Общество

01.09.2017 12:11

«Мы теперь не просто дети, Мы теперь - ученики!»

1 3878
2
«Мы теперь не просто дети, Мы теперь - ученики!»

Корреспондент GOROD48 побывал на первом уроке в первом классе у учительницы, которая работает с одной записью в трудовой книжке с 1978 года.

Первый урок в День знаний у первоклашек в этом году назвали: «Россия - Родина моя». Интересно, что будут говорить деткам, впервые переступившем школьный порог? За ответом на этот вопрос я отправился в первый класс липецкой школы №2 (просто потому, что она ближе всего к редакции GOROD48).

Школа №2 - не красавица снаружи, как другие средние образовательные заведения, построенные в юго-западном районе Липецка. Ее территория зажата между автомобильными дорогами и старым жилым массивом. Первый звонок в ней прозвучал на небольшой асфальтированной площадке, где уместились все школьники - от первоклашек до будущих выпускников. Традиционная линейка прошла так, как прошла: без искорки, без изюминки. Ну, разве что запомнилась хореографическая композиция в исполнении детского коллектива да ответы хором невпопад на вопросы ведущих, типа: «Вы хотите учиться?» - «Нет!»

Линейка закончилась песней о России под минусовку, в конце которой, под припев: «Виват, Россия!» школьники отпустили в небо десятки воздушных шариков цветов государственного флага.

Мне предложили побывать на уроке в 1а. Классе, в котором из 33 учеников - всего 11 девочек (в школе в этом году за парты сели разбитые на три класса 97 первоклашек).

… Поднявшись на второй этаж, дети рассаживаются за парты так, как они сидели на подготовке.

- Светлана Николаевна! У меня нет букваря!

- А я свой дома забыл!

Светлана Витязева говорит, что это - не беда. Просит поделиться книжкой с «растеряшками» соседей по парте.

- Мы приготовили вам подарки. Первый подарок - это расписание, которое лежит у вас на парте...

На этих словах в класс впихнули опоздавшего мальчика. Пока тот ищет свое место, двери класса открываются опять. В них заглядывает мама с мальчиком.

- Это не ваш ученик? - спрашивает она у Витязевой.

- Как фамилия?

- Куличков!

- Нет, не мой.

Учительница начинает объяснять, как стоит вести себя в классе, как сидеть за партой, как держать руки. И тут замечает, что одна ее новая ученица сидит в наглухо застегнутой куртке.

- Мне тяжело! - жалуется ребенок.

- Всем тяжело. Сегодня же праздник! - отвечает ей Светлана Николаевна, пряча ее куртку в шкафчик. И тут же реагирует на шум в классе: «Давидик! Богданчик! У нас никто на уроке не разговаривает!»

В классе есть дети с редкими именами. Есть Артемий и Артем. Есть два Льва. Есть девочка Миа. И есть мальчик с фамилией, идентичной названию марки французского автомобиля. А есть просто Иван и просто Василий.

- Мещеряков Кирилл есть? - в класс снова заглядывает посторонний.

- Нет! Закройте двери!

Разобравшись со всеми текущими проблемами, учительница начинает урок: «Россия - Родина моя».

- Сегодня - День знаний! Этот праздник стал возможен потому, что над нами - мирное небо. В какой стране мы живем?

- В России! - хором отвечают дети.

- А в каком городе? 

- В Липецке.

- Вы сделали правильный выбор, что пришли в школу (а что, были варианты? - Прим. И.Л.). От вас зависит, станете вы знайками или незнайками.

Все. О России больше не было ни слова. Началось занятие на понятных ученикам еще с детсада примерах.

Видеопроектор Светланы Николаевны проецирует на доску иллюстрации с заданиями, на которых дети Чебурашка, Незнайка, Красная Шапочка, Буратино.

Потом - мини-урок арифметики. «Если к двум матрешкамм прибавить одну, сколько получится?» Дети знают: три. А вот в следующем примере первоклашки путаются.

- В снег упал Сережка, А за ним - Алешка, А за ним - Иринка, а за ней - Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?

- Двадцать! - выкрикивает мальчик. Больше вариантов нет.

Когда учительница повторяет стишок еще раз, несколько деток тут же дают правильный ответ: пять.

- Физкультминутка от Буратино, - объявляет Светлана Николаевна.

Ученики выходят из-за парт и копируют жесты учительницы: встают на носочки, раскидывают в стороны руки, поднимают их вверх.

Потом - опять математика.

- От четырех отнять два. Сколько будет?

- Сорок два! - говорит школьник.

- А восемь минус один?

- Восемьдесят один! - очевидно, ребенок пока не понимает знака минус между цифрами на письме, но бойко оперирует десятками.

Пошли загадки о животных. И тут выясняется, что в классе есть умник по имени Миша. Когда речь идет о носороге, он вдруг заявляет, что знает его предка.

- Его зовут унитатерий. У него шесть рогов здесь, и шесть - здесь, - мальчик показывает у себя на голове, где и что росло у этого ископаемого.

Загадка о крокодиле.

- У крокодила тоже есть предок. Акантозавр! Он похож на ящерицу, но с зубами.

Исчерпав загадки, учительница снова переходит к правилам поведения в классе. Дети следом за ней все вместе в стихотворной форме повторяют как себя вести и что делать. «Ты сиди за партой скромно и веди себя достойно!»

- Ваши родители сделали вам подарки. Получите по очереди свидетельство первоклассника и значок «первый «а».

Дети получают файлы с вложениями. Кто-то сразу цепляет на пиджак значок, а кто-то этого не делает.

- Мне нельзя, - говорит одна девочка. - От булавки на кофте дырка останется.

Учительница обращает внимание на букварь: «У вас - самая ценная книга».

- А она много стоит? - спрашивает у соседа по парте мальчик.

Учительница разглядывает в букваре картинку на тему 1 сентября. Дети находят на ней приметы осени. Говорят о перелетных птицах.

- А кто у нас остается?

- Гулюшки! - отвечает ученик.

Светлана Николаевна его поправляет. Мол, так говорят обыватели. Правильно говорить - голуби.

Дети дополняют список птиц, которые не улетают в теплые края. Воробьи, вороны, снегири.

И тут ошибается учительница. Она говорит, что снегири к нам прилетают с севера, что на самом деле не так. Но дети этого не знают. С этого дня Светлана Николаевна для них - непререкаемый авторитет.

Учительница зачитывает из букваря стихотворение, в котором упоминаются профессии. Все дети знают, кто такой почтальон, повар и даже поэт. А кем сами школьники хотят стать, когда вырастут?

Девочки в этом возрасте развиты больше мальчиков. Поэтому две из них сказали, что пока не знают, кем. А вот мальчишки были безапелляционны. Сразу несколько хотят стать полицейскими и пожарными. Были и другие варианты: хирург, строитель, футболист. Один мальчик хочет быть «кафешником», продавать, по его словам, разные напитки. Другой - «штурмовиком». Ученик по имени Давид желает иметь две профессии: два дня в неделю танцевать брейк, а четыре дня быть изобретателем.

- Изобрети, пожалуйста, робота-учителя, - вздыхает Светлана Николаевна.

Спецназовец. Боксер. Теннисист. Палеонтолог (это, конечно, наш Миша). Девочки хотят стать ветеринаром, парикмахером и даже артистками - «Я уже много раз была в главной роли в садике»…

Никто и не заметил, как прозвенел звонок. В класс ввалилась гурьба пятиклассников, которыми четыре предыдущих года занималась Витязева. Они бросились обнимать свою первую учительницу, дарить ей маленькие подарочки и цветы, говорить добрые слова. И сразу стало ясно, что нынешние первоклашки попали в хорошие руки.

- У меня ведь всего одна запись в трудовой книжке, - расчувствовалась Светлана Николаевна. - Я эту школу закончила и сюда же после института и вернулась. В далеком 1978 году.

Игорь Луговой
1 3878
2

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

егор

25.01.2018 17:45
а я ученик светланы Николаевны и считаю что она всё делает правильно
ответить