А знаете ли вы
7803
08.06.2024 09:15
33
А знаете ли вы, что на Центральном пляже испытывали гидросамолеты, а самым благоустроенным был пляж ЛТЗ?
![](/upload/iblock/baf/75u02wr8qrqpivf4lsc2h6d9zou3dtms.webp)
С началом жары тысячи липчан потянулись на пляжи города. А для GOROD48 начало купального сезона, кроме всего прочего, еще и повод заглянуть в прошлое, чтобы рассказать, как появились липецкие пляжи. В этом нам помогли оцифрованные архивы областной научной библиотеки.
В самом раннем из сохранившихся номеров «Липецкого летнего листка», первой городской газеты, от июня 1870 года читаем: «...В нижнем саду тоже прибыло хорошее местечко — это окрестность нового пруда, и сам пруд, уже теперь окончательно устроенный, с хорошенькими на нем купальнями, которые, однако, до сих пор не открыты по причине низкого горизонта воды. Через несколько дней обещают открыть...»
![1870 липецкий летний листок июл ч 1.jpg 1870 липецкий летний листок июл ч 1.jpg](/upload/medialibrary/186/t6hc4odtmgqn5q3wf3nz5dgc1nbpel1t.jpg)
![1870 купальник на петровском пруду.jpg 1870 купальник на петровском пруду.jpg](/upload/medialibrary/414/xkemyx90mhs3h63ly4pz0eotik7ny0bo.jpg)
В номерах «Летнего листка» за 1880-е годы мы можем найти расценки на услуги этих купален: омовение в общем «номере» стоило 10 копеек, в отдельном — 25 копеек.
![lqodv3st3j3jbbsev6j8a0zu4epl41ku.jpg lqodv3st3j3jbbsev6j8a0zu4epl41ku.jpg](/upload/medialibrary/ffb/0603996xv7p5z9rm2uawkypmdfxo8cte.jpg)
В 1886 году газета сообщает, что городское управление открыло две купальни у церковного моста на реке Воронеж и предлагает курортникам пользоваться ими за 5 копеек «с особы» или приобретать абонемент за 3 рубля на весь сезон. До купален от курорта можно было доехать на линейке — конном пассажирском экипаже.
![1886 год купальни на реке воронеж.jpg 1886 год купальни на реке воронеж.jpg](/upload/medialibrary/764/36a6lcgr86iw9ssh0gir391lgs2m3klc.jpg)
![пристань у древне успенки 1915 год.jpg пристань у древне успенки 1915 год.jpg](/upload/medialibrary/f40/ni3dfwap5cd98zg2b68q7yauv0ud1j9m.jpg)
![image-2024-06-06 15_18_56.jpg image-2024-06-06 15_18_56.jpg](/upload/medialibrary/894/pqh2l4isknzboid7xayakvqtuvevvjva.jpg)
По словам краеведа Александра Клокова, церковный мост, вероятнее всего — насыпная дамба, находившаяся на месте нынешнего Петровского моста. А называлась она так, потому что принадлежала Христорождественскому собору: переправу на левый берег насыпали служители церкви и соборяне, и за пользование ей взималась плата.
В дальнейшем же вся пляжная культура Липецка будет концентрироваться вокруг этой дамбы. Насыпная переправа доживет в том или ином виде до 1957 года, пока не начнется строительство Петровского моста.
![5dff2303cc132f66ee02d871a182ac6c.jpg 5dff2303cc132f66ee02d871a182ac6c.jpg](/upload/medialibrary/53e/8hp4pos7cp00stc9lyv4phj33975oqe2.jpg)
![a6beb5c045aa6c87421d496d9b2b4bca.jpg a6beb5c045aa6c87421d496d9b2b4bca.jpg](/upload/medialibrary/5d6/71yj83vrs224cyxbv2adnwocgkjnpweu.jpg)
![image-2024-06-06 15_04_46.jpg image-2024-06-06 15_04_46.jpg](/upload/medialibrary/806/gdt4cbpinbh9dfm5cd1l94qlriis1u7f.jpg)
![фото кожина витора николаевича 50 е.jpg фото кожина витора николаевича 50 е.jpg](/upload/medialibrary/8e7/a2nl5811qsrpudkp819kzshud1phwb0c.jpg)
В послевоенное время по насыпи проложили трамвайные пути. Саму дамбу разделяли три речных протоки, а через них были перекинуты мостики. Между ними находилась остановка трамвая «Речная», на которой расходились встречные вагоны. Справа от остановки располагался городской пляж (будущий Центральный), упоминаемый в прессе 50-х годов прошлого века. Липчане не раз жаловались в газету, что он находится не в лучшем состоянии, несмотря на то, что располагался в центре города. Впрочем, пляж на правом берегу Воронежа оказался благоустроен только во времена мэрства Евгении Уваркиной, во все иные времена, за исключением нескольких лет в конце 20-х — начале 30-х годов XX века, липчане жаловались на его безобразное состояние.
![tyb2pq6kh5763to7lrgnbfnlp31xwf3h.jpg tyb2pq6kh5763to7lrgnbfnlp31xwf3h.jpg](/upload/medialibrary/c5d/x4qv5u4os9f7ke1yfegde229aou0l1r9.jpg)
![VDY-NbZsOw8.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg VDY-NbZsOw8.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg](/upload/medialibrary/17a/287xkuvxui4260jgr1k85szyju9vscgk.jpg)
der Strand — или просто «пляж» по-немецки
В конце 20-х годов прошлого века пляжную жизнь уездного города начали поднимать до европейских высот немецкие пилоты — слушатели и преподаватели летной школы, созданной по соглашению между Советской Россией и Веймарской республикой. Немцы воссоздали в советском Липецке индустрию досуга: оборудовали два казино, бильярдную, а потом привели в нормальный вид запущенный в послереволюционные годы пляж, если можно было так назвать место на реке Воронеж напротив Зеленого острова. На тот момент там оставались только сваи от дореволюционных купален.
Как пишет в книге «Засекреченный город» липецкий историк Юрий Тихонов, немцы обустроили три лодочных станции, которые предназначались, в первую очередь для испытаний гидросамолетов, а затем уж и для отдыха. Впрочем, историк пишет, что в итоге был испытан всего один гидросамолет, а станции стали использоваться для «спортивно-оздоровительных целей».
«За годы существования у пристани тех станций скопилась небольшая флотилия речных судов: парусные яхты, весельные и моторные лодки, байдарки, и даже экзотический для российской глубинки каноэ. «Флагманом» этого маломерного флота был глиссер с авиационным мотором и пропеллером на корме. Довольно скоро эти станции стали местом отдыха не только немцев, но и местных жителей (и в наши дни там находится городской пляж). Старожилы помнят, что озорная ребятня любила переворачивать немецкие лодки, потом выловить из воды большие бутылки с вином и шоколад, которые немецкие курсанты брали с собой. Когда шум на реке затихал, сорванцам за этими трофеями приходилось нырять, но самым трудным для мальчишек было незаметно донести большие бутылки домой. Потеря «провианта» молодыми немецкими курсантами прощалась, но если в воду попадали их дамы, то дело иногда доходило и до милиции...»
В книге Юрия Тихонова опубликованы и уникальные фото отдыха немцев на реке Воронеж.
![9q9BEKwxtek.jpg 9q9BEKwxtek.jpg](/upload/medialibrary/6c3/7z56c4ac490p1rc6xc7s4xvkbj8lni30.jpg)
![hRPf8gXGumE.jpg hRPf8gXGumE.jpg](/upload/medialibrary/96d/9oxe3wka0js49rnw6kxkaqpiwvpysuyl.jpg)
![Mmc7xwUVZMk.jpg Mmc7xwUVZMk.jpg](/upload/medialibrary/30e/24yg5lkq3nq0iu4xbic4sqakweac46ut.jpg)
Немцам и не снилось!
Впрочем, если городской пляж постоянно был неблагоустроенным, то в Липецке все же существовал пляж буквально со всеми удобствами. Об этом мы узнаем из статьи «Жаркий день» газеты «Ленинское знамя» от 30 июля 1959 года. Пляж в поселке ЛТЗ оказался даже покруче, чем у немцев в конце 20-х.
«Все сделано на совесть: раздевалки, похожие на хорошие коробочки, без единой щели. Зонтики для тени, вытянувшиеся через весь пляж, обтянуты белым полотном. Лодки, как игрушки, расцвечены в разные тона: синие с красным, голубые с белым, желтые с зеленым. По другую сторону пляжа — семиметровая вышка для прыжков. Там же, рядом, купальня для начинающих….
Если вам скучно загорать — можете взять книгу или журнал в филиале заводской библиотеки, выехавшем сюда на воскресенье...
Здесь вы не услышите как на других пляжах, рассказов о том, что у соседа вашего собеседника украли, пока он купался, новые брюки и часы: зачем оставлять вещи, если работает гардероб.
Необходимость время от времени пить и есть тоже учтена: в буфете всегда имеются бутерброды и лимонад…
Даже уходить с пляжа тракторного завода не хочется...»
Остальным пляжам в статье досталось за неустроенность. В том числе центральному, городскому.
«То, что называется городским пляжем — узкая песчаная полоса между рекой и пыльной дорогой, по которой, несмотря на запрещение, поминутно ездят машины. Вылезет человек из воды и его тут же обдает струей дыма и облаком пыли. Через дорогу помещаются две недоделанные раздевалки и развалившийся туалет. А недавно на городской пляж среди бела дня забрело стадо коров», — писала автор статьи Т. Пупкова.
![Обзор пляжей 1959 года.jpg Обзор пляжей 1959 года.jpg](/upload/medialibrary/ec4/0dggy9ua1l9dbpe2ydfpc2ou7xhiv8ig.jpg)
![пляж ЛТЗ.jpg пляж ЛТЗ.jpg](/upload/medialibrary/ee3/fhqyh0nob6o029w3bnhshfsp8i9bca4u.jpg)
Вышка на пляже ЛТЗ
Водные станции, упомянутые в статье, занимались прокатом лодок. У нынешнего Центрального пляжа в послевоенные годы располагались две такие станции. Первая, фактически на месте созданной когда-то немцами пристани — станция Радиаторного завода. В ее перестроенном здании сейчас находится водно-спортивная школа. Следом располагалась водная станция Трубного завода. На левом берегу, на так называемом Липецком озере, — станция Новолипецкого завода. Все эти станции постоянно подвергались критике.
В 1960 году в «Ленинском знамени» вышла статья «Эх, Воронеж-река...». В ней сообщается о начале благоустройства городского пляжа, но вместе с тем в упрек водной станции ставится дефицит лодок, а городу в целом отсутствие централизованной переправы отдыхающих на Зеленый остров
На остров желающих перевозили, как выразилась газета «предприимчивые дельцы».
Чудо-остров
Островок, или как его с чего-то начали называть Зеленый остров, пользовался в прошлом веке огромной популярностью. О нем даже пел бард Александр Горбунов: «Наш островок красиво зеленью зарос, он так и манит отдыхать здесь в полный рост...».
![image-2024-06-06 14_49_54.jpg image-2024-06-06 14_49_54.jpg](/upload/medialibrary/560/ntunzxhlzu9rlorfxtaaah6e2k8nb31f.jpg)
С теплотой рассказывает об островке житель Сырского Рудника Александр Зовский — в прошлом мостостроитель:
«В году 1965 -м на острове выделяли делянки для покоса травы. Берега острова заросли ивой, что создавало зелёное кольцо. Внутри этого кольца тоже были деревья. Поскольку наш Центральный рудник был в подчинении города, то шахтёрским семьям, державшим коров, на острове выделялись участки для покоса. Скошенную траву мы там же сушили и собирали в округлые «копёшки», которые потом на лодках перевозили к пристани спиртзавода. А от пристани «ГАЗонами» — домой. Сено было отменного качества и очень пахучее, нежное с включениями листьев и ягод. Разнотравье острова делало его таким. Но была одна беда —копны ворошили ночующие на острове пляжники. А мы, ругаясь, заново формировали сено в стожки. Мне тогда было лет 16, и я с удовольствием возил сено на лодках, которые мы арендовали у местных из района спиртзавода. Мы — это наши отцы и деды. Дед научил меня косить, научил отбивать косу. Когда косари отбивали свои косы, перестук нёсся неповторимой мелодией над островом. Отдыхающие подходили к нам, чтоб научится косить, но рыли косой землю, а мы посмеивались и сетовали, что надо вновь отбивать. Года через два-три, может быть в 1968-м, появился понтонный к острову с горбом для катеров. А на острове были прекрасные пляжи. Народ потоком шёл по мосту для купания, а детвора ныряла с горба. Мост собирался к летнему сезону и разбирался после его завершения. По размерам остров был примерно таким же, как и сейчас, только песка со дна реки намыли для устройства пляжей с северной стороны. В результате чего в реке были огромные ямы — ныряли — не доставали дна. Так же помню деревянный мост с трамвайными рельсами на месте нынешнего Петровского. Весь этот мост был усеян купальщиками, некоторые пытались садиться в трамваи прямо на ходу, если кондуктор открывал двери.
![image-2024-06-06 15_10_19.jpg image-2024-06-06 15_10_19.jpg](/upload/medialibrary/1da/eqrlh13nk3pnxenhhxo54pfn56ufs6sp.jpg)
Когда в Липецке появились первые автоматы с газированной водой, то несколько выставили и на пляже во дворе двухэтажной водной станции с арочными проёмами и балясинами в ограждении. Очередь была на километр. Сатуровщики еле-еле успевали менять баллоны с углекислым газом, подливать сиропы. Через неделю автоматы сломались — каждый норовил ударить по ним рукой, если вдруг вода не лилась. Автоматы починили, но воду они начали выдавать бесплатно. Пришлось ремонтировать снова».
![1980.jpg 1980.jpg](/upload/medialibrary/4f9/j18zu8ofbevoq8xmky9jdrukf046dssv.jpg)
![image-2024-06-06 15_12_22.jpg image-2024-06-06 15_12_22.jpg](/upload/medialibrary/4a1/sk31hqm8n3qwdkk8pa7w5kn3pyn2egxj.jpg)
![image-2024-06-06 15_10_09.jpg image-2024-06-06 15_10_09.jpg](/upload/medialibrary/827/9457sl2rd5t6o11umjhnke725cwebw8u.jpg)
«Фрегат»
Кстати, в каждой критической статье о городском пляже, упоминалась газировка. То о ней мечтали, то она появлялась, но затем резко исчезала. Мечтали и о буфете на пляже.
В 1976 году эти мечты осуществились, к зданию бывшей водной станции пристроили кафе «Набережная». Открылось оно в 1977 году и уже под другим названием — «Фрегат», уж очень походило здание построенное по проекту именитого липецкого архитектора Мирона Мордуховича на корабль. Вскоре кафе преобразовалось в ресторан.
![image-2024-06-06 15_08_49.jpg image-2024-06-06 15_08_49.jpg](/upload/medialibrary/ca0/qip0sy19lsjyl4xu6sparcju3azfg00h.jpg)
![image-2024-06-06 15_06_03.jpg image-2024-06-06 15_06_03.jpg](/upload/medialibrary/274/br7x5fi07kh5ki26h88n9q02k8vyi0ry.jpg)
В начале нулевых «Фрегат» работал как казино, а потом нарвался на экономические рифы и затонул. Еще пока действующий мэр Липецка Евгения Уваркина все пять лет своего правления грозила собственнику здания карами и изъятием «Фрегата» через суд, но владельцу все как с гуся вода, а строение потихоньку превращается в руины.
![J8zTIo3UiFk.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg J8zTIo3UiFk.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg](/upload/medialibrary/405/lnffts5yi6rkf36d7svzwgyb1b9e1zg3.jpg)
![OXDPxm4YbbU.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg OXDPxm4YbbU.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg](/upload/medialibrary/f87/xrrtcty9lzz1ony9pj8ncg4a0v5fxu5d.jpg)
![9Wa5r9phFpA.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg 9Wa5r9phFpA.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg](/upload/medialibrary/753/cnrgfp8rhoc24axab5z046wlmg1n0gnx.jpg)
Кстати, тоннель у «Фрегата» и насыпная дорога над ним, появились примерно тогда же, когда начали строить кафе. Рядом с «Фрегатом» открылось еще одно кафе — «Морозко», но проработало недолго, начался ремонт, затем прекратился и больше не возобновлялся.
И дорога на Сокол, частью которой и является насыпь над тоннелем, так и не была построена. Впрочем, водители, желающие в объезд центра выехать на Студеновскую, едут через улицу Маяковского. Иногда столь интенсивно, что становится жалко жителей этой улицы.
![gX0XhpzBLXU.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg gX0XhpzBLXU.jpg+2024-06-07-20.31.02+niz.jpg](/upload/medialibrary/643/fkvh8gq7c2cabwl39zfxyez2cudy1xae.jpg)
Самый долгий дорожный проект-прожект в виде тупика существует и поныне
Фото сообщества «Липецк вчера и сегодня», А. Дитятева, В. Кожина.
![](/local/templates/gorod48/images/emoji1.png)
0
![](/local/templates/gorod48/images/emoji2.png)
2
![](/local/templates/gorod48/images/emoji3.png)
0
![](/local/templates/gorod48/images/emoji4.png)
29
![](/local/templates/gorod48/images/emoji5.png)
3
Комментарии (33)