Общество

14.10.2020 18:34

Новый тариф на проезд: победит ли реальная экономика?

Новый тариф на проезд: победит ли реальная экономика?

Перевозчики просят поднять цену на проезд в общественном транспорте, чтобы не работать в убыток, а чиновники мониторят общественное мнение о качестве получаемых пассажирами услуг.

Как уже сообщал GOROD48, перевозчики Липецка и Ельца потребовали от областного управления потребительского рынка и ценовой политики увеличить тарифы на перевозки пассажиров и багажа по внутригородским и межмуниципальным маршрутам. Свои просьбы бизнес обосновал инфляцией, в том числе ростом цен на коммунальные услуги, топливо, смазочные материалы, запасные части, увеличением НДС до 20 процентов, а также затратами на приобретение самостоятельно или при поддержки областного и местных бюджетов в лизинг новой техники.

- Если регулятор не поднимет тариф, наше предприятие разорится, - заявил GOROD48 предприниматель Александр Алтарев, ИП которого обслуживает популярный 322-й маршрут, а с недавних пор - еще 340-й и 347-й, от которых отказались предыдущие владельцы, чей бизнес по весне ушел в минус из-за «коронавирусного» сокращения пассажиропотока (в парке перевозчика - 52 машины).

ИП Алтарева также работало в минус в апреле-мае, когда на самоизоляцию в Липецке посадили весь малый и средний бизнес, были закрыты детские сады, школы и вузы перешли на удаленку. Тогда автобусы возили воздух. К счастью, на каждого своего работника ИП получило выплаты в размере МРОТ, и если бы не они, то убытки предприятия превысили бы 3 млн рублей, а так они составили 1,2 миллиона. Летом коронавирусные ограничения сняли, но липчане традиционно ушли в отпуска. ИП сработало в ноль. И только в августе-сентябре перевозчик вышел на мизерную прибыль - в 20 тысяч рублей на автобус.

- В прошлом году мы в лизинг приобрели новый автобус «НЕФАЗ», а в этом, после приобретения за счет заемных средств 340-го и 347-го маршрутов, сделали заявку еще на семь новых единиц подвижного состава. С нашей рентабельностью в один процент мы стоим на пороге разорения. Мы - это весь бизнес, занятый в перевозках, ведь к просевшему пассажиропотоку можно плюсовать потери от роста цен на топливо и на запчасти. Нужен как воздух рост тарифа на 3-4 рубля, хотя бы для поддержки штанов, - говорит Александр Алтарев.

Такого же мнения - и Иван Семенихин, директор двух организаций (АО работников «Народное предприятие «Автотранс ВОА» и АО работников «Народное предприятие «АТП ВОА»), которые обслуживают маршруты №№ 308, 378, 323, 323а.

- Мы - явные лидеры среди перевозчиков по обновлению транспорта. В 2018-2019 годах мы обновились на 70,3 процента, что обошлось предприятию в 150 миллионов рублей. На наши маршруты выходит 19 новых автобусов «Волгабас». Из-за этого мы несем дополнительную финансовую нагрузку в 2,5 миллиона рублей лизинговых платежей в месяц, - говорит транспортник.

Иван Семенихин к дополнительным затратам своих предприятий на лизинг добавляет подарки инфляции: рост цен на топливо в 19%, на компримированный газ (плюс 16%), запчасти и шины (плюс 30-50% по разным позициям). А тариф на перевозки не меняли в регионе с лета 2018 года: 
- Мы обратились в областное управление потребительского рынка и ценовой политики со своими расчетами. У нас объективная себестоимость перевозок - 25 рублей 50 копеек. Мы просим поднять тариф на проезд по транспортной карте до 26 рублей. Так мы выйдем на рентабельность хотя бы в три процента. 

Перевозчики всех форм собственности начали обновлять парк с 2017 года. Тогда было куплено 75 единиц новой техники на 453 млн рублей. В 2018-м перевозчики приобрели 65 новых автобусов на 367 миллионов. В прошлом году по настоянию губернатора Игоря Артамонова для улучшения качества обслуживания пассажиров закупили рекордное количество единиц подвижного состава - 195. Из них при поддержке областного бюджета муниципалитеты приобрели 169 автобусов на 984 миллиона рублей. Большая часть техники куплена в лизинг - то есть перевозчики должны оплачивать ее в течение нескольких лет. И банкам все равно, какие у бизнеса складываются обстоятельства.

Между тем пассажиры уже привыкли ездить «на новом». Особенно довольны новой техникой маломобильные граждане. Так, мамы с колясками и пожилые люди ожидают подъезда к остановкам низкопольных автобусов, в которые легко вкатить коляску с ребенком или войти старикам с тростью.     
Так, директор Липецкпассажиртранса Сергей Москворецкий не без гордости читает благодарность горожанина – типичный, по его словам отзыв пассажира, живущего в новых микрорайонах города, -: «Живу на улице Свиридова и по роду занятий постоянно мотаюсь в центр города. Так вот, когда на 27-м маршруте появились автобусы с кондиционерами, я стал игнорировать частников, услугами которых пользовался до этого. Автобусы белого цвета из серии «Поехали на новом» к тому же еще и чистые как внутри, так и снаружи.»

В этом году правительство РФ одобрило заявку администрации Липецкой области на обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях, предусмотренного нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Согласно программе, 60% расходов покрывает Министерство транспорта РФ, а 40% - перевозчик, МУП «Липецкпассажиртранс». В итоге в Липецке появится 32 газомоторных низкопольных автобуса большого класса. А на 2021 год регионом подана заявка на приобретение 17 таких машин для обслуживания трех ключевых магистральных маршрутов Липецка. Этот муниципальный перевозчик также обратился к регулятору о пересмотре тарифа на проезд, так как в сложившихся реалиях едва выходит на работу в ноль.

В МУПе, который обслуживает 58 маршрутов, как городских регулярных, так и пригородных сезонных садоводческих - 190 автобусов. На предприятии сообщили, что помимо всех прочих расходов перевозчики вынуждены нести дополнительные расходы и на выполнение требований федерального закона «О транспортной безопасности». Так, разработка паспортов на каждую единицу транспорта обходится в 40 тысяч рублей, оборудование автобуса системой видеонаблюдения стоит перевозчику 100 тысяч, аттестация водителей по транспортной безопасности увеличивает расходы предприятия еще на 8 тысяч рублей на машину.

Вместе с тем, в областном управлении дорог и транспорта считают, что наступило время внедрения самых высоких стандартов безопасности и обслуживания пассажиров. В частности, пора модернизировать автоматизированную систему оплаты проезда (АСОП). Это даст массу преимуществ пассажирам. Например, появится возможность оплаты проезда во всех автобусах банковскими картами по тарифу транспортной карты, будет реализована возможность льготного проезда на базе банковских карт «МИР». Упростится и система пополнения транспортных карт через «Сбербанк Онлайн», личный кабинет, в результате чего отпадет необходимость искать актуализаторы, чтобы пополнить баланс карт.

А вот из чего состоит тариф на проезд по пригородным и междугородним маршрутам в АО «Липецкие автобусные линии».





АО «ЛАЛ» обслуживает 90 маршрутов: межмунципальные в пределах области, а также возит пассажиров по Липецкому, Хлевенскому, Становлянскому и Елецкому районам. Многие такие маршруты - социально-значимые. Порой автобусы везут по три-четыре человека из какого-то медвежьего угла в райцентр, что, понятно, делает такие рейсы заведомо убыточными. Но, как говорит гендиректор предприятия Алексей Животенко, главное, что автобус в такое село поедет по расписанию в любую погоду. А это значит, что жители любой деревеньки всегда будут связаны с «большой землей», получат доступ к органам власти, ФАПу или районной больнице, магазинам.

- Наше предприятие всегда было планово-убыточным в силу своей социальной функции, но в этом году в связи с пандемией коронавируса у нас возникли дополнительные траты на дезинфекцию двух автовокзалов в Липецке, автобусов, приобретением средств индивидуальной защиты для водителей. Как считают ученые, эта инфекция с нами надолго, еще на год-два. Следовательно, нам предстоит все это время нести траты на меры эпидемиологической безопасности. Плюс никто не отменял инфляции, роста цен на новую технику, ГСМ, запчасти, повышения зарплат работникам предприятия - в согласии с нашим коллективным договором, мы ежегодно увеличивает оклады водителей на 10 процентов, тем самым поднимая статус водителя. Так что увеличение тарифов не выведет нас в плюс, а просто позволит остаться на плаву, - говорит Алексей Животенко.

С ним согласна эксперт,  доцент кафедры ГМСиМ Липецкого филиала РАНХ и ГС Марина Титова. Она объясняет, что по приказу Минтранса, который определяет цену контракта с единственным поставщиком  при закупках  в сфере пассажирских перевозок максимальная стоимость 1 км для автобуса зависит от многих показателей – протяженность маршрута, класса транспортного средства, времени работы, стоимости топлива и других. Согласно этому порядку, в среднем максимальная стоимость километра по межмуниципальным маршрутам составляет 92 рубля.  И при действующем тарифе в 2 рубля за км по транспортной карте в пригородном сообщении, чтобы километр маршрута  окупился, нужно перевести 46 пассажиров. Так везет далеко не всем маршрутам, заполняемость многих минимальна – а по некоторым составляет не более 10%.

Теперь слово - за областным управлением потребрынка и ценовой политики. 
- Наша задача - анализ экономической обоснованности представленных предложений перевозчиков в целях соблюдения баланса интересов населения и бизнеса, - сказал GOROD48 руководитель областного управления потребительского рынка и ценовой политики Юрий Букреев.

В областной администрации заверяют, что в течение октября оценят аппетиты транспортников. Задача чиновников - обсчитать экономическую обоснованность поступивших предложений и их достоверность. А еще в региональном управлении потребительского рынка и ценовой политики открыли «горячую линию» для липчан, чтобы собрать информацию о работе общественного транспорта. Руководитель ведомства Юрий Букреев заявил, что его подчиненные непосредственно от потребителей услуг перевозчиков желают узнать, как те справляются со своими обязанностями по комфортному и безопасному обслуживанию пассажиров.

Как отмечают в управлении, действующие в нашем регионе тарифы являются одними из самых низких в Центральном федеральном округе. Так, по минимальному уровню тарифа на проезд в городском сообщении (19 рублей по транспортной карте) Липецк занимает шестое место среди 16 областных центров субъектов ЦФО, по минимальному уровню тарифа на проезд в пригородном сообщении (два рубля за километр по транспортной карте) у нашей области - четвертое место в списке. Кстати, соседи Липецкой области по Центральному Черноземью еще весной и летом подняли тарифы на проезд.  

Комментарии (28)

комментарии обновляются

Комментирование материала доступно зарегистрированным пользователям. Войти на сайт.

Юля

15.10.2020 08:58
Самые бедные запричитали)))
ответить

Аня Жданова

15.10.2020 04:36
Перевозки это бизнес и коррупция я думаю пройдут торги и мало что изменятся например магистральный №346 снова выиграет автоколонна 1414 со своими гнилыми пазикамами в конкурсе пропишут автобус может объявлять остановки рейтинг 90% оставляем. В 00-их годах хороших перевозчиков в Липецке сразу выдавливали конкуренты а вообще очень печально что мы горожане должны платить за проезд в автобусе больше только для того что бы перевозчикам было выгодно работать почему снова все ляжет на наши карманы. Даже в богатых Странах общественный транспорт убыточен но в Липецке решили сделать из убыточной отрасли прибыльную то есть повысить тариф.
ответить

Игорь Швецов

15.10.2020 00:19
Ну и смысл лицемерить? Закрыться им нужно, равно как полтора миллиона разных форм предприятий по стране. Вариант два - бестарифный проезд за счёт налогоплательщиков. Шаг настолько неожиданный, что кгб всеми методами будет ему противодействовать. Зато убивается несколько зайцев: никакой лишней бухгалтерии, платежей, налогов, нахлебников по обслуживанию "систем оплаты". Резко повышается безопасность движения, соблюдается график, никаких гонок, грызни за пассажиров. Даже кондукторы не помешают.
ответить

Пенсионер

14.10.2020 19:42
А вот если бы все чиновники добирались на свою любимую работу и обратно общественным транспортом а не на служебных машинах, они бы могли внести определенную положительную лепту в финансировании автотранспортных предприятий.
ответить

Галя

14.10.2020 19:42
С утра в 5.30 в 306 все набиты как в консерве. Все об друга трутся. Дышат в затылок. Неужели нельзя больше автобусов с утра запустить. Бардак ! Люди выживают как могут.
ответить

в СССР такого не было

14.10.2020 19:41
из вечного противостояния непримиримых врагов социальной направленности и рынка побеждает рынок.
ответить

Артурчик

14.10.2020 19:37
Этими статьями нас постепенно готовят к повышению тарифов на перевозку. Оно скоро так и будет 100%.
ответить

.....

14.10.2020 19:26
Интересно, в каких убытках было предприятие, когда проезд был бесплатным? Слишком много нахлебников, ОТ должен быть муниципальным и никаких частников, а то они теперь права качают. А власти позор!
ответить

Ник

14.10.2020 19:25
Народ пересядет массово на Такси...Благо агрегаторы таксистов придушили....А автобусные парки карманные администр.
ответить

народ

14.10.2020 19:25
Наша власть медицину наладить не может, образование - разваливается, с пенсиями - трындец. Но деньги из народа трясти - это они мастера
ответить
Еще комментарии