. В них заглядывает мама с мальчиком.
- Это не ваш ученик? - спрашивает она у Витязевой.
- Как фамилия?
- Куличков!
- Нет, не мой.
Учительница начинает объяснять, как стоит вести себя в классе, как сидеть за партой, как держать руки. И тут замечает, что одна ее новая ученица сидит в наглухо застегнутой куртке.
- Мне тяжело! - жалуется ребенок.
- Всем тяжело. Сегодня же праздник! - отвечает ей Светлана Николаевна, пряча ее куртку в шкафчик. И тут же реагирует на шум в классе: «Давидик! Богданчик! У нас никто на уроке не разговаривает!»
В классе есть дети с редкими именами. Есть Артемий и Артем. Есть два Льва. Есть девочка Миа. И есть мальчик с фамилией, идентичной названию марки французского автомобиля. А есть просто Иван и просто Василий.
- Мещеряков Кирилл есть? - в класс снова заглядывает посторонний.
- Нет! Закройте двери!
Разобравшись со всеми текущими проблемами, учительница начинает урок: «Россия - Родина моя».
- Сегодня - День знаний! Этот праздник стал возможен потому, что над нами - мирное небо. В какой стране мы живем?
- В России! - хором отвечают дети.
- А в каком городе?
- В Липецке.
- Вы сделали правильный выбор, что пришли в школу (а что, были варианты? - Прим. И.Л.). От вас зависит, станете вы знайками или незнайками.
Все. О России больше не было ни слова. Началось занятие на понятных ученикам еще с детсада примерах.
Видеопроектор Светланы Николаевны проецирует на доску иллюстрации с заданиями, на которых дети Чебурашка, Незнайка, Красная Шапочка, Буратино.
Потом - мини-урок арифметики. «Если к двум матрешкамм прибавить одну, сколько получится?» Дети знают: три. А вот в следующем примере первоклашки путаются.
- В снег упал Сережка, А за ним - Алешка, А за ним - Иринка, а за ней - Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?
- Двадцать! - выкрикивает мальчик. Больше вариантов нет.
Когда учительница повторяет стишок еще раз, несколько деток тут же дают правильный ответ: пять.
- Физкультминутка от Буратино, - объявляет Светлана Николаевна.
Ученики выходят из-за парт и копируют жесты учительницы: встают на носочки, раскидывают в стороны руки, поднимают их вверх.
Потом - опять математика.
- От четырех отнять два. Сколько будет?
- Сорок два! - говорит школьник.
- А восемь минус один?
- Восемьдесят один! - очевидно, ребенок пока не понимает знака минус между цифрами на письме, но бойко оперирует десятками.
Пошли загадки о животных. И тут выясняется, что в классе есть умник по имени Миша. Когда речь идет о носороге, он вдруг заявляет, что знает его предка.
- Его зовут унитатерий. У него шесть рогов здесь, и шесть - здесь, - мальчик показывает у себя на голове, где и что росло у этого ископаемого.
Загадка о крокодиле.
- У крокодила тоже есть предок. Акантозавр! Он похож на ящерицу, но с зубами.
Исчерпав загадки, учительница снова переходит к правилам поведения в классе. Дети следом за ней все вместе в стихотворной форме повторяют как себя вести и что делать. «Ты сиди за партой скромно и веди себя достойно!»
- Ваши родители сделали вам подарки. Получите по очереди свидетельство первоклассника и значок «первый «а».
Дети получают файлы с вложениями. Кто-то сразу цепляет на пиджак значок, а кто-то этого не делает.
- Мне нельзя, - говорит одна девочка. - От булавки на кофте дырка останется.
Учительница обращает внимание на букварь: «У вас - самая ценная книга».
- А она много стоит? - спрашивает у соседа по парте мальчик.
Учительница разглядывает в букваре картинку на тему 1 сентября. Дети находят на ней приметы осени. Говорят о перелетных птицах.
- А кто у нас остается?
- Гулюшки! - отвечает ученик.
Светлана Николаевна его поправляет. Мол, так говорят обыватели. Правильно говорить - голуби.
Дети дополняют список птиц, которые не улетают в теплые края. Воробьи, вороны, снегири.
И тут ошибается учительница. Она говорит, что снегири к нам прилетают с севера, что на самом деле не так. Но дети этого не знают. С этого дня Светлана Николаевна для них - непререкаемый авторитет.
Учительница зачитывает из букваря стихотворение, в котором упоминаются профессии. Все дети знают, кто такой почтальон, повар и даже поэт. А кем сами школьники хотят стать, когда вырастут?
Девочки в этом возрасте развиты больше мальчиков. Поэтому две из них сказали, что пока не знают, кем. А вот мальчишки были безапелляционны. Сразу несколько хотят стать полицейскими и пожарными. Были и другие варианты: хирург, строитель, футболист. Один мальчик хочет быть «кафешником», продавать, по его словам, разные напитки. Другой - «штурмовиком». Ученик по имени Давид желает иметь две профессии: два дня в неделю танцевать брейк, а четыре дня быть изобретателем.
- Изобрети, пожалуйста, робота-учителя, - вздыхает Светлана Николаевна.
Спецназовец. Боксер. Теннисист. Палеонтолог (это, конечно, наш Миша). Девочки хотят стать ветеринаром, парикмахером и даже артистками - «Я уже много раз была в главной роли в садике»…
Никто и не заметил, как прозвенел звонок. В класс ввалилась гурьба пятиклассников, которыми четыре предыдущих года занималась Витязева. Они бросились обнимать свою первую учительницу, дарить ей маленькие подарочки и цветы, говорить добрые слова. И сразу стало ясно, что нынешние первоклашки попали в хорошие руки.
- У меня ведь всего одна запись в трудовой книжке, - расчувствовалась Светлана Николаевна. - Я эту школу закончила и сюда же после института и вернулась. В далеком 1978 году.
Игорь Луговой

0

0

0

0

0
Комментарии (1)