Общество
5647
08.08.2014 12:28

Липецк в годы Первой мировой

В эти дни 100 лет назад в Липецке проходила мобилизация. На фронт уходили даже монахи.

В эти августовские дни в России и мире вспоминают события 100-летней давности - Первую мировую войну. О том, как война коснулась уездного тогда Липецка и других городов позже вошедших в Липецкую область, GOROD48 рассказал сотрудник Липецкого областного архива, капитан I ранга в отставке, Анатолий Березнев. 

- Начало Первой мировой войны в Липецке встретили, в принципе, как и во всех российских уездах. На церквях, волостных управлениях, и в местах массового скопления людей был вывешен царский манифест о вступлении России в войну, - рассказывает Анатолий Березнев. - Тут же был размещен приказ о призыве и указаны возраста подлежащих мобилизации в первую очередь. В воинское присутствие потянулись первые мобилизованные.

attach.jpg

В Липецке, как и во всех уездах, были созваны земские собрания, на которых определялось — кому, что, необходимо поставить фронту. Подлежало мобилизации и определенное количество лошадей, которые направлялись в кавалерийские части и полковые обозы. За них владельцам выплачивалась компенсация. В августовские дни 1914 года начался сбор продовольствия на нужды армии, подков для лошадей, и многого другого. Но поставок было мало, и тогда царское правительство объявило о займах, и даже о так называемых добровольных отчислениях и поставках в фонд армии. 

К сожалению, это не решало проблем с тем же продовольствием, и потому через некоторое время были введены, условно говоря, продразверстки. То есть, поставки превратились из добровольных в обязательные. Мера была вынужденная, необходимая, ввиду военного времени. Но у людей забрали порой, последнее, обрекая их на полуголодное существование.

Затем была мобилизована практически половина молодого мужского населения страны. В городах и деревнях стало просто некому работать. По-сути, с самого начала, полуголодное существование тыла и предопределило отношение к войне. Патриотический подъем уже скоро сменит, сначала глухое недовольство, а затем и откровенной ненавистью народа к царскому правительству.

С конца 1914 года в наши города и села стало поступать огромное количество раненых, искалеченных, отравленных газами. И недовольство стало усиливаться. Чем все закончилось, мы знаем...

Но вернемся в Липецк 1914 года. Здесь продолжались так называемые обозные сборы необходимого для армии, и прежде всего теплого белья, был начат пошив сапог и полушубков для армии, готовили госпиталя для раненых. В Задонском монастыре, в Раненбургской пустыни, в Знаменском монастыре Ельца духовные лица также устроили лазареты. Был госпиталь в Лебедяни, который затем перевели в Рязань.

В Липецке раненых принимал, прежде всего, Липецкий курорт. Всего же в Липецке было четыре лазарета, 3 в самом городе, один - на Соколе. 

40197.jpg 

Сохранился в архиве очень интересный факт. Из Раненбургской пустыни на фронт отправились 21 человек — 3 иеромонаха, 1 послушник «из числа штабс-капитанов», 1 послушник «из числа фельдшеров», 6 послушников «из нижних чинов». В том числе и 10 простых послушников записались в действующую армию добровольцами.

По словам Анатолия Березнева, сколько прошло раненых через Липецк, точно неизвестно. По данным историков, только за 1914 год на фронт ушли более 70 тысяч жителей населенных пунктов входящих в сегодняшнюю Липецкую область.

Сохранились интересные факты и о пленных, которые направлялись в наш регион.

- По ходу войны, в Липецк и населенные пункты нынешней нашей области, прибывало много пленных, - говорит Анатолий Березнев. - Это были в основном австрийцы. Они работали у помещиков. Наше мужское население было на войне. Работать было, откровенно говоря, некому. И местные помещики сами просили правительство присылать им пленных.

62.jpg

В областном архиве хранится письмо Лебедянского помещика, штабс-капитана Александра Васильевича Наумова, который пишет министру внутренних дел: «Ваше сиятельство, прошу простить меня за мое беспокойство Вас. Я обращаюсь к Вам с просьбой и не от себя одного, а от всех земледельцев и помещиков тамбовской губернии Лебедянского уезда. Скоро подходит уборка хлебов, рабочих рук нет в деревне, мы все можем остаться с неубранным хлебом. Мы, помещики Лебедянского уезда, просили через нашу Земскую управу дать нам пленных на летние работы, и вот уже прошел месяц, и нет разрешения от Главного Штаба отпустить пленных, а поэтому решил побеспокоить Ваше Сиятельство моей просьбой, так как вы сами помещик и земский деятель, Вы поймете, в каком положении находятся все земледельцы. Очень прошу Ваше Сиятельство помочь нам в безвыходном положении, и, конечно, надо давать нам пленных таких, которые знают сельскохозяйственные работы. Вполне надеюсь, что вы не оставите мою просьбу без внимания....»

И такие просьбы, в самом деле, не оставались без внимания. Причем с просьбами дать для помощи в хозяйстве пленных обращались не только помещики но и крестьяне! В облархиве есть и такие прошения. «Его Превосходительству Генерал-губернатору Рязанской губернии. 

От крестьянина Данковского уезда Никифора Ермолаева Климакова. Имея 67 десятин пахотной земли и много скота, я очень нуждаюсь в рабочих людях, потому, что работать у меня некому, сын на войне, самому мне от роду 60 лет. Подошла рабочая пора. Хлеб стоит на корню, косить некому. Раньше я надеялся на пленных, которых обещала мне Данковская управа. Но в самую работу она мне отказала. Ваше Превосходительство, почему же на барские домы она не отказывает и до настоящего времени выдает, а у крестьян разве работы нет? Сына взяли защищать родину, а на его место хотя бы пленных дали, кто же будет у меня убирать хлеб? Ваше Превосходительство, сжальтесь над моим несчастным положением, и дайте мне пленных. Как я просил в земской управе, так и Вашего Превосходительства прошу 2-х пленных, одного на год, другого на два месяца...»

К пленным, по словам Анатолия Березнева, у нас относились хорошо. Особенно неплохо себя чувствовали те, что попали к одиноким женщинам, или на «постой к солдаткам», как значится в архивных справках. Иные даже женились на местных и оставались здесь. Кстати, среди наших земляков носителей «не русских фамилий» наверняка есть потомки тех самых австрияков и пруссаков. Бывали случаи когда у одиноких женщин и у солдаток появлялись от пленных дети вне брака, что зафиксировано документально и сохранено в архивах. Так что, война войной, а человеческая природа брала свое.

Никита Воробьев
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Рекомендуем