А знаете ли вы
3767
27.07.2024 09:15
42
«Доброе утро, Вьетнам»: А знаете ли вы, что первыми трудовыми мигрантами в Липецке были вьетнамцы?
Если мы думаем, что проблема трудовой миграции и адаптация в нашем обществе иностранных специалистов обозначилась остро сейчас, то это не так. В 1989 — начале 90-х Липецк сотрясали конфликты липчан с гражданами Вьетнама, работавшими на ЛТЗ и швейной фабрике. Вьетнамцев некоторая часть липчан встретили негостеприимно, они становились объектами нападений и грабежа. Больше всех лютовали липецкие подростки.
В 1981 году между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам было заключено соглашение о «О направлении и приёме вьетнамских граждан на профессиональное обучение на предприятия и организации СССР». 100 - 120 тысяч вьетнамцев работали на предприятиях СССР в 80-е годы. Причем действовать соглашение и начало активно к конце 80-х. Соглашение подразумевалось как помощь социалистическому Вьетнаму, пережившем страшную гражданскую войну и интервенцию США, в котором экономика только восстанавливалась, лютовала безработица и наблюдался переизбыток рабочих рук. Вьетнамские рабочие трудились на предприятиях тяжелой промышленности, в металлургии, на горнорудных предприятиях, стройках страны, девушки — на швейных производствах.
Вместо «химиков» на ЛТЗ - «зан ден»
Газета «Аргументы и Факты» в 1989 году сообщила, что к концу того года в СССР будет уже больше 100 тысяч иностранных рабочих. Около 90 тысяч из них — вьетнамцы… В основном их задействовали как разнорабочих, или чернорабочих, что в переводе с вьетнамского - «зан ден». Так они и называли сами себя.
В 1989-м году в Липецке тысяча вьетнамцев прибыли работать на ЛТЗ, и до 1993 года действовал их контракт. На липецком тракторном заводе сокращалось количество условно-осужденных, привлекаемых к обязательным исправительным работам, так называемые химики. Вместо них привлекали вьетнамскую рабочую силу. 150 вьетнамских девушек трудились на липецком производственном швейном объединении.
Рабочий интернационал, дружба народов, все это в СССР на этапе Перестройки оказались пустым звуком. Вьетнамцам в Липецке, судя по всему, рады не были. Липецкая пресса того времени писала чаще всего о проблемах, которые возникали во взаимоотношениях липчан и вьетнамцев.
В подшивках газет 1989 начала 90-х нашлась лишь небольшая заметка об участие вьетнамских швей из ЛПШО в субботнике и о конкурсе среди швей, в котором победила вьетнамка Во Тхи Лань. Остальное — одна сплошная проблема.
Вьетнамцам не повезло, межправительственное соглашение совпало с Перестройкой и тотальным дефицитом в СССР. Советские граждане еще не научились предпринимательству, только осваивая азы рынка, а вот у вьетнамцев коммерческая жилка имелась и они ее реализовывали как могли.
«Только вы вьетнамцы это зря...»
Для липчан торгашестве, спекуляция, все еще были явлением позорным, а тут появились какие-то азиаты, у которых и дефицит имелся на руках, и торговали они им налево-направо. Их и стали обвинять в том, что причина дефицита — они, «а еще и наживаются на добропорядочных советских гражданах». И отнять у торгующего на рынке 9-го или Новолипецкой, Сокольской, Грязинской толкучках (были и такие) — не зазорно. Грабившие вьетнамцев подростки, например, считали себя «Юриями Деточкиными».
По межправительственному соглашению часть средств от заработанного в СССР вьетнамцы перечисляли в бюджет своей страны - 10%. А к примеру на ЛТЗ они получали также как и липчане — 230 рублей. Но липчанам, ни вьетнамцам денег в то время катастрофически не хватало. Только вьетнамцы были более предприимчивыми. Тем более по соглашению на заработанное они могли приобретать товары в СССР и отсылать их домой. Так и поступали жители этой бедной но гордой страны, вынудившей убраться из своей страны интервентов - армию США.
Как писала газета «Ленинец», чаще всего вьетнамцев можно было встретить в ЦУМе, магазине «Энергия», рынках, на вокзале и в почтамте. «В свободное время «они делают деньги». Шьют брюки и юбки, продают привезенные с родины товары, покупают советские….»
Многие липчане наверное еще помнят такую картину: идет вьетнамец или вьетнамка увешанные гирляндами алюминиевых подставок под сковородки, которые изготавливать в цехе цветного литья на сокольском заводе. У нас подставка из цветмета стоила всего ничего — 35 копеек, во Вьетнаме алюминий ценился в разы выше, и подставки для сковород шли обычным сырьем в эту страну.
Журналисты липецкой молодежки как-то нагрянули в общежитие к вьетнамцам в районе ЛТЗ, и вот что там увидели: «Комнаты они переоборудовали в складские помещения или швейные мастерские. В коридорах и фойе громоздятся мотоциклы, мопеды. Проходишь по общежитию, а ощущение будто оказался на вокзале и вот-вот объявят отправление поезда. Но по условиям контракта вьетнамским рабочим еще предстоит трудится на ПО «ЛТЗ» еще не меньше трех лет. Так что за это время комнаты общежития еще не раз наполнятся кастрюлями, неваляшками, электроприборами. И не одна партия брюк и юбок поступит на прилавки наших «комиссионок». А вместе с ними косметика, парфюмерия, бижутерия».
Комиссионки, впрочем, использовались меньше всего. Это был тот идеал, к которому стремился ОБХСС, который боролся со спекуляцией. Этот отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности уже отживал свое, видел, что становится атавизмом в системе МВД, что наступает рынок а им вменяют в обязанность бороться с тем, что неизбежно, но все равно еще соблюдал закон правила. Правда уже не так жестко. Так в одном из материалов «Ленинца» начальник ОБХСС УВД Липецкого облисполкома Юрий Новиков сказал так: «Приехавшие к нам вьетнамцы, именуется не спекуляцией, а нарушением правил торговли. Мы уже несколько раз проводили среди них разъяснительную работу, предлагали (а это разрешено) по их паспортам сдавать вещи в комиссионные магазины. В противном случае за нарушение правил торговли будем подвергать их штрафу…»
Липчане, видя как множество вьетнамцев появились на толкучках с дефицитом и ширптребом — часами «Монтана» с 21 мелодией, одноименными джинсами, сшитыми где-то в пошивочных цехах Вьетнама, или даже не обязательно этой страны а поближе, уже в СССР, в нелегальных пошивочных мастерских, полосатыми рубашками якобы «Ла Кост», наборами косметики, аудио и видео кассет, восприняли их как спекулянтов, а не как приехавших в страну работать. И грабили.
Наверняка есть среди наших читателей те, кто помнят вьетнамские погромы на толкучке Левобережья, рынка 9 микрорайона. Во время разгара торговли, вдруг появлялась группа людей и вихрем налетала на торговцев выхватывая из их рук то, чем они торговали. Действовали избирательно — выбирая граждан Вьетнама. Грабили их и вне рыночное время.
Так газета «Ленинец» рассказал как напали на гражданку Вьетнама: «Однажды прибежала в общежитие девушка по имени Ан, вся дрожит, рассказывает, как встретили ее по дороге с работы двое хулиганов: у одного из них был в руке нож, которым он угрожал ей. А как-то в воскресенье подростки отобрали у девочек сумки, выпотрошили оттуда рис, думали в сумке деньги лежат...»
В другой статье говорится: «За вымогательство денег на грязинском рынке была привлечена к судебной ответственности группа подростков. Суд вынес приговор за ограбление трех вьетнемских девушек Артуру Петрову и Алексею Бойкову в районе того же рынка, что на двенадцатом микрорайоне. Перечень подобных фактов можно продолжить. Случаи выстраиваются в целостную систему. Места происшествий одни и те же...»
Нападения вьетнамцы терпели, обвинений в спекуляции не понимали. Но СССР вскоре рухнул а вьетнамцы доработали в Липецке до начала «свободного рынка». Кстати, многие из них остались уже в качестве свободных предпринимателей и достаточно долго работали в Липецке уже рамках совместных предприятий или как индивидуальные предприниматели. В Липецке было даже два «Вьетнамских рынка» - на ЛТЗ и Универсальном проезде. Последний работает даже сейчас. Но там работают уже не вьетнамцы времен соглашения между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам.
Секретарь партбюро ЛПШО А. А. Цветкова в 1990-м году рассказывала газете «Ленинец»: «Чем ближе мы узнаем вьетнамцев, тем больше понимаем, что именно традиции, торговые, народный промысел характерны для них. Коммерческая жилка в крови у них наличествует. Мне даже рассказали, такую шутку — вьетнамский мужчина считает: «Хорошая жена та, которая на одном рынке купит товар подешевле, а на другом — продаст подороже».
«Сюстреминг» и буддийские деревья Липецка
На в Липецке жили не только вьетнамцы «зан ден». Много их обучалось в нашем педагогическом вузе. Причем еще задолго до советско вьетнамского соглашения о труде и получении профессии. Большая группа вьетнамцев училась в ЛГПИ в 70-е.
Однажды в липецкую группу запрещенной ныне в России социальной сети «Фейсбук» вьетнамка Ха Ван Ли прислала фотографии и небольшой рассказ о дружбе в десятки лет с преподавательницей ЛГПИ/ЛГПУ Натальей Баюканской. Преподавательница недавно скончалась, и Ха Ван Ли сожалела, что ей не удалось проститься ней.
«Прекрасные воспоминания о тёте. Мы будем помнить ее всегда. Пожалуйста, прости меня, потому что в эти болезненные дни мы не можем быть с тобой. Я приходила к вам в октябрьский день, а вы тоже скончались в октябрьский день, месяц золотой осени, такой же красивый как ваш образ в наших сердцах, вьетнамских студентов, о которых заботились вы. Помним как вы учили нас с первых дней гуляя пешком по Липецку, городу буддийских деревьев. Помогали жить и учиться на протяжении многих лет нашей молодости в великой советской стране. И ещё позже, когда я уже вернулись в свою деревню, уже когда создала свою семью, все эти годы всегда была со мной Она, сопровождающая меня очень красивыми словами, полных ласки, мягче которых только бархат. Ей удалось поехать во Вьетнам в качестве эксперта, жить в отеле Ким Лиен, преподавать три года в Ханойском университете педагогики и иностранных языков, иметь возможность быть рядом, встретиться и помогать мне, бывшей студентке. А потом я мечтала вернуться в Липецк к ней снова. Но она сказала: «Тогда поторопись, поторопись». Но я не успела!»
Наталья Баюканская в Ханое
Спустя годы Хан Ван Ли все же удалось еще раз приехать в Липецк и погостить вместе с дочерью и сыном в семье у Натальи Баюканской. Но во второй раз она уже не успела приехать в Липецк и встретиться с любимой преподавательницей.
Наталья была супругой липецкого писателя Анатолия Баюканского. Ее не стало в октябре 2022 года. Ее пасынок, сын писателя, тоже писатель и журналист Валентин Баюканский вспоминает, что действительно в доме отца и его второй супруги бывали вьетнамцы, они дружили семьями. Самих вьетнамцев Валентин помнит как очень дружелюбных и милых людей.
Семья Ха Ван Ли в гостях у Баюканских
На улице Плеханова располагалось одно из общежитий, в котором жили вьетнамцы и липчане, возможно, помнят, что проходя мимо него нужно было зажать пальцами нос. Так сильно пахла жареная селедка, которую готовили вьетнамцы.
С представителями этой нации жизнь сводила часто и председателя Фонда научного краеведения Игоря Козмирчука.
— Мой папа был специалистом, инженером по строительству тепловозов, локомотивов на луганском тепловозостроительном заводе. И в детстве вьетнамцы буквально жили в нашей семье. Папа разрабатывал для Вьетнама тепловоз, они приезжали в Луганск в командировку. И я помню их слезы, плач, когда они получали весть, что американцы убили того или иного родственника. Шла война… А потом я учился в ВГУ и жил в общежитии вместе с вьетнамцами. Тогда первый раз я увидел и почувствовал, как они жарили нашу селедку. Это было невыносимо! Пришлось провести с ними работу, объяснить, что этот ужасный запах сводит всех с ума. И они прекратили! Затем я уже будучи преподавателем ЛГПУ жил в Липецке в общежитии с вьетнамцами. То же самое, случалось они жарили селедку. Спустя много лет, будучи во Вьетнаме как турист я спросил у сопровождавшей нас девушки-вьетнамки, жарят ли они селедку у себя дома, она категорически сказала «нет». Да я и сам видел многообразие их кухни, огромное обилие фруктов, но жаренной селедки я не заметил. Да они едят все, но селедки жаренной в кухне Вьетнама нет. И вот эта девушка-сопровождающая нам объяснила этот феномен работавший только в России и СССР. Вьетнамцы очень любят рыбу, а во времена СССР и в начале 90-х в России рыбу как и остальные продукты было купить непросто. Вот вьетнамцы и покупали сельдь, вымачивали ее и жарили. Самое интересное, что вьетнамцы, знакомые с той жизнью в русских городах, когда приезжают в Россию, то ностальгируют — жарят селедку, покупают наш черный хлеб, сгущенку и тушенку… А как люди они — очень хорошие, вежливые, добрые и порядочные. Ведь несмотря на то, как им было трудно в СССР и в России в девяностых, как их обижали и грабили, никто из них не ушел в криминал! А потом многие остались в России, занялись бизнесом, - рассказал Игорь Козмирчук.
Ведут бизнес вьетнамцы в России и сейчас. И даже в Липецке, на вещевых рынках их можно встретить. И не только в роли продавцов или владельцев павильонов с ширпотребом, на рынке «Спутник» они, например, шьют и ремонтируют одежду. Но это уже не те самые вьетнамцы советского и постсоветского времени. Это современные вьетнамцы приезжающие в Россию работать, то есть, обычные трудовые мигранты.
По данным УМВД России по Липецкой области, на сегодняшний день в Липецкой области зарегистрировано, имеют вид на жительство 88 вьетнамцев.
0
0
2
19
4
Комментарии (42)