Липецкие «замкадыши»
Как живет один из самых отдаленных и оторванных от города район - 10-я шахта
«Обособленное от города селение» - так описывает посёлок 10 шахта Википедия. Собственно, так оно и есть. Поселок расположен за «объездной дорогой», участком трассы Р-119, обходящей Липецк. Но это – город, частный сектор с присущей для таких жилых зон «разношерстностью» постройки. Халупки соседствуют с особняками, заваленные деревянные оградки - с двухметровыми в высоту бетонными или из металлического профиля заборами.
10-я шахта - обычный частный сектор. Если бы не оживленная трасса со всеми сопутствующими неудобствами – шумом и пылью. В последние годы вдоль дороги строятся торговые базы. И не только вдоль дороги, уходят они уже вглубь поселка. На территории поселка появилось еще несколько расчищенных участков, на которых, по мнению жителей, вскоре появятся либо ангары очередной стройбазы, или оптового торгового центра. А вот мест для отдыха, рекреационных зон, становится все меньше.
Название поселка «10 шахта» остается, как часть истории Липецка. Хотя его вполне давно уже можно переименовать, ведь шахт здесь нет лет уж как 40. А они были! И шахтеры были!
Местный житель, Виктор Пашков, провел журналистов GOROD48 по шахтерским местам, знакомым ему с детства. От шахты здесь осталась большая водонапорная башня. Целехонькая, как новая, без единой трещины. Она поставляла воду в шахты. А сейчас играет роль вышки сотовой связи – утыкана сверху передатчиками мобильных операторов.
Неподалеку от нее еще сохранилась подстанция шахты и компрессорная, нагнетавшая некогда воздух для отбойных молотков. Сейчас компрессорная – частный дом, с еще сохранившимися выложенными кирпичами на фронтоне цифрами 1949. Именно в этом году и начали строить здешние шахты.
В огороде одного из домов на улице Маршала Рыбалко, говорит Виктор Пашков, есть забетонированный вход в шахту. Ствол уходит на глубину 50 метров, а от него уже штольни в разные стороны.
- Сколько их – неизвестно, и в какие стороны ведут – тоже, - говорит Виктор Пашков. – Шахты закрыли сразу после открытия залежей в Курской области. Здешние железные руды были и не очень богатыми, и слои небольшие. А вот самая богатая «жила» выходит как раз в Курской области. Там и стали добывать руду в огромных объемах и снабжать ей металлургию, в том числе наш комбинат.
Место это для жителей поселка конечно историческое, но уже не столь важное. Важнее другое – благоустройство «обособленного от города поселения». Нет, здесь есть, конечно, клуб, спортивная площадка, выстроенная спонсором, и небольшая хоккейная коробка, сделанная также на средства мецената. Но у шахтинцев несколько лет идея-фикс – возрождение парка, что раньше располагался за клубом и доходил до школы.
- Представляете, такой жилой массив, рядом трасса федерального значения, выхлопы, пыль, и нет «лёгких» - зелени. А ведь были! – говорит Виктор Пашков. – Был сквер, но его спилили, потом поставили на этой площади строительный вагончик и сказали, что будут возводить здесь лесопилку. Вот только этого на 10-й шахте еще нет! Лесопилки!
Жители поселка пошли в прокуратуру, и добились запрета строительства на этой территории. Но только с тех пор там пустырь, ставший зарастать, в основном, американским кленом. А чья земля – неизвестно. Табличка с объявлением о продаже участок много лет болтается здесь прибитой к дереву.
Инициативная группа из 10 человек просит власти разобраться с землей и отдать ее поселку. Идея создания парка вылилась в целое движение, и в социальной сети «ВКонтакте» инициативная группа даже завела сообщество «Парк 10 шахта. Быть или не быть?»
- Просим власти определиться с землей, а мы уж сами купим деревья, сами их и высадим, и ухаживать за ними будет, и территорию благоустроим! – говорит Виктор Пашков.
Еще одна головная боль – трасса. Пыль, грязь, выхлопы. Недавно «шахтеры», наши липецкие местные «замкадыши» направили в Управление дорог и транспорта области письмо с просьбой установить шумозащитное ограждение, как на грязинской трассе, защищающие поселок Матырский. В управлении, в свою очередь, запросили ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Москва-Харьков», в ведении которого, оказывается, находится эта автодорога и попросили подождать решения вышестоящих дорожных чиновников. Кстати, если брать упомянутую МКАД, то вдоль нее многие поселки и микрорайоны закрыты такими щитами. Может и наши «замкадыши» дождутся благ цивилизации, парка, общественного пространства, шумо -и-пылезащитного заграждения и вздохнут полной грудью.





Комментарии (27)