Безумный проект
Администрация города рассматривает проект строительства четырехкилометрового мостового перехода с правого берега на левый (с эстакадой для метро) ценой в 16 859 374 420 рублей при предельном размере муниципального долга и отсутствии источников собственных доходов.
В администрации Липецка состоялись публичные слушания с малоговорящим для непосвященных названием: «по проекту планировки и проекту межевания линейного объекта: «Продолжение улицы Водопьянова до улицы 9 мая для организации подходов к III мостовому переходу в городе Липецке». На мероприятие пригласили, в основном, владельцев земельных участков, которые будут изъяты при строительстве нового моста через реку Воронеж. Там же выяснилось, что помимо самого моста и автомобильных подъездов к нему муниципалитет запланировал и строительство легкого метро, которое соединит город с индустриальным Левобережьем.
Новый объект транспортной инфраструктуры, предложенный мэрии нижегородскими проектантами из НИИ «Земля и город», на бумаге выглядит великолепно. Муниципалитету предлагают «конфетку»: трехполосную дорогу в двух направлениях, мост через реку Воронеж и наземное метро в одном исполнении. Длина всего линейного объекта - 4 км. Линию метро предлагается устраивать на эстакаде на всем протяжении проектируемого участка трассы с заходом за кольцевую развязку улицы Водопьянова и проспекта Победы и за кольцевую развязку улиц Металлургов и 9 Мая «с целью исключения возникновения опасных конфликтных точек пересечения с автомобильными дорогами».
В обосновании проекта расписано все. Так, на пересечении продолжения улицы Водопьянова с улицей Индустриальной появится четырехсторонний регулируемый перекресток с подземными пешеходными переходами. Такой же перекресток появится на пересечении проектируемой дороги с улицей Мичурина. Далее дорога плавно перейдет в общую с метро эстакаду. Мост пройдет над рекой и отстойниками Новолипецкого комбината, после чего дорога опустится на уровень земли и образует круговую развязку с улицами 9 Мая, Металлургов и улицей Лесная (метро по эстакаде пойдет дальше по направлению к НЛМК и к предприятиям федеральной ОЭЗ «Липецк»). Для удобства пешеходов предусмотрены четыре подземных перехода.
Согласимся, это вызов. Но вызов не столько времени, требующего новых технических решений коллапсирующему в пробках города-полумиллионника, в котором на двух жителей уже приходится один автомобиль, сколько здравому смыслу.
Авторы проекта и мэрия признают, что строительство третьего мостового перехода вкупе с четырехкилометровым отрезком наземного метро потребует почти 17 млрд. рублей в ценах 2014 года. Если взять эту сумму и поделить на 7,9 миллиарда, т. е. на размер объема муниципального бюджета, то выйдет, что город два года не будет больше заниматься ничем, а только тратиться на этот объект инфраструктуры! Но это - не точный расчет. Учитывая, что ровно половина расходов бюджета - это зарплата городским чиновникам и многочисленным бюджетникам, (то есть, на этом невозможно сэкономить), то деньги на мост через реку Воронеж и часть линии метро город будет копить 4 года. Но и это неверный расчет.
Беда в том, что муниципалитет в следующем году рассчитывает получить всего лишь 4,7 млрд рублей собственных доходов. Или на 100 миллионов меньше, чем в 2014 году. Остальная часть доходов - субвенции и субсидии из регионального и федерального бюджетов. В условиях, в которых оказалась сейчас Россия, при сокращении или даже полном прекращении финансирования ряда федеральных целевых программ, в том числе инфраструктурных, рассчитывать на получение траншей на строительство в Липецке третьего моста и метро - большой оптимизм.
На недавней сессии Липецкого горсовета депутаты в первом чтении приняли бюджет Липецка на 2015 и на плановый период 2015 и 2016 годов. В следующем году дефицит бюджета составит 450 млн рублей. Т.е. муниципалитету не хватает средств для самого необходимого, для жизни с затянутым поясом. Из-за роста заимствований растет объем муниципального долга. По признанию председателя департамента финансов мэрии Владимира Мигиты, он будет предельным, как и дефицит бюджета.
Муниципальный долг с 3,4 млрд рублей в 2015-м вырастет до 4,3 млрд рублей в 2017-м. Его объем к объему собственных доходов составит в 2015 году 77,2%, в 2016-м - 84,9%, в 2017-м - 90,2%. В то время как собственные доходы муниципалитета в 2017-м по отношению к 2015-му вырастут, по прогнозам, всего на 300 млн рублей, объемы финансовых заимствований мэрией в кредитных организациях увеличатся в 4 раза, или на 1,2 миллиарда!
Кстати, до 2017 года муниципалитет будет выплачивать по своим долгам лишь проценты. А тело кредита, значительно превышающее процентные ставки, потом, начиная с 2018-го. И при всем при этом чиновники хотят строить в Липецке мост и метро?! Причем говоря о метро, стоит иметь ввиду его лишь четырехкилометровый участок, который, согласно смете, обойдется в 6,9 млрд рублей! Сколько же будет стоить все метро, если его начало будет в пока еще тоже нарисованном на бумаге городе-спутнике Романово, а конец - в Грязинском районе на территории ОЭЗ «Липецк»?
Проектом предусмотрено строительство сетей ливневой канализации и локальных очистных сооружений (для очистки стоков от нефтепродуктов и твердых взвесей). Нужно будет укрепить существующий напорный канализационный коллектор большого диаметра (700 мм), который пройдет непосредственно под планируемой двухуровневой транспортной развязкой. Тут же находятся и гидротехнические сооружения НЛМК, и по закону в таких местах никакое строительство невозможно в принципе. Масштабное строительство потребует выноса водопроводной сети, перекладки самотечной и напорной канализации, ликвидации всех отстойников и выгребов.
По проектируемой территории проходят три километра линии электропередач напряжением 6 кВ, 10 кВ и 110 кВ, а также сети наружного освещения и линии связи. Их также будет нужно переносить в другие места. Здесь есть склад ГСМ - его нужно будет убрать. Предусматривается демонтаж и перенос сетей газоснабжения и теплоснабжения...
Заметьте, стоимость работ по перекладке и переустройству сетей местного значения, а также решения вопросов территорий с особым режимом использования, еще не просчитаны. Чиновники признают: смета будет уточняться на стадии проекта и рабочего проекта. Что, как мы понимаем, намного увеличит цену бюджета будущей мега-стройки.
- Я вам об этом, как вы сказали, «шедевре», пока ничего сказать не могу, - с этих слов начался наш разговор с заместителем председателя департамента градостроительства и архитектуры администрации Липецка, главным архитектором города Верой Ивановой. - Могу лишь сказать, что раз во второй редакции Генплана развития Липецка есть третий мостовой переход и предусмотрено строительство наземного метро, то нам было нужно вынести разработанный нижегородскими специалистами по нашему заказу проект на публичные слушания. И мы всего лишь определили «красные линии», в пределах которых в дальнейшем будут проектироваться новая дорога, мостовой переход, эстакада для скоростного трамвая.
Из разговора с главным архитектором Липецка выяснилось, что часть земельных участков, которые отойдут под реализацию столь масштабного проекта, будут изыматься у их владельцев. Их, собственно, и позвали на публичные слушания, чтобы об этом уведомить.
А вот и еще одна неучтенная статья расходов городского бюджета: компенсация стоимости земельных участков собственникам, у которых их изымут под муниципальные нужды.
Авторы проекта признают: «Представленный укрупненный сметный расчет не учитывает затраты на компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства; компенсацию ущерба, наносимого природной среде; компенсацию ущерба за сносимые домовладения; прочие затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков), плата за землю и земельный налог в период строительства».
- Сейчас интересы частников законом защищены больше, чем интересы муниципалитета, - говорит главный архитектор Липецка Вера Иванова.
Так на что же надеются «отцы города», замахиваясь на столь амбициозный, но не просчитанный проект при отсутствии необходимых средств в муниципальном бюджете?
- Публичные слушания по проекту новой дороги, моста и скоростного пассажирского транспорта — это всего лишь первый шаг в реализации этого нужного городу проекта, - отвечает на этот вопрос Вера Иванова. - Нам нужно было этот шаг сделать. А потом вдруг раз! - и появятся деньги. А вдруг найдется инвестор? А вдруг появится возможность софинансирования из федерального бюджета?
Игорь Луговой
Комментарии