Культура
5246
17.07.2012 07:54
1

«Душа моя просится вширь и ввысь...»

В день юбилея режиссера Владимира Пахомова о нем вспоминают его близкие, друзья и коллеги.

17 ноября 2007 года Липецк простился с Владимиром Пахомовым, известным режиссером, который тридцать лет руководил Липецким областным театром драмы. Именно при Пахомове театр получил звание академического и стал носить имя писателя Льва Толстого. 

Сегодня, 17 июля, Владимиру Пахомову исполнилось бы 70 лет. В день юбилея, до которого мастер не дожил, о нем вспоминают его близкие, коллеги, люди, которым посчастливилось дружить и сотрудничать с этой ярчайшей личностью.

Отношение к Владимиру Пахомову никогда не было ровным, или равнодушным: либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Его друзья утверждают: это все оттого, что этот человек сам не любил полутонов, не терпел компромиссов и просто не умел «гореть вполнакала».

Испанский архитектор Маноло Нуньес-Яновский, пожалуй, дружил с режиссером дольше всех: они познакомились в 1949 году совсем детьми, в Одессе. Оказалось даже, что закадычные друзья родились в один год, с разницей всего в три дня.

Екатерина Максимовна, Александра, Володя, Тамара и Михаил Матвеевич.jpg

Владимир Пахомов с родителями.

Этим летом, 20 июля, друг детства Владимира Пахомова также отмечает свое семидесятилетие. 

Pahomov i Manolo.png

- Володя родился одновременно со своим призванием, и всегда истово ему служил, - вспоминает Маноло. - Помню, как будучи малышами, мы вместе ходили на театральные спектакли, в оперу — спасибо нашим родителям, они с малых лет нас приобщали к искусству. И, вдохновившись, мы стали ставить спектакли сами: сооружали декорации из подручных средств — палок, кусков ткани, проволоки... И если я участвовал в этом просто потому, что мне это было забавно, то Вова — это было видно — по-настоящему жил этим. Именно эту верность своему делу, эту одержимость чувствовали зрители, оттого он, как творец, как артист, всегда и находил отклик у публики.

То, что начав работу в Липецке, Владимир Пахомов уделил особое внимание детским спектаклям, его друг детства считает явлением закономерным: режиссер всегда делал упор на то, что детям нужно с малых лет прививать культуру слова, любовь к искусству. Пахомов всегда стремился подарить юному зрителю то ощущение невероятного праздника, которое он сам испытывал в детстве, в Одесском оперном театре.

- Если вспоминать случай, лучше всего характеризующий моего друга, я бы привел такой пример. Однажды мы с ребятами ходили по улицам Одессы в поисках материалов для декораций очередной нашей постановки и Вова, увидев памятник Ленину, который указывал вдаль рукой, повторил его жест и сказал: «Я хочу быть Лениным!», - вспоминает архитектор. - Удивительно, но несколько лет спустя, уже повзрослев, он действительно сыграл Ленина, это одна из его первых настоящих ролей. И я был поражен, наблюдая, как меняется его мимика, жестикуляция, когда он входит в образ. И когда Вова чем-то возмущался, он сразу превращался в Ильича! Та его фраза была показательна и в другом смысле: Вова действительно от рождения имел все качества вождя — энергию, умение влиять и руководить, талант вдохновлять своими целями других. Он умел создавать нечто прекрасное практически из ничего. И все эти характерные для его взрывной натуры эмоциональные всплески — это было не что иное как страстное желание отразить внешнюю атаку, защитить свое, сокровенное, защитить «своих». Он был борцом по своей натуре и очень болезненно относился ко всему, что мешало ему служить своему делу.

Pahomov snova Lenin.jpg

Как когда-то, еще детьми, приятели вместе устраивали театральную сцену с декорациями, так, уже став взрослыми и «заслуженными», они мечтали создать в Липецке новое, современное здание театра. Но до воплощения этой мечты Владимир Пахомов, к сожалению, не дожил.

- Владимиру Пахомову с его подвижническими способностями удалось почти невероятное: он устроил настоящий театральный бум в абсолютно не театральном месте — промышленном городе в Черноземье, - вспоминает еще один коллега и друг нашего героя, режиссер театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. - Поворачивать эти «жернова» ему было нелегко после успешной работы в Одессе, городе с совсем другим менталитетом. Он привез с собой в Липецк из Петрозаводска театральную студию — молодую, активную, азартную, и практически на пустом месте создал театр. Охарактеризовать Владимира Михайловича я мог бы одним словом — профессионал. Он жил театром, дышал им, как воздухом. Я бы сказал: в этом плане Липецку очень повезло с Пахомовым, он сделал большое дело — создал замечательный театр, благодаря которому у города появилась репутация культурного места. Такой творческой лаборатории позавидовали бы города и с гораздо более богатым театральным прошлым.

При Владимире Пахомове на сцене нашего академического театра Иосиф Райхельгаз поставил семь спектаклей. Сам Иосиф Леонидович признается, что ему было очень важно услышать мнение Пахомова о своих постановках, и сам руководитель липецкого театра с удовольствием принимал советы и критику от коллеги: чужие ошибки всегда виднее со стороны.

- Мы много общались, и я понял о Владимире Пахомове главное: как и многие творческие люди, которым приходится питать воображение собственными нервами, воспоминаниями, собственной жизнью, он был очень одинок, - говорит Иосиф Райхельгауз. - Помню, как он лежал в московской клинике после операции на ступне, я пришел его навещать и очень остро осознал в тот момент, как одинок этот человек, несмотря на звания, цветы, телеграммы... Думаю, в этом смысле его последняя жена Ольга Овчинникова восполняла эту его многолетнюю ностальгию, его одиночество. Пахомов всегда очень много делал для людей и мне бы хотелось, чтобы память о нем не угасала, чтобы все, чего он добился, сохраняли и дальше.

Художник театра Ольга Твардовская замечает: им вместе с супругом и коллегой Владимиром Макушенко доводилось сотрудничать со многими режиссерами, но их творческий союз с Пахомовым был особенным.

В.М. Пахомов и В.А.jpg

- Во всем, что касается сценографии, художественного оформления спектакля, мы понимали друг друга с полуслова и даже без слов. Мы получали от Володи заказ на оформление спектакля, приезжали с эскизами декораций и костюмов и ни разу не было такого, чтобы нашу работу он не принял — настолько мы понимали друг друга, - вспоминает Ольга Александровна. - А познакомились мы еще студентами, когда наш наставник Андрей Гончаров решил объединить в одну группу будущих режиссеров и художников, чтобы учились вместе работать. Володя был очень начитанный, он активно интересовался любыми новыми театральными постановками. Еще у него было прекрасное чувство юмора — все-таки, жил в Одессе и впитал ее дух. Володя был активным генератором идей, ведь это именно он ввел традицию Липецких театральных встреч, и ежегодный фестиваль «Мелиховская весна» тоже появился с его подачи, хотя сейчас мало кто об этом помнит. Его отличительной чертой была невероятная душевная щедрость! Выдающийся театральный художник Эдуард Кочергин однажды очень метко сказал, что люди нашей профессии для режиссеров — как домашние тапочки: походил в них, мягко, удобно, а как не нужны стали, так и выкинул без сожаления. Так вот, Володя никогда не был таким: и в те моменты, когда у нас не было общей работы, он регулярно звонил нам, поддерживал в трудные минуты. Это большая редкость среди режиссеров.

Актер Московского Малого театра Юрий Ильин уверен: Владимир Пахомов при жизни никогда не был оценен по достоинству.

- Это был человек, который работал в будущем, - считает Юрий Борисович. - Многие из задумок Пахомова потом можно было увидеть на московских сценах, но он никогда на это не злился: идей у него всегда было много и он их не жалел. И не напрасно он добился для Липецкого театра присвоения ему имени Льва Толстого. Пахомов всегда повторял, что Толстой был просветителем, и он сам, занимаясь режиссурой, руководя театром, всю жизнь нес свою просветительскую миссию.


Когда Владимир Пахомов понял, что труппу театра необходимо пополнять молодыми актерами, появилась идея — не приглашать кадры со стороны, а воспитывать своих. Так в Липецке впервые стало возможно «выучиться на актера» - стараниями Пахомова в театре имени Толстого стали проводиться занятия педагогов Российской Академии театрального искусства (ГИТИС). В 2007 году первый выпуск местного филиала РАТИ торжественно получил свои дипломы. Хотя заветные, долгожданные вводы в спектакли наравне с маститыми актерами начались задолго до выпускного, еще в эпоху студенчества.

- Для нас Владимир Пахомов всегда останется особенным человеком, потому что благодаря ему мы смогли обрести свою профессию, - говорит актер театра Евгений Азманов. - Помню, как Владимир Михайлович говорил нам, «зеленым»: «Вы у меня все пройдете через Чехова!» Он был убежден, что артист растет на классике. Самым большим страхом для нас было — не оправдать надежд, которые возлагал на нас наш режиссер. То, что он изначально установил для нас очень высокую профессиональную планку, привил нам хороший вкус — это будет с нами навсегда, это на всю жизнь.

Рассказывать о Пахомове бывшие студенты РАТИ, а ныне уже молодые актеры, могут бесконечно. Боялись его? Конечно, и еще как! Любили? Пожалуй, еще сильнее!

- Владимир Михайлович был хоть и вспыльчивый, но невероятно добрый человек, - говорит актриса Мария Колычева. - Мы даже не придумывали ему прозвище, оно само родилось. Мы называли его между собой просто Папой. Потому что он действительно проявлял о нас отеческую заботу. Он все время о ком-то хлопотал — помогал актерам с жильем, устраивал заболевших родственников на лечение... Его всегда волновало: сыты ли мы? Тепло ли одеты? Все ли в порядке дома? Он мог быть каким угодно, но никогда не был равнодушным.

Знаменитые вспышки гнева режиссера — отдельная глава воспоминаний. Вывести актера из ступора Пахомов умел мастерски. Многие, наблюдая эти «воспитательные моменты» со стороны, удивлялись: почему он так кричит?! Коллеги и ученики режиссера утверждают: считать Пахомова обычным крикуном, несдержанным деспотом — это поверхностное суждение. Потому что творческий процесс немыслим без спонтанности.

- Он повышал голос только тогда, когда понимал, что актеру необходима встряска, - говорит Залина Малиева. - Владимир Михайлович никогда не стремился никого унизить, не пугал неопытных. Он знал, на кого можно рявкнуть, и когда именно, а на кого вообще нельзя — не поможет. Однако, нам ли не знать, что помимо «кнута» он был невероятно щедр и на «пряники». До сих пор вспоминается, как он после хорошо сыгранного спектакля раздавал нам конфеты и шоколадки и говорил каждому отдельно: «Молодец... Молодец...» А еще мы знали: Владимир Михайлович был тяжело болен, ему каждый день, понимаете, ежедневно было очень больно, и он с этой болью жил, работал! Поэтому мы понимали, что его вспышки раздражения — это не самодурство. Просто ему приходилось каждый день превозмогать себя...

В воспоминаниях своих учеников Владимир Пахомов необыкновенно живой, кажется, что сейчас откроется дверь гримуборной и он войдет, не спеша, улыбаясь, оглядит всех собравшихся... Они помнят все до мелочей: как режиссер всегда благоухал каким-то нездешним, очень хорошим парфюмом, и шлейф аромата выдавал его присутствие в театре. Или как он любил грызть ржаные сухарики, и специально для него в буфете постоянно держали наготове вазочку с сухарями. И когда приезжал его друг и коллега Владимир Макушенко, театральный художник, который тоже любил погрызть сухой ржаной хлеб, Пахомов с нарочитой мрачной иронией говорил: «Опять приедет тот человек, который ест мои сухари!»

Актриса Ольга Овчинникова, вдова Владимира Пахомова, признается: прошло уже пять лет, а она до сих пор не может привыкнуть к мысли, что мужа больше нет.

- Володя очень любил цитату Чехова: «Душа моя просится вширь и ввысь, но на деле приходится вести жизнь узенькую, ушедшую в сволочные рубли и копейки». Он говорил: «Вот и я так же!», - вспоминает Ольга Александровна. - Володя не просто любил Чехова, эти две личности, разминувшиеся во времени, были по-настоящему родственными душами...

Именно на почве любви к Чехову и познакомились Ольга Овчинникова и Владимир Пахомов: он ставил «Чайку», она мечтала играть Машу, но в итоге получила роль Нины Заречной.

- Первое впечатление о Владимире Михайловиче было потрясающим: умнейший человек, с невероятно широким кругозором, начитанный, интеллигентный и — это сразу чувствовалось — очень порядочный, - вспоминает Ольга Овчинникова. - С годами общения это мое мнение только подтвердилось и укрепилось. Володя действительно был очень порядочным: несмотря на то, что он был женат не один раз, он не бросил ни одну женщину, у которой был от него ребенок, всегда участвовал в их жизни и поддерживал.

Их творческий союз перерос в брак, вместе Ольга Овчинникова и Владимир Пахомов прожили 22 года. Вдова режиссера утверждает: мнений и мифов о Пахомове было много, но каким он был на самом деле, знают немногие.

- Почему-то многие считали, что он при своей фанатичной погруженности в театр, был беспомощен в быту. Ничего подобного, он умел все! И все делал вдохновенно, потому что обожал жизнь во всех ее проявлениях! - говорит Ольга Александровна. - Вы не представляете, какого цыпленка табака он мог приготовить! А как он солил капусту! Володя никогда не был привередлив, мелочно-придирчив, с ним было очень комфортно жить. Он любил покупать мне одежду, обувь, украшения и все это делал с большим вкусом.

Миф о тяжелом пахомовском характере, о его пресловутой склонности к тирании самого режиссера очень забавлял. Но он был насквозь человеком театра и как артист не мог не подыграть этой легенде. Хотите видеть меня таким? Получите! Остальное вы сами дофантазируете.

Даже когда из-за тяжелейшего сахарного диабета Владимир Михайлович потерял на хирургическом столе пальцы левой ступни, он поразил врачей тем, что на следующий день после операции встал на ноги. Не дождавшись положенного срока реабилитации прооперированный заявил лечащим врачам, что ему срочно нужно в Липецк: у него спектакль.

- Володя мог быть разным, но он никому не сделал зла, - продолжает Ольга Овчинникова. - В нем не было ни на грамм «звездности», он не требовал, чтобы с ним нянчились, «носились», наоборот, он всегда боялся потревожить, побеспокоить... Так он и умер — тихо, повернувшись на другой бок. Почувствовал себя плохо, но не хотел меня будить. Так и ушел — боясь потревожить...

Осенью этого года на здании Липецкого Государственного Академического театра драмы им. Л. Толстого будет установлена мемориальная доска в честь его бывшего режиссера и директора, Народного артиста РСФСР Владимира Пахомова.

0
1
0
0
0

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Александр
02.02.2021 22:22
Очень жаль что уходят Корифеи
Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку файлов cookie
подтвердить