Экономика
19837
17.04.2013 15:50
1

В «аномальной» зоне «Тербуны» исчез миллиард бюджетных рублей

GOROD48 выяснил, чем живет ОЭЗ РУ ППТ «Тербуны»: ноль инноваций под соусом пафоса.

В 2006 году в Липецкой области по инициативе губернатора Олега Королева решили создать по аналогии с федеральной особой экономической зоной «Липецк» сеть зон регионального уровня. С того времени прошло уже 6 лет. Что было обещано и что сделано по факту? Какой бизнес пришел в районы области? Какие проекты состоялись, а какие осталось прожектами? На эти вопросы GOROD48 решил получить ответы на местах. На этой неделе мы побывали на родине главы администрации Липецкой области, там, где создана зона промышленно-производственного типа «Тербуны». 

А где же «Корни»?

Появление на своей малой родине «самого крупного в Европе» завода по переработке сахарной свеклы (1,5 миллиона тонн за сезон!) губернатор анонсировал еще в 2006 году. Олег Королев заявлял, что предприятие, которое должно было появиться в поле в 10 километрах от Тербунов, станет «локомотивом развития региона». Тогда же было объявлено о том, что за проект берется столичный бизнесмен Михаил Селиванов и его ООО «Атомэнергомонтаж». В марте того же года Королев и представители фирмы привинтили к закладному камню соответствующую табличку и заявили, что на заводе уже через 1,5 года будут работать 200 человек.

IMG_8582.JPG

Тогда никого не смутили оценки отраслевых аналитиков, усомнившихся в успешности проекта. Так, ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов рассчитал, что при заявленной сумме инвестиций завод должен приносить ежегодно около 30 млн долларов в течение, по крайней мере, восьми лет, чтобы только окупить вложения. В противном случае вернуть вложенные средства удастся только спустя сто лет. Однако липецкий губернатор не прислушался к «умникам». И зря. «Атомэнергомонтаж» отказалась от проекта в разгар кризиса: у фирмы не оказалось необходимых для строительства 7 млрд рублей.

На сайте «Компромат. Ру» Михаила Селиванова называют не иначе как фигурантом ряда уголовных дел (в том числе дела о хищениях в госкорпорации «Росатом»). Пишут, что «Селиванов трудоустроил в свои компании на топ-менеджерские позиции зятя Королева Данияла Алиева, а губернатор, в свою очередь, стал крестным отцом дочери предпринимателя». Как бы то ни было, а Королев и впрямь лоббировал интересы московского инвестора, раз выдал своим распоряжением ему в залог под получение в банках сотен миллионов принадлежащие региону газопроводы высокого, среднего и низкого давления. Однако когда настало время платить по счетам, у структур Селиванова не оказалось ни денег, ни бизнеса.

В 2010 году о своем намерении продолжить «сахарную тему» заявил владелец холдинга «Зерос», член т.наз. королевского пула аграриев Николай Бобин. Областные власти вновь были готовы компенсировать инвестору процентные ставки по кредитам, освободить от налогов на имущество и предоставить льготы по НДС и налогу на прибыль. Однако Россельхозбанк, который поначалу собирался открыть Бобину кредитную линию на 8 млрд рублей, от сделки отказался.

В феврале 2011 года Минсельхоз объявил об уже третьей по счету попытке реанимации проекта. Соглашение «о взаимодействии» тогда подписали председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, губернатор Олег Королев, тогдашний министр сельского хозяйства Елена Скрынник и владелец «Зероса» Николай Бобин. Общую стоимость проекта оценили в 7,7 млрд рублей, из которых банк готов был инвестировать 6,5 миллиарда. Но потом грянуло громкое дело о хищениях 40 млрд рублей в Росагролизинге, и «Корни» снова завяли.

А в начале нынешнего года стало известно, что сахарный комбинат исключили из реестра участников ОЭЗ «Тербуны». Сейчас о канувшем в лету проекте липецкого губернатора напоминает лишь поросший травой зародыш какого-то строения и десятки опор линии электропередач с оборванными проводами. Даже закладной камень — и тот исчез. На месте так и не появившегося завода местный шутник оставил зловещий коровий череп, повесив его на рукомойник.

IMG_8577.JPG

IMG_8580.JPG

Аттракцион невиданной щедрости

Дорога, которая ведет к тербунскому полигону захоронения твердых бытовых отходов, являет собой жуткое зрелище — яма на яме. Их размеры — от края дороги до края. Проехать по ней к вовсе невостребованному объекту — новенькому мосту над железнодорожной веткой — удалось лишь потому, что у корреспондентов GOROD48 была редакционная «Нива».

IMG_8586.JPG

Мы десять минут стояли под мостом, фотографируя его с разных ракурсов, но ни одной машины на нем так и не появилось. Местные жители об автомобильном трафике говорят как о почти нулевом. Что не удивительно: отличный мост и хорошего качества асфальтированная дорога как транспортные элементы инфраструктуры ОЭЗ РУ ППТ «Тербуны» строились к промплощадке «Корней». Сахзавода нет, а мост и дорога, на которые были потрачены сотни миллионов рублей непосредственно из областного бюджета, есть. Никому не нужные. 

IMG_8588.JPG

Зато хорошо известна стоимость иных элементов инфраструктуры тербунской зоны. На ее сайте можно найти информацию о том, что газопровод высокого давления для резидентов зоны обошелся в выделенные из областного бюджета 32 млн рублей. Ливневая канализация — в 75 миллионов. Система водоснабжения стоила 204 млн рублей, а система канализации и насосная подстанция — 145 млн рублей. Очистные сооружения стоили бюджету 204 миллиона. А вот еще один объект инфраструктуры, подстанция в 110 Кв «Тербунский гончар», даже построившими ее в 2010 году для экономической зоны за 200 млн рублей специалистами «МРСК Центра-Липецкэнерго» была оценена как экономически неэффективная. Судите сами: ее нынешняя загрузка — 0,42 МВт, или 2% от потенциала! 

Если сложить все эти затраты, то миллиард бюджетных рублей — это минимум, что закопали в землю под Тербунами. Выручить эту сумму обратно в бюджет в виде налогов от работающих предприятий зоны, над которыми висит фантом «Корней», будет непросто, а то и вовсе невозможно, с учетом налоговых льгот, обещанных резидентам. А они немалые. Так, ставка земельного налога для участников ОЭЗ «Тербуны» – 0% от кадастровой стоимости сроком на 5 лет (причем планируется увеличить рассрочку платежей до 7 лет) с момента возникновения права собственности. Ставка арендной платы – 0,1% или 3321 рубля 90 копеек за гектар. Плюс ряд иных налоговых льгот.

Но даже при таких преференциях Михаил Селиванов умудрился не построить не то что пафосный сахзавод, но даже завод металлоконструкций и сэндвич-панелей! Выгнав его на 70%, столичный бизнесмен хотел достроить завод за счет кредитов Газпромбанка, однако выделенных ему средств оказалось недостаточно. В итоге липецкий Арбитражный суд взыскал с ООО «Атомэнергомонтаж-Липецк» свыше 400 млн рублей долга по кредиту Газпромбанка, и стройка встала. В настоящее время недострой представляет собой убогое зрелище. Его крытый корпус используется единственным действующим заводом зоны — кирпичным «Тербунским гончаром» — под складирование готовой продукции.

Кирпичики добра

Появление в Тербунах завода по производству облицовочного кирпича, наверное, единственный здравый проект липецкого Олега Королева. В районе еще при советской власти обнаружили запасы глины, пригодные для такого производства. Первая очередь завода в 2007 году была, кстати, и единственно успешно реализованной идеей того же Селиванова. «Тербунский гончар», в возведение которого большую часть средств из более чем 1,2 млрд рублей вложила администрация региона, стал выпускать красивый кирпич, вышел на 80% от заявленной мощности в 40 млн штук в год, но остановился в кризис. Предприятие не работало ровно год — с сентября 2008-го по сентябрь 2009-го. В этот непростой для завода период Селиванов продал свой 49-процентный пакет долей детищу Олега Королева Липецкой ипотечной корпорации.

Территория «Тербунского гончара» в настоящее время забита кирпичом «премиум-класса». Его терриконы высятся и за забором предприятия. Не затоварен ли завод потому, что на его продукцию нет сбыта?

IMG_8611.JPG

— Это своеобразный маркетинговый ход, — объясняет ситуацию гендинректор предприятия Анатолий Чумарин. — Если потребитель не поймет, что нынешняя цена нашего кирпича соответствует рыночной, через месяц он купит его уже дороже. Мы потому и придержали его реализацию, что рассчитываем на сезонное повышение цен.

По словам Чумарина, еще в прошлом году завод вывели на мощность, на 15% превышающую проектную. Однако в регионе остается всего до 5% выпущенного кирпича. Продукция расходится по стране в восточном направлении до Казани, в северном — до Питера, в Южном — до Краснодара (на олимпийских стройках в Сочи, впрочем, кирпич из Тербунов, как о том ходят слухи, оказался невостребованный).

Здесь работает 127 человек. Средняя зарплата на этом полностью автоматизированном производстве — более 20 000 рублей. Договор на ведение деятельности в особой зоне «Тербуны» в прошлом году заводу продлили еще на 5 лет. Так липецкий губернатор взял и поменял местный закон о тех же региональных зонах, дающих всего лишь 5-летние преференции их участникам. Но ничего удивительного. Никто же не возмущается, кроме кучки шакалящих у посольства США либералов, когда президент России меняет законы страны?

Таблетки, овощи, солома

Итак, в настоящее время в Тербунской зоне работает всего одно предприятие — кирпичный завод. Еще одно, которое строило, но так и не построило селивановское «АЭМ-Липецк», — фармацевтический комплекс «Рафарма». Его, впрочем, достроили уже чехи с помощью своих субподрядчиков-сербов. По словам заместителя гендиректора ЗАО «Рафарма» Владимира Моргачева, на заводе смонтированы две очереди по производству антибиотиков и противораковых препаратов. Правда, еще в июне 2011 года СМИ протрубили о том, что здесь уже выпускают продукцию.

IMG_8605.JPG

На самом предприятии это категорически отвергают, мол, журналисты спутали испытания с массовым выпуском лекарств. Выпуск дженериков, то есть лекарств, на действующее вещество которого истек срок патентной защиты, здесь начнется в июне нынешнего года, если предприятие получит соответствующую лицензию на 25 препаратов (раз Россия стала страной «третьего мира», то и медикаменты здесь выпускают не продвинутые, инновационные, а те, которые позволяют россиянам иметь хоть какой-нибудь доступ к медицинской помощи).

— У нас уже работают 96 человек, — говорит Моргачев. — Некоторых специалистов, переехавших в Тербуны из Москвы, мы обеспечиваем жильем за счет предприятия.

Фактический объем инвестиций ЗАО «Рафарма» в завод составил 2,1 млрд рублей, что меньше заявленной суммы в бизнес-проекте. Возможно, это связано с тем, что завод еще даже не нащупал свои рынки сбыта.

А вот другие участники зоны только декларируют свои намерения. Так, ООО «Прометей» собирается выпускать пеллеты из соломы (топливные гранулы для котлов), но из заявленных 279 млн рублей инвестиций фирма освоила только 9,7 миллионов, а ведь производство продукции здесь должно было быть начато еще в 2010 году. ООО «Черноземье», замахнувшись на создание маслоэкстракционного завода ценой в 900 млн рублей, решило построить мельницу, но и это предприятие пока находится в стадии разработки. ООО «Корнеплодов» желало бы построить овощехранилище под картофель, лук, морковь, но завязло в бумагах. Так и не родившись, умер проект ООО «Тербунская агропромышленная корпорация», предусматривающий создание элеватора. Ушло из зоны ООО «Агробитхолод» — этому предприятию будто бы не хватило в ней места (это не может быть правдой, так как под зону отдано 992 га земли, а освоено, по официальным данным, лишь десятая часть отведенной под нее территории).

Игорь Луговой

0
0
0
0
0

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Tom
26.07.2023 15:46
На моих глазах растащили обанкротили и растащили завод который выпускал дробилки смесители и т.д. Куда деваются миллиарды?