Автоновости
5230
31.12.2015 12:09

Российский авторынок-2015: упасть и не отжаться

Кризис на российском авторынке длится уже несколько лет, однако в уходящем году он достиг своего апогея. От падения спроса не смогли удержаться ни популярные вседорожники, ни даже автомобили премиум-класса. Виной тому – сокращение доходов россиян на фоне роста цен, поэтому ждать восстановления продаж новых машин можно только с улучшением экономической ситуации в стране.

Российский авторынок показывает падение вот уже несколько лет подряд, и с каждым годом оно лишь усугубляется. Если в 2013 и 2014 годах продажи новых автомобилей сократились на 5% и 10% соответственно, то в уходящем году они рухнули почти на 37% и по итогам года составят порядка 1,57 млн машин, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса.

«В последние годы российский авторынок действительно переживает не лучшие времена – продажи автомобилей неизменно падали, а цены на них росли. Особенно ситуация обострилась к концу 2015 года, когда падение общего уровня продаж достигло 40%, а средние цены на автомобили выросли на 25-30%», – комментирует директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Основной экономической причиной такой ситуации, по его мнению, является нестабильный курс рубля и снижающаяся покупательная способность населения. Сказались и политические факторы, влияние которых в прошлые годы было не таким заметным – санкционные войны привели к дополнительному подорожанию новых иномарок в России.

Впрочем, падение продаж новых машин могло быть еще сильнее, если бы не госпрограммы стимулирования спроса – утилизационные скидки, льготные автокредиты и субсидируемый государством лизинг автомобилей. Без них, по оценкам экспертов, российский авторынок рухнул бы более чем вдвое. Как считает директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Сити» Владимир Мирошников, запущенные меры стимулирования спроса поддержали рынок в очень значительной степени, а самой эффективной из них оказалась программа льготного автокредитования.

Курс на импортозамещение

Иномарки уже давно стали локомотивом российского автопрома, однако в 2015 году впервые начали сдавать позиции. И это несмотря на то, что обвал рубля...

Лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, который по итогам 11 месяцев 2015 года реализовал 245,6 тыс. автомобилей Lada (-30%). Благодаря тому, что падение продаж вазовских машин оказалось меньше, чем в целом по рынку, тольяттинский автогигант несколько нарастил долю до почти 17%, однако до намеченных 20% дотянуть не смог. Бестселлером АВТОВАЗа по-прежнему является бюджетная Lada Granta, однако в этом году она рискует утратить статус самой продаваемой модели в России. Впервые в истории отечественного авторынка бестселлером года может стать иномарка – за январь-ноябрь Hyundai Solaris по итогам месячных продаж становилась лидером чаще, чем Granta. Между тем АВТОВАЗ намерен укреплять свои позиции на рынке с помощью новых моделей – Lada Vesta и XRAY, которые должны дать отпор корейским конкурентам. Как считает Александр Зиновьев, если новинки АВТОВАЗа понравятся потребителям, а государство окажет посильную поддержку специальными программами, то в последующие несколько лет отечественный производитель будет весьма успешен.

Удачно сложился 2015 год для Ульяновского автозавода, который за январь-ноябрь реализовал 42,4 тыс. автомобилей, что соответствует уровню прошлого года. Локомотивом продаж стал флагманский вседорожник УАЗ Патриот, в августе получивший очередные обновления. По словам Владимира Мирошникова, отечественные марки смогли существенно улучшить качество продукции и сегодня они действительно могут конкурировать по набору потребительских свойств с одноклассниками зарубежных брендов. Вместе с тем АВТОВАЗ и УАЗ укрепляют свою дилерскую сеть за счет сотрудничества с сильными дилерами, что, безусловно, сказывается на объемах продаж. Напомним, в этом году продажами Lada стали заниматься такие ведущие автохолдинги как «Автомир» и Major Auto, а «Рольф» начал работать с маркой УАЗ.

Корейский тандем

На рынке иномарок борьба за пальму первенства разгорелась между корейскими Hyundai и Kia, исключивших из этой схватки французскую Renault. По итогам 11 месяцев уходящего года Hyundai лидирует с минимальным отрывом (148,6 тыс. машин против 148,3 тыс. авто у Kia), получив шансы впервые за последние 10 лет стать «номером 1» среди иностранных брендов. «Мы не ставили в этом году столь амбициозной цели, однако лояльность клиентов вкупе с постоянным обновлением модельного ряда привели нас к отличному результату по итогам 11 месяцев», – комментирует исполнительный директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. По его словам, в будущем году компания намерена удерживать текущую долю рынка, уделяя повышенное внимание финансовым продуктам. В 2016 году Hyundai обещает привезти в Россию новое поколение Elantra, обновленный Grand Santa Fe, а среди абсолютных новинок будет, в частности, компактный кроссовер Creta.

В свою очередь в пресс-службе Kia Motors Rus также заявили, что позиции в рейтингах, объем продаж, доля рынка – не самоцель для компании. По итогам 2015 года Kia планирует реализовать в России более 160 тысяч автомобилей, а в следующем году рассчитывает демонстрировать динамику на фоне или чуть лучше среднерыночной и сохранить долю рынка немногим более 10%. Что касается обновления модельного ряда марки, уже весной на российском появятся новые Kia Sportage и Optima, и до конца года планируется запустить еще ряд новинок.

Кстати, в целом корейский дуэт уже обошел по продажам АВТОВАЗ, заняв более 20% рынка. По словам Александра Зиновьева, на азиатские бренды кризис оказал наименьшее влияние, поскольку они в меньшей степени зависимы от курса доллара и рубля. К тому же корейские автопроизводители в последние годы предприняли ряд эффективных мер по удержанию позиций на рынке – выпуск новых экономичных моделей и беспроцентные кредиты на продукцию. «Цены на Hyundai и Kia выросли по сравнению с прошлым годом всего на 10-15%, в результате продажи упали заметно меньше, чем в среднем по рынку», – констатирует он.

Анатомия кризиса

Продолжает улучшать свои позиции и бюджетный бренд Datsun, который вошел в Топ-15 лидеров российского авторынка с показателем 29,3 тыс. проданных машин по итогам 11 месяцев 2015 года. Напомним, к представленному в прошлом году седану Datsun on-DO присоединился хэтчбек mi-DO. Как отмечает директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский, несмотря на общее падение авторынка, доступные модели Datsun остаются одними из самых востребованных в России, поскольку в период кризиса бюджетный сегмент, как правило, менее подвержен колебаниям. В настоящее время компания работает над третьей моделью Datsun для российского рынка, которая должна появиться в продаже в течение трех лет.

А вот в среднем ценовом сегменте, пожалуй, основные потери. Продажи таких брендов как Renault, Volkswagen, Skoda и Ford в январе-ноябре упали в среднем на 40%, тогда как у французских Peugeot и Citroen этот показатель составляет более 70% со знаком минус. Как отмечают в пресс-службе ГК Wagner, продажи массовых брендов ориентированы на так называемый средний класс, который всегда в наибольшей степени принимает на себя удар в период кризиса. Поэтому и динамика падения продаж (а продажи падают у всех брендов) набирает ускорение здесь быстрее и заметнее. Бренды премиум-сегмента несут меньшие потери, поскольку их клиенты меньше ощущают нехватку денег.

Гонки по бездорожью

Ушел в минус и сегмент вседорожников, считающийся наиболее перспективным на российском авторынке. Бестселлером здесь остается Renault Duster, однако его продажи в январе-ноябре 2015 года упали на 45%. Стоит также отметить, что в отличие от прошлых лет лидерство Duster в SUV-сегменте нельзя назвать безоговорочным. По итогам месячных продаж лидерами продаж среди вседорожников в этом году становились также Lada 4×4, Nissan X-Trail и Toyota RAV4, что свидетельствует об обострении конкуренции. «В условиях кризиса комфортный и многофункциональный SUV превращается в дорогой автомобиль, весьма затратный в обслуживании. Не удивительно, что в трудной экономической ситуации население склонно экономить и все чаще воздерживается от покупок подобных моделей. На фоне сильного падения продаж автомобилей сегмент SUV пострадал больше всего», – говорит Александр Зиновьев.

Уже в будущем году изменить расстановку сил на этом рынке может новый компактный кроссовер Hyundai Creta, производство которого будет налажено на российском заводе Hyundai осенью 2016 года. Как заявил Алексей Калицев, новинка станет вторым бестселлером марки после Solaris. «Новый Hyundai Creta при выходе на рынок вполне способен сходу занять лидирующие места – компактный азиатский внедорожник от известного бренда, собирающийся в России, может оказаться весьма выгодным по цене», – полагает Александр Зиновьев.

В поисках дна

Что касается перспектив российского авторынка, то большинство экспертов сходятся во мнении, что он еще не достиг дна. В наступающем году спрос на новые автомобили продолжит падать, хотя и не такими темпами, как прежде. Как отмечает Алексей Калицев, одним из основных факторов, влияющих на емкость рынка, станет, конечно, наличие государственной поддержки автопрома. В случае ее продолжения в Kia Motors Rus ожидают, что объем российского авторынка в 2016 году будет сопоставим с результатом уходящего года (около 1,6 млн машин). При негативном сценарии продажи новых автомобилей могут снизиться на 5% до 1,55 млн единиц.

По словам Александра Зиновьева, надеяться на рост российского авторынка в будущем году не приходится, и в лучшем случае стоит рассчитывать на более плавный рост уровня цен. Многие автопроизводители уже наметили стратегию на 2016 год – запуск новых специальных предложений и выпуск новых экономичных моделей, что особо характерно для азиатских марок, положение которых на российском рынке становится все более стабильным.

«Наибольшим спросом в следующем году будут пользоваться бюджетные иномарки и продукция отечественного автопрома, а также избранные хиты премиального сегмента. А наибольшие потери понесут бренды, которые придерживаются неконкурентной ценовой политики как в массовом, так и в премиальном сегменте. Роста продаж можно ожидать не ранее 2017 года, но автомобильный рынок – вещь гибкая и конъюнктурная, поэтому все мы с большим интересом будем наблюдать за развитием событий», – резюмирует Михаил Кормес.

За рулем
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.