02.12.2020 09:04

Новое о коронавирусе к 2 декабря: иммунитет асимптоматических заразившихся SARS-CoV-2 реагировал сильнее

Ученые Европы и Сингапура обнаружили: у заразившихся SARS-CoV-2, которые переносили болезнь без симптомов, реакция иммунитета на коронавирус оказалась необычайно сильной. Ранее предполагалось, что симптомы не проявляются потому, что иммунитет такого человека реагирует на новый вирус слабо, или вообще не демонстрирует никакой реакции.

Молекулярные биологи из Европы и Сингапура попытались разгадать загадку бессимптомного течения коронавируса у части людей. Для этого они сравнили работу иммунитета переболевших COVID-19 в явной и неявной форме. Ранее предполагалось, что симптомы не появляются из-за того, что иммунитет человека не демонстрирует вообще никакой реакции на вирус либо делает это чрезвычайно слабо. Однако оказалось, что его реакция совершенно обратна - иммунитет тех, кто переболел второй формой инфекции, реагировал гораздо сильнее. Предварительные результаты исследования ученые опубликовали в электронной научной библиотеке bioRxiv.

Биологи изучили кровь около пятисот человек, эмигрировавших из Сингапура, которые были инфицированы коронавирусом в мае-июне нынешнего года. Некоторые из них попали в больницы, а другие перенесли инфекцию без видимых симптомов. Благодаря этому ученые смогли сравнить отклик их иммунитета на коронавирус. Эксперты исследовали взаимодействие Т-клеток их крови с белковыми клетками SARS-CoV-2. По предположению ученых побороть болезнь асимптоматическим больным удалось за счет выработки пропорционально большего количества белка интерлейкина-10, который является важным регулятором иммунной системы и играет противовоспалительную роль – часть сигнальных молекул этого белка помогает развитию воспалений и активации иммунитета, а другая подавляет их. Кроме того, организм асимптоматических больных вырабатывал необычно много «противовирусного» белка интерферона-гамма, являющегося естественной защитой организма от любых воспалительных процессов. Вполне возможно, что именно поэтому симптомы заболевания отсутствуют – ведь интерферон не дает возбудителю нового заболевания распространиться на внутренние органы человека.

Также выяснилось, что отсутствие симптомов произошло именно из-за бурной реакции иммунитета. Обнаружено, что численность Т-клеток, которые борются с болезнью, значительно быстрее падала в организме асимптоматических больных, чем у тех, кто имел симптомы болезни. Это открытие, по мнению ученых, дает объяснение отсутствию симптомов у некоторых больных, из-за которых проявляется яркая реакция организма на попадание в него вируса SARS-CoV-2. С другой стороны, у асимптоматических носителей реже возникают осложнения, однако контролировать передачу инфекции такими пациентами тяжелее.

Несмотря на новые данные, которые получили европейские и сингапурские молекулярные биологи, ученые и дальше пытаются понять, как развивается инфекция у асимптоматических больных и как на нее реагирует иммунитет, а также различается ли характер выработки антител после того, как болезнь завершается. «Нам все еще нужно понять, могут ли эти Т-клетки сохраняться с течением времени и обеспечивать долгосрочный иммунитет», — сказал соавтор Антонио Бертолетти из медицинской школы Duke-NUS, Сингапур. Пока у ученых нет однозначного ответа на этот вопрос.

Статья ученых еще не прошла рецензирование экспертами, к выводам из нее следует относиться с осторожностью.

Чуть раньше ученые из Турции в журнале Infection представили результаты еще одного исследования на тему асимптоматических (бессимптомных) заразившихся. Эксперты выяснили, что количество вирусов SARS-CoV-2 в организме таких пациентов выше, чем у пациентов с симптомами. «С начала пандемии существуют противоречивые мнения о заразности бессимптомных пациентов», — указали авторы исследования. Они отметили, что бессимптомные пациенты «интуитивно» считаются менее заразными, потому что они не кашляют и, как кажется, потому не выделяют столько вируса в окружающее пространство, сколько пациенты с симптомами. Однако наличие у таких больных более высокой вирусной нагрузки может опровергнуть мнение о их безопасности. Ученые предполагают, это стало одной из причин которая затрудняет борьбу с нынешней пандемией. Всего авторы работы оценили уровень вирусной нагрузки у шести типов пациентов, отличавшихся по возрасту и тяжести заболевания.

Такого же мнения – что больные с коронавирусом, у которых COVID-19 протекает без внешних симптомов, остаются высокозаразными, придерживался и академик Китайской академии инженерных наук, ведущий эпидемиолог Китая Чжун Наньшань. Он отмечал, что бессимптомное течение болезни отмечается у 20-40% заразившихся SARS-CoV-2.

На момент подготовки материала в мире зафиксировано 63 870 336 подтвержденных случаев инфицирования коронавирусом SARS-CoV-2. Общее число смертей от коронавирусной инфекции в мире составляет 1 479 907 человек, вылечились 44 215 659 заразившихся. В России выявлено 2,32 миллиона пострадавших, она оказалась на четвертом месте после США, Индии, Бразилии. Свыше двух миллионов пострадавших отмечается также во Франции. Более миллиона заразившихся - в Испании, Великобритании, Италии, Аргентине, Колумбии, Мексике, Германии, к этому рубежу подходит Польша.

данковчанин