Культура

30.01.2015 11:11

Юлия Рутберг: «Актёр — это пастырь»

4451
3
Юлия Рутберг: «Актёр — это пастырь»

Накануне на сцене Липецкого областного центра культуры и народного творчества по приглашению областной филармонии выступила популярная актриса театра и кино, звезда театра Вахтангова Юлия Рутберг.

Загрузка плеера

Юлия Рутберг сыграла немало великих женщин, своих кумиров — Анну Ахматову, Фаину Раневскую, Коко Шанель. При этом насчёт своих женских прелестей актриса постоянно иронизирует: то назовёт себя «девочкой с сомнительными внешними данными», то заявит «свет мой зеркальце, заткнись — я только причесаться».

В Липецк Юлия Рутберг привезла литературно-музыкальный моноспектакль «Стихов немеркнущие строки». На фоне автобиографических монологов-воспоминаний актриса читала любимые стихи классиков — Александра Пушкина, Анны Ахматовой и исполнила песни из репертуара Александра Вертинского и Булата Окуджавы под аккомпанемент музыкантов Алексей Воронков (рояль) и Николай Мызиков (контрабас).

— Этот спектакль возник из программы, которая была на канале «Культура» — это цикл передач о поэзии, — рассказала после концерта липецким журналистам Юлия Рутберг. — С этим концертом я выступала в Московском международном доме музыки — для меня это не просто чтецкая программа, это стихи, которые остались со мной по жизни — с детства, и я постоянно их добавляю, у меня ещё целая пачка лежит, потому что я достаточно много читаю стихов, много работаю с текстами, мне это очень нравится. По моему убеждению, поэзия — это способ размышления, в поэзии есть вопросы, которые человек сам себе задаёт, и на них есть ответы. Это временем отобранные не просто буквы и не просто слова — это мысли человеческие. Мне кажется, когда я выхожу к зрительному залу, и это всегда так было — что ты разговариваешь с себе подобными. Я никогда не предполагаю, что в зале сидит человек, который глупее меня, который чего-то не знает, не понимает. Но и если человек что-то не знал — это нормально, он может чем-то заинтересоваться и что-то прочитать после, захотеть об этом узнать. Мне кажется, что в искусстве, в театре, в художественном слове — во всем этом есть момент просветительский, образовательный. Публика — это паства, а актёр — это пастырь. Нужно очень внимательно и аккуратно относиться к тому, что ты говоришь, про что ты говоришь, есть ли у тебя возможность помочь людям, как-то облегчить им душу. Наша жизнь сейчас во многом разрушена, и за время спектакля, когда я читаю стихи, о чём-то говорю с людьми, при том, что я одна, и что я женщина, не такая уж мощная, у меня есть возможность гармонизировать и что-то собрать по кусочкам. А как мне кажется, цель искусства — из разрухи сделать какую-то гармонию, собрать. Тогда у людей возникнет ощущение не распада, а какой-то целостности мира. А только в целостном мире человек себя чувствует нормально и спокойно — в разрушенном мире человек себя чувствует ужасно, он себя чувствует песчинкой, одиноким, и это ведёт к нервным срывам, к депрессии и так далее. В спектакле я выражаю не только собственные мысли, потому что я не отличаюсь таким талантом, как Пушкин, Окуджава, Вертинский, Антокольский — я с большим удовольствием использую слова великих людей.

— Много ли молодежи ходят послушать стихи?

— Молодёжи много, я даже специально выступаю перед молодёжью. Я им предлагаю альтернативу социальным сетям и Интернету, но насильничать я никогда не буду, и указующего перста от меня никто не дождётся. Когда человеку интересно — он тянется, совершает какие-то собственные поступки. Может, после такого спектакля, ребята посмотрят в компьютерных сетях, кто такой Гумилёв, Ахатова, чем Босх отличается от Брейгеля. Я верю в то, что посмотрят, что я не зря выступаю, что происходит обмен энергией!

— В нашей стране наступил очередной кризис. Раньше, когда у вас были трудные времена, вы искали себя в кино, на радио и телевидении. Как сейчас с новыми ролями и проектами? 

— Кризис наступает прежде всего для тех людей, которые умеют плохо делать свое дело. Но если у тебя есть мозги, и ты умеешь делать своё дело, у тебя всегда должна быть альтернатива. Да и заниматься только одним скучно, я не люблю, когда мне скучно, и вообще, люди теряют КПД, когда им скучно. Поэтому у меня всегда есть театр, кино, концерты, мои собственные проекты — мне не сидится, я стала очень много работать с оркестрами, что мне тоже очень нравится. У меня разнообразная деятельность, я люблю пробовать себя в разных жанрах, мне так интереснее существовать. А кризис подстёгивает, в кризис обнажаются очень многие вещи. К сожалению, очень многие молодые люди сегодня являются дилетантами, а это очень шаткая позиция на все времена. Только профессионалы являются опорой общества, это гарант его безопасности в жизни.

— В каких картинах и спектаклях мы вас увидим в ближайшее время?

— В марте на первом канале выйдет сериал «Орлова и Александров», в котором я сыграла Фаину Раневскую. У нас начинается мировое турне со спектаклем по роману Григория Кановича, где я играю козу — так что этот год тоже мой! Большие гастроли у недавней моей премьеры — спектакля «Крик лангусты», где я играю Сару Бернар. Очень много гастролей у театра Вахтангова — просто невероятное количество! Я достаточно много езжу по стране — только приехала из Красноярска, где проходил международный турнир по борьбе памяти выдающегося спортсмена, олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Там я читала стихи — работала вместе с красноярским оркестром и лондонским дирижёром. А недавно я читала с двумя оркестрами — народным оркестром Зыкиной и оркестром древних китайских инструментов, которые играли «Времена года» Чайковского. Такого звучания никто не слышал никогда! Для меня выступление с оркестром — это какой-то допинг!

— Как отдыхаете при таком напряженном графике? 

— Надо спать, и главное, чтобы рядом была вода — я водный знак, и с меня вода очень снимает напряжение. И тишина — я очень люблю тишину. Если у меня есть свободный день — можно поспать, побыть с родными, близкими, любимыми, почитать книжку. Я люблю отдыхать, как-то общаться с людьми, ездить, смотреть мир, ходить к коллегам на спектакли — я закладываю это в свой график, это обязательно. То, что я такой трудоголик — это потому, что я дико ленивая, а организована я потому, что я безалаберная. Лень и безалаберность — мои два качества, которые заставили меня быть трудоголиком и быть организованной. 

4451
3

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.