Общество
5469
18.01.2022 16:37
49

Липецку нужна специальная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Об этом в горсовете заявила вице-мэр Анна Шамаева.

У пяти тысяч детей в Липецке – ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Об этом сегодня на заседании комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Липецкого горсовета сообщила заместитель председателя департамента образования мэрии Юлия Паньковик.

– Я бы не говорила о том, что имеется тенденция к росту числа таких детей. Скорее, можно говорить о том, что медики наконец-то научились ставить точные диагнозы, – сказала Юлия Паньковик.

Исходя из того, что в Липецке 83 000 детей, можно сделать вывод, что особенных среди них немало. За аббревиатурой ОВЗ скрываются дети с проблемами слуха, зрения, речи, аутисты, рожденные с синдромом Дауна или с ДЦП, имеющие задержку психического развития или с поведенческими нарушениями. Поэтому Юлия Паньковик основательно подготовилась к отчету перед депутатами о проблемах и перспективах инклюзивного и специального образования в Липецке, который начинался с таких слов:

– Как уже в раннем детстве научить ребенка не вешать ярлыки, а выстраивать коммуникацию с самыми разными людьми? Как побороть предрассудки и стереотипы во взглядах на тех, кто отличается от большинства?

Заместитель председателя департамента образования мэрии сообщила депутатам, что в Липецке с 2017 года реализуется проект: «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество». Цель – включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместный с другими детьми образовательный процесс, в урочную и внеурочную деятельность.

На момент запуска проекта для таких детей функционировали 154 группы в детсадах и 25 специализированных классов в четырех школах Липецка. Сегодня подобных групп – 198 и 61 класс – в 14 школах.

Для детей с аутизмом созданы так называемые ресурсные зоны – в школах №№30 и 60 в 2018 году, в детсаду №136 – в 2019-м. Сейчас в четырех детсадах действуют шесть ресурсных групп, а в шести школах открыты восемь ресурсных классов. Значимым итогом новой модели образования Юлия Паньковик назвала появление в одном детском саду и в одной школе города детей с синдромом Дауна. Пока этой формой воспитания охвачены 19 детей. Педагоги видят их в будущем полностью социализированными членами общества.

Департамент образования может похвалиться и результатами: некоторые из этих детей стали посещать отдельные уроки в обычных классах, а 80% «ресурсников» к концу года справляются с индивидуальными планами обучения. Итогом проекта инклюзивного образования должна стать адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к навыкам безопасного поведения в быту, самообслуживанию.

Главная проблема инклюзивного образования – недостаток средств. Работающие с особыми детьми педагоги получают зарплату, незначительно превышающую федеральный МРОТ – 13 890 рублей.

– На такие деньги найти квалифицированных специалистов невозможно, – вздохнула Юлия Паньковик. – Поэтому в школах вакантны ставки педагогов-психологов и логопедов.

На создание одного класса для детей с ОВЗ с пятью учениками на год требуется не менее пяти миллионов рублей. В среднем, на особенного ребенка необходимо 200 тысяч дополнительных рублей на год обучения. С 2017 года департамент образования мэрии просит областную администрацию добавить финансирование на создание приемлемых условий для деятельности ресурсных классов, но пока безрезультатно.

– Мы обращаемся в областной Совет с предложением предусмотреть поправочный коэффициент финансирования для тех случаев, когда ребенок с ОВЗ обучается вместе с нормально развивающимися сверстниками, – воспользовалась трибуной горсовета чиновница городского департамента образования.

Депутаты поддержали это предложение.

На комиссии было заявлено, что для адаптации особых детей к жизни в обществе важны не столько знания, сколько связь с социумом. Одной из форм социализации является развитие творческих способностей через дополнительное образование: кружки и секции. Дети с ОВЗ получают его на базе дома детского творчества «Городской» им. С.А. Шмакова, в школе №30, детсадах №№14 и 18. Но делается недостаточно, о чем свидетельствуют более трех тысяч предложений, полученных департаментом образования мэрии от родителей детей с ОВЗ. Некоторые инициативы уже воплощены в жизнь: такие дети начали играть в футбол со сверстниками, заниматься плаванием, кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей и даже постигать азы боевых искусств. 120 детей и подростков с ОВЗ участвовали в сдаче облегченных норм ГТО, кто-то участвовал в полумарафоне и других спортивных состязаниях. Но проблемы остаются. Например, с недоступностью для детей с ОВЗ некоторых музыкальных школ из-за отсутствия в них педагогов с необходимыми компетенциями.

Заместитель председателя департамента физической культуры и спорта мэрии Елена Стародубцева добавила, что 2420 детей с ОВЗ занимается в подведомственных учреждениях. Главная проблема – неприспособленность многих спортивных объектов к потребностям таких детей. Лишь в самых новых из них – плавательных бассейнах «Матырский» и «Лидер», ФОКе в районе Опытной станции – созданы все возможности для совместных тренировок и соревнований обычных людей и инвалидов.

Член депутатской комиссии, директор лицея №3 Светлана Тюнина спросила у Юлии Паньковик, есть ли нужда в создании помимо ресурсных классов специализированной школы для детей с ОВЗ. Мол, в мэрии как-то заикнулись о том, что такую школу можно было бы построить в новостройках юго-западного района города (по словам Юлии Паньковик, во избежание дискриминации ресурсные классы формируют в новых образовательных учреждениях, где все дети – новенькие, где еще все незнакомы).

– Да, такая необходимость есть. Ресурсные школы не решают проблемы. Администрация Липецка ведет соответствующие переговоры с областной администрацией, – ответила Юлия Паньковик.

– Многим детям с ОВЗ нужны другие условия, не такие, какие дает ресурсный класс, – поддержала коллегу вице-мэр Анна Шамаева. – Об этом свидетельствует мировой опыт.  

0
0
0
0
0

Комментарии (49)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Житель Липецка
06.11.2022 07:29
Родителю, золотые слова
Житель Липецка
06.11.2022 07:27
гость, ))))
Родитель
21.01.2022 09:27
А то что кружки далеко располагаются , так это Вы сами выбрали место жительства , невозможно в каждом селе А по поводу того ,что чей-то ребёнок мешает нормотипичным детям во время уроков, то скорее всего это официально здоровый ребёнок, а фактически нет. Так как имея инвалидность совсем несложно организовать сопровождение для такого ребёнка , сопровождающий специалист контролирует его поведение и в случае наступления каких-либо проблем уводит его в ресурсную зону , где завершают занятия индивидуально с ним , чтобы не отвлекать от урока учителя и учеников обычн. кл.
Sel0Ok
20.01.2022 12:43
Гость, а есть куча воспитатели и учителя, которые в один голос говорят что нельзя разделять. Граница очень зыбкая, действительно сложных случаев мало, остальные вполне могут существовать в обществе. И как решать, по каким критериям, где она граница, кто будет решать? Тебя к таким вопросам и близко подпускать нельзя
Гость
20.01.2022 08:04
А я полностью согласна с Машей! У меня есть знакомые воспитатели и учителя, которые в один голос говорят, что таких детей нужно учить отдельно! А ещё хочется добавить: миллиард рублей в год тратиться дополнительно на образование этих детей. МИЛЛИАРД! Лучше бы дополнительное образование для сельских детей организовали на эти деньги, а то приходится ребёнка возить за 30 км в рай центр на кружок. Из сельских детей потом вырастут трудоспособные граждане, которые будут платить налоги, рожать детей, а детям-инвалидам будут пенсию платить из зарплат обычных людей!
Лип-Лип
19.01.2022 22:51
Маша, а кто решать то будет, кто нормальный а кто нет? Вот ты не нормальная и дети твои не факт, это моё мнение, что с ним поделаешь, проигнорируешь. А почему твоё мнение не надо игнорировать?
ЛипЧЕ
19.01.2022 22:07
Маша, забей. То что инвалиды иногда сильнее стараются и у них получается иногда лучше чем у твоих, это вообще ничего не значит и не дает им никаких преимуществ. Оно существует в твоём уязвленном воспалённом воображении. Это нужно им, им кажется они смогут сравнять шансы, но это часто иллюзия, жизнь жестока и к инвалидам и к лентяям, выручает везучисть, а это другое. Все у них будет хорошо, пока родители живы.
Sel00k
19.01.2022 21:08
Маша, подозреваю что истинная причина в гордыни и завышенном самомнении о своих достоинствах и правах других находиться радом с твоим чадом. Описанна причинно-следственная вымышленная связь, притянутая за уши. Что твоё дитетько невытягивает за инвалидами?
Маша
19.01.2022 12:41
Говорю как есть, это всё я наблюдаю в обычной школе, когда ребёнок с особенностями и родители его учат в обычном классе. Берут дополнительно занятия у учителя чтобы тот помалкивал. И что в итоге, он на голове ходит и не даёт учится тем, кто это хочет и может.Страдает весь класс, это моё мнение и оно имеет место быть. Поэтому дети с особенностями идите в специализированные школы, у нас они есть и не мешайте другим учиться. В коррекционной школе для Вас созданы всё условия и классы не по 25-30 человек, а по 10. И если интеллект сохранен, то получите обычный аттестат. И не надо пудрить никому мозги с ещё одной школой. В существующих некому учится, все в обычных пристроены по описанному выше сценарию.
Родителю
19.01.2022 10:32
С кем поведешься ,того и наберешься
Еще комментарии
Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку файлов cookie
подтвердить