Общество
7694
10.10.2011 13:52

Учитель года в России-2011 Алексей Овчинников: «Пошел на конкурс, чтобы проверить – неудачник я или чего-то стою»

GOROD48 побывал в гостях у лучшего педагога страны.

Загрузка плеера

Село Теплое километрах в двадцати от Данкова довольно большое – около 800 жителей, сплетение улочек, в которых, как выясняется, путаются даже местные жители.

- Где тут у вас улица Советская? - обращаемся к двум селянам, бредущим по обочине.

- Точно не можем ответить, - разводят руками мужчина и женщина.

Тогда мы формулируем свой вопрос по-другому.

- А где живет лучший учитель России?

- Алексей Васильевич!? Доезжаете до церкви, потом сворачиваете направо, - моментально выдается инструкция по дальнейшему маршруту.

Алексея Овчинникова в селе знает каждый, его теперь можно назвать самым знаменитым уроженцем Теплого. Шутка ли, сельский педагог победил во Всероссийском конкурсе, получил хрустального пеликана из рук самого Дмитрия Медведева!

Через десять минут лучший педагог страны давал уже давал первое интервью на родной земле GOROD48.

- Торжественной встречи в Теплом пока не было, - Овчинников немного смутился после вопроса о свалившейся на его голову славе, - Я ведь приехал домой на автомобиле из Москвы в воскресение в два часа ночи. Какие торжества в ночное время?! Да и сам я валился с ног, лишь бы добраться до кровати. Поздравлять меня будут потом - с понедельника. Но я бы хотел, чтобы вся эта шумиха вокруг меня побыстрее утихла, и жизнь вошла в привычное русло – школа, уроки, дети. Всем этим я живу вот уже много лет.

Рецепт успеха – не думать о победе

- Алексей Васильевич, как вы считаете, почему именно вы оказались достойны хрустального пеликана?

- Тут лучше спросить у жюри. Мне ведь было неудобно подходить и выспрашивать. Может быть, я просто попал в формат именно этого конкурса. Многие задания, которые мне давали, были мне очень близки. Например, мне требовалось показать, как использовать компьютерные технологии в непосредственной работе с детьми – я этим занимаюсь и в своей повседневной работе, поэтому мне не составило труда выполнить задание конкурса. То же самое могу сказать про беседу с учениками, беседу с родителями – если бы я не занимался этим в своей школе, то мне бы и не удалось победить. Словом, на конкурсе я выполнял ту же самую работу, что и в нашей школе каждый день.

- Скажите, а сами вы на какой результат рассчитывали?

- Честно? Даже не думал об этом. Начальник областного управления образования Юрий Таран на меня не давил, а напротив, успокоил во время напутствия, сказав – мол, Алексей, не волнуйся, ты и так молодец, что победил в областном конкурсе «Учителя года»; а в Туле и Москве мы не будем требовать от тебя какого-то определенного результата. Я вообще заметил, что те учителя, которые зацикливаются на результате, как правило, выступают не очень успешно. Такой вывод я сделал еще на областном конкурсе, а Всероссийский финал только укрепил во мне это мнение. Возможно, на людней давит груз ответственности, который мешает им раскрыть свои лучшие качества. Со стороны видно, когда человек нервничает, когда он внутренне зажат. Да, были на конкурсе такие учителя, которым их начальство чуть ли не угрожало – дескать, не попадете в число 15 сильнейших, домой можете не возвращаться. Практика показала, что ничего хорошего из таких накачек не вышло. Лично я просто старался быть самим собой, проводить уроки, как обычно. Это уже дело жюри – оценивать.

С помощью Якутии

Вместе с Алексеем мы отправились считать пеликанов. Рядом с двумя хрустальными красавцами – одним за победу и в областном конкурсе, и вторым, полученным из рук Президента Медведева за титул лучшего учителя года в России стояла маленькая пластмассовая птица с оранжевым клювом – тоже из семейства пеликанов.

2.jpg

- Этого мне подарили выпускники этого года, - расплылся в улыбке учитель, - Кстати, ценю этот приз ничуть не меньше двух остальных. Одиннадцатиклассники преподнесли мне его на память во время последнего звонка – в знак, что я останусь лучшим учителем для них. Такое трогательное признание…

Как выяснилось, одного пеликана в коллекции все-таки не хватает. Из Москвы Овчинников должен был привезти две статуэтки – помимо главного пеликана страны за победу во Всероссийском конкурсе, его вместе со всей пятеркой финалистов наградили еще и «малым пеликаном». Но Алексей подарил его своему другу, без помощи которого, по его словам, победа в конкурсе была бы немыслима.

- С Евгением Федоровым, учителем английского языка из Якутии мы познакомились на установочном семинаре в Москве, - рассказывает Овчинников, - Он тоже участвовал в конкурсе, причем основательно и фундаментально подошел к подготовке. Но надо же такому было случиться, что он не преодолел первый этап всероссийских испытаний и не попал в число 15 счастливчиков, которых жюри пропустило в следующий круг.

Но должен отметить, что Евгений был этого достоин. Он учился в якутском университете – за 4 года получил степень бакалавра у себя на родине, а потом выиграл грант и два года магистратуры провел уже в Англии. То есть человек разговаривает по-английски на уровне носителя языка. Он в совершенстве владеет пятью языками, еще пять знает чуть хуже, и примерно на десяти способен объясняться на бытовом уровне. Но, увы, в следующий этап Федоров не прошел – по-моему, это как раз тот случай, когда конкурсанта погубила слишком большая ответственность за результат выступления.

После этого Женя стал фактически моим тренером – все, что в него вложила Якутия, он затем вложил в меня. Например, он так раскритиковал тот материал, который я приготовил ко второму туру, что мне пришлось все переписывать и переосмысливать. С учетом его пожеланий мое выступления стало значительно сильнее. Поэтому я не смог не отблагодарить друга – его заслуга в моей победе велика.

4.jpg

Чего нельзя говорить в дискуссиях

- Расскажите подробнее о ходе конкурса. И какие его элементы вам больше всего удались?

- В испытаниях приняли участие 75 педагогов со всей страны. Первый тур прошел в Туле на базе местной гимназии №4. Там все мы давали открытые уроки, выступали с рассказом о своей работе перед жюри, в которое входили представители Министерства образования, Академии повышения квалификации педагогов, победители прошлогодних конкурсов «Учителя года», а также проводили беседу с учениками и беседу с родителями.

Свои сложности были в каждом элементе. Так, тему урока я знал за сутки до его проведения – было время подготовиться. А вот темы для бесед выбирали в начале занятия сами родители и ученики из предложенного обширного списка, поэтому приходилось ориентироваться на ходу. С детьми мы разговаривали на тему «Успешный человек» кто он?», а с их мамами и папами о том «Всегда ли мы понимаем наших детей?».

Затем в тульском педагогическом университете назвали мена 15 человек, которые прошли в следующий этап, и я оказался в числе счастливчиков. Вот вы спрашивали, на какой результат в конкурсе я рассчитывал? А я вам скажу, что выход во второй этап уже стал для меня своего рода сюрпризом – пока мы переезжали в Тулу, я буквально на коленках в автобусе писал конспект для следующего задания – мастер-класса по биологии – тот самый, который потом раскритиковал Евгений Федоров.

В итоге свой мастер-класс я доделывал чуть ли не до начала самого выступления, состоявшегося на следующий день в московском техническом лицее №55 в присутствии ректора МГУ Виктора Садовничего, руководителей столичных вузов и т.д. Вроде бы все прошло неплохо, а еще черед день у нас было новое задание – дискуссия на заданную тему. Вновь пришлось готовиться всю ночь, плюс Евгений Федоров вновь дал немало ценных советов, поскольку он изучал психологию дискуссий. Так, например, он объяснил мне самые распространенные ошибки. Например, никогда нельзя произносить фразу «Я согласен с мнением моего коллеги», потому что она означает, что у человека нет своего мнения, что все уже сказали до него. Все эти знания позволили мне увереннее вести разговор.

Затем уже объявили пятерку финалистов, обладателей малых пеликанов, после чего состоялась заключительная часть конкурса – круглый стол с участием министра образования Андрея Фурсенко.

Ну и после всего этого меня объявили победителем… Что в итоге мне удалось лучше всего? Даже не знаю. Потом все отметили, что во время дискуссии я целых три раза срывал аплодисменты – может быть, она удалась чуть лучше…

5.jpg

Возле школьной доски Овчинников чувствует себя как "пеликан на воде".

- Вас награждал лично президент. Вы сильно волновались в этот момент?

- Да, особого волнения и не было. На конкурсе произошло много всяких событий, причем они мелькали очень быстро, поэтому организм наверное даже не успеет вырабатывать столько адреналина. Поэтому воспринял встречу с Дмитрием Медведевым спокойно, да и он мне показался вполне демократичным в общении человеком.

Пошли слухи, что Овчинников уже москвич

- Алексей Васильевич, каким вы видите свое будущее после победы? Теперь, покинете родное село?

- В Теплом уже пошли слухи… (смеется). Ректор МГУ на награждении заявил, что приглашает всю пятерку финалистов в свой университет, поэтому, когда я вернулся домой, то первым делом услышал от детей: «Папа, мы что теперь будем жить в Москве? Мы не хотим!». Скажу так: пока я никуда не собираюсь ехать. Да, для кого-то конкурс «Учитель года» в прошлые годы становился трамплином в новую жизнь – люди становились чиновниками, делали карьеру, переходили в престижные учебные заведения. Сейчас, в принципе, передо мной открылись многие двери. Но тут нужно ставить вопросы о том, удовлетворяет ли тебя такая жизнь, которой ты живешь или нет? Любишь свою работу или нет? Я свою работу люблю, и село Теплое тоже люблю. Так что если все будет устраивать в родном селе, то и ехать куда-либо не вижу смысла. Правда, в последнее время у нас в школе накопилось немало проблем.

3.jpg

Семья Алексея: жена Ольга, сын Павел и Дочка Даша из Теплого уезжать не хотят.

«Хочу привлечь внимание в проблемам нашей школы»

Тут необходимо сделать отступление. Два года назад школа в Теплом утратила самостоятельный статус, и была превращена в филиал соседней школы в селе Баловнево Данковского района (вот почему в первых отчетах о конкурсе «Учитель года-2011» Овчинникова называли учителем баловневской школы, прим. GOROD48). По словам Алексея Васильевича, новый статус не лучшим образом сказался на работе образовательного учреждения.

- Мы были одиннадцатилеткой, а теперь превратились в девятилетку. Ученики старших классов теперь вынуждены ездить получать образование за 10 км в Баловнево, а то и вовсе в Данков. Плюс, статус филиала не позволяет решить многие наболевшие вопросы. Так, мы уже больше года не можем открыть детский садик при школе – мешают бюрократические препоны. Никак не удается отремонтировать дорогу к школе, которую строили еще пленные немцы, и по ней среди кочек и ям вынуждены пробираться в школу наши ученики.

Все эти вопросы требуют к себе внимания, и я надеюсь, что моя победа подстегнет власти к их решению.

Это главное, чего я хочу от своей победы. Я ведь и в конкурсе согласился участвовать по этой причине – хотел привлечь внимание к нашим проблемам. У меня на тот момент не все гладко складывалось в карьере, что связано в первую очередь со статусом нашей школы, как филиала. Ведь в массовом сознании филиал – это нечто вторичное, неудачное. Поэтому я заодно хотел проверить, действительно ли я неудачник или чего-то стою, когда год назад выступил на самом первом районном этапе «Учителя года». Хочу добавить, что по результатам различных проверок, ЕГЭ и прочего школа в селе Теплом входит в «тройку» лучших учебных заведений Данковского района наряду с лицеями и гимназиями самого Данкова. Так за что же нас делать филиалом!

Проехали мы с Алексеем и в школу. В школе Теплого преподают 13 учителей, учатся 43 школьника – совсем немало по сельским меркам. Овчинников преподает биологию, черчение, информатику и ведет кружок общефизической подготовки. Кстати, школа оборудована неплохо – несколько лет назад один меценат за свои деньги помог полностью оснастить компьютерный класс.

По станам развешены учебные пособия, плюс в кабинете биологии скоро появится интерактивная доска, подаренная Овчинникову за выступление на «Учителе года». А в углу стоит … макет горного козла.

1.jpg

Овчинникову не впервой брать удачу, "как быка за рога".

- Пару лет назад один мой друг привез шкуру из Дагестана, - улыбается учитель, - Я решил, что просто вешать шкуру на стену неинтересно. В итоге мы взяли в спортзале старого гимнастического козла, и надели шкуру на него. Вышло неплохое наглядное пособие! Примерно так в сельской школе мы стараемся использовать любую возможность, чтобы улучшить и материальную базу, и качество обучения.

Раз Медведев обещал, то прибавит зарплату

- За победу в конкурсе положены выплаты?

- Нам ничего об этом не говорили. Заплатят – хорошо, нет – так нет, - говорит Овчинников, - за победу в областном конкурсе мне выделили солидную премию – 250 тысяч рублей минус подоходный налог. А за Всероссийский конкурс даже не знаю.

- Какова ваша зарплата, если не секрет?

- В прошлом учебном году выходило около 10 тысяч рублей, в этом еще не знаю, так как еще не получал зарплату. Но раз Дмитрий Медведев обещал поднять уровень жизни учителей, значит, скоро все будет хорошо.

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.