Общество
2913
23.05.2009 16:37

Никита Михалков попросит деньги на кино у Министерства обороны

В большом зале администрации Липецкой области завершился круглый стол на тему «Российский кинематограф сегодня и завтра»

Загрузка плеера
Никита Михалков попросит деньги на кино у Министерства обороны. Такое решение было принято в Липецке.

В большом зале администрации Липецкой области завершился "круглый стол" на тему «Российский кинематограф сегодня и завтра». По сути дела выездное заседание Союза кинематографистов прошло в рамках кинофорума «Золотой Витязь». На нём были подняты самые разные темы: патриотизма, проблем образования, ситуации в российском кино и истоков конфликта в Союзе кинематографистов.  

Президиум круглого стола возглавили Никита Михалков и Николай Бурляев. К фигуре председателя СК РФ было принянуто всё внимание и участников кинофорума, и журналистов. Киновед Валерий Фомин попросил Михалкова учредить новый устав Союза кинематографистов, по которому его новые члены будут присягать на верность Родине и своему народу как это делают в армии. Говорили о необходимости того, чтобы Госкино поддерживало авторские, детские и дебютные картины. Но государствненные деньги должны идти целенаправленно, чтобы в стране не выходили картины, подобные фильму «Сволочи». Помимо Госкино и министерства культуры нужен и третий материальный источник в самом Союзе кинематографистов. Все участники "круглого стола" согласились с ием, что подражание Голливуду – это всегда поражение. Кинематографисты отметили необходимость воспитания достойных кадров, чтобы на площадках не оказывались режиссёры, которые ничем не руководят и которых актёры даже не знают по фамилии. Именно Никита Михалков наметил векторы разговора на круглом столе. Советник Сергея Миронова Александр Щипков заявил о необходимости изменить телевидение, рассказывающее только о патологиях. Михалков с ним согласился, резюмировав: « Король-то давно голый!». Документалист Валентина Буркаленко призвала поддержать научный кинематограф, а председатель Гильдии кинематографистов Санкт-Петербурга – влезть в бюджет Министерства обороны и там найти деньги. 

– Пришла пора определяться: что мы, куда мы, зачем мы, с кем мы, – призвал в своей вступительной речи Никита Михалков. – Потому что неопределённость для России с её масштабами, просторами, часовыми поясами, – это самое страшное и опасное, причём не только для самой России. Как я считаю, безвластие для России и последствия безвластия в России намного более жестокие и кровавые, чем последствия любой – пусть меня осудят – любой, пусть даже самой худшей, власти. Потому что безвластие в России, то, что потом нельзя увидеть, потрогать руками. Когда ты видишь тирана, ты знаешь кто он, можешь даже попрекать его. Но когда нет вектора, по которому развивается наша страна, культура и искусство, это чрезвычайно опасно (…) Не будет русский человек работать только за деньги, какими бы большими они не были. Вчера я придумал формулу русского человека: русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет. Но не так нет, чтоб обязательно было, а нет – и хрен с ним! И это очень непонятно многим. Это та самая внутренняя борьба между Обломовым и Штольцем, которая происходит всегда. Вспомните фольклор. Какова мечта русского человека? Скатерть-самобранка, конёк-горбунок, некрасивый, но очень везучий, по щучьему веленью, золотая рыбка. Это живёт в нашем сознании, заложено корнями. Но вывод должнен быть не таким, что не надо работать и ты всё получишь, он должен быть другим: ум – это прекрасно, но доброта – она важнее, сострадание оно важнее. И ещё любовь. Русское кино может быть жестоким, но жестокая правда без любви есть ложь. И когда эта жестокая правда освещена состраданием, когда тот, кто снимает картину, пишет книгу, любит хоть кого-нибудь из тех, о ком он рассказывает, и пытается сделать так, чтобы его любили зрители, и я вникаю в жестокость и хочу её понять и исправить. А когда мне просто рассказывают, как ужасен этот народ, эта страна, я не могу его понимать: потому, чтобы это сделать не надо ничего: бери камеру, поезжай в детские дома, на вокзалы, в дома престарелых, в больницы… Но как мы принюхались к тому безобразию, в котором лежит наше отечество, загаженное, замусоренное. Чтобы мне это не любить ничего не надо. Покажите мне, как сделать так, чтобы полюбил. Какие силы нужны для того, чтобы сказать: оглянитесь, проснитесь!

Никита Михалков добавил, что интернациональным может быть только кино истинно национальное. 

– Я бы хотел, чтобы этот круглый стол не остался пустым звуком и сотрясанием воздуха, – отметил Никита Михалков. – То, о чём сегодня говорилось, это в определённом смысле проблема национальной безопасности: это дети, будущее страны, нравственное положение, состояние страны. Это то, как выглядит страна из окна поезда, машины, дома, иллюминатора самолёта. Сегодняшний разгговор затронул самые животрепещущие темы. Разговор носил конструктивный, осмысленный характер. Я думаю, что документ, который будет его результатом – манифест нашего сегодняшнего собрания должен сформулировать то, о чём мы сегодня говорим, призвать тех, от кого это зависит, прислушаться к нашему мнению. Разнузданность и безапелляционность, абсолютное смещение вкусовых нравственных критериев, которые происходят сегодня в СМИ и вообще в жизни, – они стали волновать достаточное количество людей, родителей и молодёжи, чтобы призвать на помощь сегодняшнее руководство страны. Пример тому вчерашний Всемирный народный русский Собор, на котором говорилось о невероятной опасности, о гибели нации от алкоголя, от суррогатов, от безысходности, которая приводит к алкоголизму, о том, что вопрос «Как жить?» стал выше, чем вопрос «Зачем?», что, в принципе, противоречит всей нашей культурной традиции. Это стало серьёзной темой для обсуждения. И я очень хочу верить, что это станет поводом для того, чтобы принимать решения.

– В российском кино после этого, действительно, что-то может измениться?

–  Изменится ли что-то в кино? Это же процесс не такой: поговорили и сразу всё изменилось. А то, что во ВГИКе сегодня ректором является Владимир Малышев, что государство дало ВГИКу 4 миллиарда на переоснащение, то что внимание к тому, кто будет выходить из ВГИКа и что они будут снимать является конретным и обоснованным, – всё это говорит о том, что процесс идёт. Поэтому не надо завтра ждать результатов, но надо не останавливаться. Самое пагубное, что может быть, что после этих разговоров все разойдутся, пообедают и пойдут на гала-концерт, забыв о том, что делать дальше. И в то же время не надо ждать завтра результата. Надо просто без истерики, спокойно, ровно дышать, широко идти к тем целям, которые перед нами стоят.

Звучало много призывов к материальной поддержке кинематографа.

- Насколько вероятно, что Министерство обороны и государство вообще поделятся с вами деньгами в кризис?

– К счастью, материальных призывов здесь звучало не много, поскольку все понимают, что это не так легко. Но, вы знаете, когда в США упало количество желающих учиться на военных лётчиков определённого уровня, Пентагон выделил огромные деньги – более 70 миллионов долларов и сняли картину «Топ Ган» ("Лучший стрелок") с Крузом, и на следующий год все училища были заполнены молодыми ребятами, которые хотели учиться на лётчиков. Поэтому если государство хочет, чтобы какие-то задачи выполнялись за счёт кинематографа, оно должно за это платить. И те люди, которым интересно это делать, обладающие возможностями и профессией, должны это делать. Другой разговор, что не должно гоударство требовать выполнения госзаказа за деньги, которые оно даёт министерству культуры на помощь другому кинематографу. Но, кроме этого, я считаю, что Соююз кинематографистов должен иметь свои фонды, которыми он будет поддерживать и студенческое, и арт-хаусное кино, и маленькие фестивали – всё то, что не вписывается в государственную политику. Но это тоже должно быть сделано профессионально и с определёнными направлениями и векторами.

– Вы вынесете предложнения коллег на Общественнный совет министерства обороны?

– Да, конечно. 

– Когда выйдут «Утомлённые солнцем-2»?

– Нам осталось совсем не много, бог даст, мы закончим снимать в июне. Я надеюсь, опять же, даст бог, 9 мая 2010 года в День победы у нас будет премьера фильма. 

Итогами работы "круглого стола" должен стать манифест, в котором его участники отразят необходимость понимания проблем российского кино со стороны власти и чёткой политической сратегии государства в отношении кинематографа, а так же чёткая позиция в отношении подготовки кинематографических кадров. 

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.