А знаете ли вы
2632
сегодня, 09:00
11

А знаете ли вы, что деньги за Аляску зарыты в Липецкой области?

Липецкая область расположена сразу на нескольких железнодорожных ветках, связывающих юг и север, запад и восток страны. За более чем 150 лет существования железных дорог России станции нашей области повидали многое. Вокзалам области, и историям, свидетелями которых они стали, посвящен новый выпуск #а знаете ли вы.

«Вольный проезд» Марины Цветаевой

Здание вокзала в Усмани построено в конце 50-х годов прошлого века. В 90-е после реконструкции на его фасаде появились доспехи богатырей, на коньке — конь и шпиль. Второй фасад украшен птицами-соколами и богатырскими палицами.

Предшественник современного усманского вокзала был деревянным, без изысков, но его стены помнили многое из истории нашей страны. Старый деревянный вокзал строился одновременно с железной дорогой Козлов-Грязи-Воронеж, которую сначала пролоббировал в Санкт-Петербурге, а затем, в 1866 году, взялся строить по концессии купец 1-й гильдии Самуил Соломонович Поляков. Железнодорожный туз, как его называли современники, в девять раз завысил реальную стоимость дороги.

vif vrn ru.jpg

усманьск.jpg

На железной дороге Козлов-Грязи-Воронеж были возведены четыре моста и построены девять станций. Самые крупные — Воронеж, Грязи и Усмань.

Старая деревянная станция Усмани простояла почти сто лет. Она помнила, например, приезд в город поэтессы Марины Цветаевой, о чем гласит чугунная табличка работы скульптора Валентина Челядина на стене вокзала. О поездке в Усмань Марина Цветаева написала рассказ «Вольный проезд». В 1918 году она, оставив в голодной Москве дочерей, рванула в Тамбовскую губернию в поисках пропитания, взяв с собой на обмен несколько кусков мыла, спички и 10 аршин сатина. В путешествия Цветаева отправилась под видом изучения кустарных вышивок, иначе получить «Вольный проезд» — т.е. разрешение на провоз продовольствия, было невозможно: для борьбы со спекулянтами большевики ограничили свободное перемещение с партиями продуктов по железным дорогам.

pqmfFmdWxt4.jpg

Усмань Марина Цветаева выбрала по совету одного из своих знакомых, который знал члена местного продотряда. Первую ночь в Усмани Цветаева и ее попутчики провели в чайной рядом с вокзалом. Здание чайной, входившее в вокзальный комплекс, снесли не так давно.

Остановившись затем в реквизиционном пункте, Цветаева отмечает обилие продуктов, и сытых, лоснящихся реквизиторов-красноармейцев. Вооруженный отряд отнимает у местных крестьян все, что понравится. Цветаева работает прислугой, моет пол и посуду за еду. Свои московские «богатства» пытается обменять на сало и пшено. Получается трудно, но в итоге она возвращается в Москву с несколькими килограммами пшена и муки, салом, тремя деревянными куклами для дочерей и янтарными бусами.

TIeSPckEnKo.jpg

Спутники же Марины Цветаевой «уехали в бывшее имение кн. Вяземского: пруды, сады... (Знаменитая, по зверскости, расправа)...».

Цветаева вспоминает расправу над князем Борисом Вяземским, которого озлобленная толпа растерзала на другом вокзале — в Грязях. Князья Вяземские владели в Усманском уезде имением Лотарево, оно находилось на берегу реки Байгоры неподалеку от Грязей. Имение это считалось образцовым: князья построили электростанцию, почту, телеграф, систему орошения, больницу, школу, конезавод, разводили племенной скот, выращивали зерновые по самым современным методам того времени. В 1917 году имение, центром которого был белоснежный дворец, разорили крестьяне. Князя Бориса и его жену крестьяне заперли в школе, которую Вяземские же и построили, а потом решили отправить на фронт. Его отвезли на Грязинский вокзал и сдали начальнику охраны станции. Пьяные солдаты-дезертиры с проходивших через станцию эшелонов, узнали о князе, сбросили его на рельсы и закололи штыками.

Первое здание грязинского вокзала, деревянное, построили в 1868 году, затем вокзал постоянно расширялся, так как Грязи были узловой станцией между дорогами Козлов-Воронеж и Елец-Грязи. В Ельце существовала первая в империи хлебная биржа, и местное купечество нуждалось в пути на юг к черноморским портам.

виф врн.jpg

царицин рф грязинск вокзал.jpg

строительство грязинского вокзала царицин рф.jpg

царицин рф грязи.jpg

В 1883 году в Грязях построили новый, каменный вокзал, знакомый нам и сегодня. А тогда царь Александр III назвал его лучшим вокзалом империи. Здание подсвечивалось газовыми рожками, для чего рядом построили газовый завод.

Известно, что на грязинском вокзале бывали Горький и Толстой, Плеханов и Бунин. В буфете вокзала они любили распивать чаи. Михаил Бунин и вовсе в Грязях был частым гостем, там жила его сестра Мария, бывшая замужем за машинистом Ласкаржевским.

Город вокзалов

А в купеческом Ельце было аж три вокзала. Первый появился в том же 1868 году, когда и грязинский. «Железку» от Ельца до Грязей возводил все тот же концессионер — Соломон Поляков. Кстати, он же основал в Ельце и первое в империи училище железнодорожников, чудесное здание которого цело поныне.

наша фота.jpg

Его несколько лет назад по согласованию с липецкой Госдирекцией по охране культурного наследия отреставрировали РЖД.  А в 1875 году на средства Полякова в Ельце была построена мужская гимназия, та самая, в которой учились писатели Иван Бунин и Михаил Пришвин.

В 1874 году в связи с ростом грузового и пассажирского потоков в богатом купеческом Ельце начали строить второй вокзал. Он располагался в районе Лучок на Сызранско-Вяземской железной дороге. Вокзал представлял собой целый комплекс строений обслуживающих ветку «Елец-Товарная», и расположенный неподалеку, тоже первый в империи, механизированный, элеватор.

Некоторые строения этой станции целы и поныне, но сам вокзал почти полностью разрушен, хотя и является памятником культурного наследия.

серафима колесникова.jpg


сер колс.jpg

Этот вокзал Иван Бунин, много раз с него уезжавший и на него возвращавшийся, описал в книге «Жизнь Арсеньева».

А в 1899 году в Ельце возвели большой вокзал, названный Центральным. Его мы и знаем как современный елецкий вокзал. 

xeYmduCT6LA.jpg

газета красное знамя.jpg

Где деньги за продажу Аляски зарыты

Через несколько населенных пунктов нынешней Липецкой области проходила Рязано-Уральская железная дорога. Ветки дороги Рязань-Козлов-Уральск забегали и в Данков, и в Елец, и на станцию Астапово, в Раненбург (ныне Чаплыгин), и в Лебедянь.

В истории Рязано-Уральской, или Рязано-Козловской, как ее еще называют, железной дороги есть одна интересная деталь. По устоявшемуся мнению, деньги за продажу Аляски и владений в Калифорнии США в 1867 году Россия не получила. Якобы корабль «Оркни», везший золото на 11 с лишним миллионов рублей, утонул. И Россия, получается, Аляску, Алеутские острова, часть Калифорнии Америке просто подарила. По другой версии, Аляску Российская империя сдала в аренду на 99 лет. Аренда эта давно закончилась и группа «Любэ» требовала Аляску «взад» еще 30 с лишним лет назад, обвиняя во всем Екатерину Великую. Мол, она была не права. На самом деле Аляску продал правнук Екатерины Александр II. Сделка прошла благополучно и 7,2 млн долларов или 11 млн 300 тысяч рублей пошли на покупку у Франции оборудования для железных дорог — Курско-Киевской и Рязано-Козловской.

nkGS9iWiDHQ.jpg

«Вскоре после завершения продажи Аляски деньги были переведены в специально созданный железнодорожный фонд, откуда они сразу поступили французским фирмам в счёт оплаты поставок необходимого для строительства и эксплуатации дорог оборудования и технических средств. Кстати, это обстоятельство и породило бытующее до сих пор мнение, будто бы наша страна не получила денег за продажу Аляски. Обе дороги построили в сжатые сроки: Курско-Киевскую — за четыре года, Рязанско-Козловскую — за два года», — рассказал газете «Гудок» в 2019 году профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, доктор исторических наук Александр Голубев. 

Железнодорожного вокзала в Данкове давно нет. Старинное здание 1890 года постройки сгорело. На его месте построили ничем не выделяющееся блеклое двухэтажное здание. Но и пассажирского железнодорожного сообщения в Данкове тоже нет давно.

74OB4LgQ30M.jpg

KNDD8K9luPo.jpg

По словам данковского краеведа Ивана Малюкова, некогда жизнь кипела вокруг данковского вокзала. Рядом с ним также как и в Ельце стоял огромный элеватор, высотой 40 метров. Но он сгорел через семь лет после строительства вокзала.

Безжизненным в плане пассажирских перевозок стал и вокзал в Лебедяни. Они не осуществляются с 2000 года. Лишь иногда здесь останавливается поезд Москва-Белгород.

tUNC0Vj6yV4.jpg

А в конце XIX века на ветке Рязанско-Козловской железной дороги в Лебедяни построили вокзал, простоявший до строительства нового в 1981 году. Как говорится в книге Валерия Акимова «Лебедянь от А до Я», старый вокзал был деревянным особнячком, по своему интересным, который также повидал немало. Но почти через век он стал ветхим, в нем не было ни буфета, ни туалета. Его пришлось сносить и строить новый, который объединил под своей крышей железнодорожные и автобусные кассы. Правда, как отмечает Валерий Акимов, туалета в нем так и не появилось.

ONetdHnm8wY.jpg

9oxPq0M5sF8.jpg

На той же ветке, выстроенной на деньги, вырученные от продажи Аляски, стоит и знаменитая станция Астапово, на которой умер Лев Толстой. Вокзал Астапово уцелел, он красив и грандиозен. Уцелели и домики железнодорожников рядом, и дом станционного смотрителя Азолина, где умер Толстой.



Уцелел вокзал и в Раненбурге, ныне Чаплыгине. Его построили также в 1890 году. До сих пор он служит по своему прямому назначению, принимает и отправляет пассажиров. Раненбургский вокзал — памятник культурного наследия регионального значения. В 1919 году, во время рейда генерала Мамантова по тылам Красной армии, казакам удалось быстро взять сам Раненбург, а вот вокзал они так и не взяли: бойцы 24-го особого полка стояли в здании насмерть, продержавшись до прихода подкрепления.

DSC0510622.jpg

Интересно здание железнодорожного вокзала в Тербунах. Оно маленькое и какое-то пряничное, как игрушечное. Станция была построена в 1897 году на железнодорожной линии Елец — Касторное. Строили вокзал купцы Ливен и Ельца для вывоза хлеба из окрестных поместий. Рядом со станцией купцы построили домики для железнодорожников. Это и стало рождением поселка Тербуны.

Сейчас в здании вокзала расположен магазинчик. Пассажирского сообщения через Тербуны нет. А когда-то станция связывала Россию с Донбассом и всей восточной Украиной.

t_0wpogWnyg.jpg

«А вот и Липецк, недостроенный вокзал»

Нынешний вокзал Липецка — одна из визитных карточек города. Транзитные пассажиры часто делают на его фоне селфи. Проект львовского архитектора Л.Н. Сывенького футуристических форм, актуален и сегодня, причем настолько, что иногда  попадает в ТОП лучших вокзалов страны.

uFkd8lWdI8Y.jpg

Существует легенда, что Сывенький эмигрировал в Канаду и построил по тому же проекту железнодорожный вокзал в Торонто. Но это всего лишь легенда. Вокзал Торонто Union Station открыт в 1927 году.

Вокзал, к которому уже привыкли липчане и любят транзитные пассажиры, вошел в историю как долгострой. Его начали возводить в 1986 году, а закончили только через восемь лет. Этот долгострой в девяностые даже воспел кто-то из бардов: «А вот и Липецк, недостроенный вокзал...». В городе подхватили песню «про Липецк», хоть она и не имела позитивного смысла.

5vl.jpg

Но когда открыли новую железнодорожную гавань, радости и гордости не было предела — два раскинувшихся крыла, словно у бабочки (сверху именно бабочка и видна), и семиэтажный «стержень» посередине с гостиничными номерами и офисами. Возле вокзала и в зале ожидания, который, кстати, огромен — 800 квадратных метров, скульптуры работы липецких мастеров Евгения Вольфсона и Игоря Мазура.

68PttwZbrEU.jpg

cbHVJsCPs78.jpg

_k-NaGFTg_Q.jpg

nMuowjlaP1k.jpg

SrV0Wqd1moI.jpg

7i4HXdSbp3I.jpg

Предшественником этого вокзала был обычный советский типовой — начала 60-х годов постройки. Вплоть до открытия нового вокзала старый служил еще и автовокзалом. Автобусные платформы располагались сбоку от здания.

19vl.jpg

20vl.jpg

21vl.jpg

А вот его предшественник появился в 1868 году, когда строилась та самая ветка Елец — Грязи. Город тогда находился в двух верстах от здания вокзала и курортники, а именно их вокзал в основном обслуживал, добирались до Липецка в специальной карете. В курортный сезон на вокзал ежедневно прибывали два поезда — из Грязей и Орла.

4vl.jpg

Красивый вокзал простоял почти сто лет и тоже повидал немало. Например скачки на ипподроме, который располагался рядом. Однажды в этих скачках участвовал брат Николая II великий князь Михаил Романов. 24 мая 1911 года он принимал участие в конном пробеге вместе с офицерами Черниговского и Нежинского гусарских полков из Ельца в Липецк. Это в честь Михаила Романова на улице Лебедянской (ныне Зегеля) липчане воздвигли триумфальную арку, которую снесли в 1917 году. 

Визит брата царя в Липецк тогда ознаменовался казусом. Михаил Александрович прибыл на прием к городскому главе Митрофану Клюеву в его особняк у Верхнего парка весь в пыли и грязи после скачек. А впереди шел его адъютант в чистом мундире как с иголочки. Вот к ногам адъютанта и полетели цветы липчанок.

Но мы знаем, что курорт в Липецке появился за полсотни лет до строительства железной дороги. Так как же курортники приезжали в город?

Липецкий краевед Александр Клоков говорит, что на лошадях, по почтовым трактам, от ямской станции к ямской станции. Трактов ведущих в Липецк было два — елецкий и раненбургский. Впрочем, как и сейчас.

Использованы материалы из книги В. Акимова «Лебедянь от А до Я», книги И. Малюкова «Из истории Данковского края», усманского краеведческого портала, сайта  Усмань48 Липецкой областной научной библиотеки, Липецкого областного архива,  Воронежского краеведческого форума, сайта Царицын.рф, страницы  «Паша Машинист» в Яндекс-Дзен, газеты  «Красное знамя» (Елец), Серафимы Колесниковой, сайта  ЮВЖД. Главное фото — с сайта национального парка  Форт-Росс (США)
1
0
0
11
1

Комментарии (11)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Бабка Первая
16 минут назад
Как всегда интересно! Спасибо, что просвещаете нас. Но отложу просмотр на вечер)
Любовь
33 минуты назад
Очень интересно.Об этом надо рассказывать детям на уроках истории. Тогда и любить наш родной край будут больше.
Арканзас
44 минуты назад
Ребята статья просто класс! Побольше бы таких публикаций. Город 48, я не ожидал такую интересно - познавательную главу. Спасибо!
А
сегодня, 12:23
прошлое кажется сном ......
Гостья.
сегодня, 10:48
Большое спасибо за замечательную статью, исторические фотографии и интересное, содержательное видео. Всё посмотрела с огромным удовольствием. Больше позитивных и интересных статей.
Гостья
сегодня, 10:25
Сколько всего интересного не сохранили.Разруха в головах началась давно
Да как
сегодня, 09:46
царь на скачках,вместе с офицерами,кругом народ .А он никого не боится,ни народа,ни офицеров.Вот нам бы такого!
Патриот
сегодня, 10:06
И сейчас в Европе премьер министр или президент может на велосипеде или метро на работу доехать
да уж
сегодня, 09:34
"На заплёванном пустынном полустанке От больших дорог и линий вдалеке, Молодая плутоватая цыганка, Грязным пальцем мне водила по руке. Обещала мне в попутчики удачу, Много денег и счастливых долгих лет. Мимо мчались поезда, и чуть не плача, Я глядел, глядел им вслед...."
Житель
сегодня, 09:33
Интересно. Спасибо.
Горожанин Липецка
сегодня, 09:33
Теперь понятно почему РВК и КВАДРА копают.