Общество
5982
04.06.2020 09:46

Михаил Тарасенко: «Уверенно говорю, что и без включения печатного станка денег стране хватит»

Депутат Госдумы от Липецкой области в интервью GOROD48 рассказал о своей работе в условиях самоизоляции и новых «антикоронавирусных» социальных выплатах.

Михаил Тарасенко - первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Именно этот комитет стал ключевым в парламенте во время эпидемии COVID-19, так как, с одной стороны, его члены первыми узнают о предложениях президента и правительства о мерах поддержки граждан в условиях спада экономики, с другой - получают информацию от своих избирателей, попавших в сложные жизненные обстоятельства в связи с коронавирусными ограничениями.

Как работает Госдума сегодня. Как оценивает работу правительства по новым социальным выплатам семьям с детьми? Нужна ли стране вертолетная раздача денег? Хватит ли бюджетных средств и накоплений Фонда национального благосостояния на поддержку россиян до окончания эпидемии? Мы попросили Михаила Тарасенко ответить на эти и другие вопросы.

- Михаил Васильевич, в марте руководство Госдумы посоветовало депутатам в возрасте свыше 60 лет отправиться на самоизоляцию. Вы тоже попали в число тех, кто мог бы уединиться на даче. Как вы, законодатель, проводите свое время в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции?

- Я отношусь к тем управленцам, на которых рекомендации по самоизоляции, в общем-то, не распространяются. Поэтому не счел возможным уйти на самоизоляцию в это непростое время. Работаю так же, как и большинство депутатов Госдумы. Это предполагает и очную работу в парламенте, и работу на удаленке. На даче я не бываю, так как там живут внуки. Не хочу рисковать их здоровьем. Поэтому живу в своей московской квартире.

- Однако с середины апреля в разделе анонсов на сайте Госдумы стали появляться сообщения: «Нет мероприятий». В то же время нижняя палата Федерального собрания РФ работает. Как вообще организован лично ваш график?

- Этой весной у нас сократилось количество пленарных заседаний. Это сделано для того, чтобы 450 депутатов реже собирались вместе. Чтобы, соответственно, было меньше шансов заразиться коронавирусом мы использовали маски, сидели на расстоянии полтора метра друг от друга на заседаниях комитетов. Мы получаем материалы, изучаем их дома, решаем, как проголосовать. Очно мы собираемся не часто. Пленарные заседания в апреле и мае проводились реже, чем обычно. Как правило, они не длились больше двух-трех часов, так как в Госдуме не включали вентиляцию, чтобы инфекция, если что, не разносилась по всему зданию. Нас тестировали на коронавирус, и если он у кого-то подтверждался, такой депутат не мог принимать участие в пленарных заседаниях.

На заседания, кстати, выносились, в основном, только законопроекты по оперативному противодействию эпидемии коронавируса, влияющей на социальную обстановку в стране, по поддержке населения в этих обстоятельствах. Работа была достаточно напряженной, но так как большая ее часть велась в онлайн-режиме, высокопроизводительной я бы ее не назвал. Я лично - не сторонник работы на удаленке. Одно дело, когда смотришь собеседнику в глаза, а другое - когда видишь его на экране монитора. Да и к качеству связи порой были большие вопросы.

- Вы - заместитель председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Задачи, входящие в компетенцию комитета, всегда актуальны, а в условиях самоизоляции и вовсе вышли на первый план. Запретительные меры на труд, с одной стороны, стали обязательным условием разобщения людей, мерой профилактики распространения инфекции. С другой стороны, они больно ударили по работникам малого и среднего бизнеса, самозанятому населению...

- Да, далеко не все предприятия смогли обеспечить выплату заработной платы своим работникам. Если в марте большинство это сделало, то потом в тех сферах экономики, которые работают с колес, без задела, возникли большие проблемы. И вы видели, как по нарастающей пошли меры поддержки населения, прежде всего, семей с детьми, по указам президента.

- А потом россияне обвалили сайт госуслуг, ведь сразу сотни тысяч людей стали пытаться первыми зарегистрироваться для получения «коронавирусных» социальных выплат...

- Конечно, реализация мер поддержки населения пробуксовывала, потому что все делалось в цифровом формате, который, как оказалось, еще далеко не идеален. Но принятые политические решения, направленные на поддержку семей с детьми, инфраструктурных отраслей, работников малого и среднего бизнеса стали достаточно знаковыми событиями прошедшей весны. Государство сделало многое в условиях пробуксовывания экономики, чтобы поддержать население.

- Путинские выплаты на детей в возрасте от трех до 16 лет, кажется, стали первым опытом того, что на Западе называют вертолетной раздачей денег - всем без исключения...

- Действительно, таких мер поддержки семей с детьми, когда вот так, без учета уровня их доходов, всем дадут по 10 тысяч рублей на ребенка, еще не было. Кстати, я с самого начала обсуждения таких мер поддержки был противником вычисления тех, кому что-то положено, исходя из его уровня дохода, а кому- нет по всем выплатам. Когда начинали делить проценты от прожиточного минимума… Я уверенно говорю о том, что на администрирование этих сумм, на определение, относится ли семья к числу бедных, на все это будет потрачено колоссальное количество времени чиновников. И первым примером, когда решили не делить семьи на на богатых и бедных, стало решение обеспечивать горячими завтраками всех учеников 1-4 классов. Это было абсолютно правильное решение. И притом не так уж много у нас молодых семей с детьми, у которых уровень дохода выше, чем предполагается нормативными актами. Более того, такая градация будет провоцировать людей на «серые» заработные схемы. Пусть я, дескать, заработаю на сто рублей меньше, но за счет этого я получу выплату! А количество семей, у которых доходы высокие, очень мало.. Идея в том, что мы больше потратимся на выискивание богатых.

Примерно такой же подход мы увидели в доплатах медикам, работающим с больными коронавирусом, по фактически отработанному времени. Вместо того, чтобы просто выплатить врачам, медсестрам, фельдшерам деньги, начали высчитывать часы и минуты их работы с инфицированными! Надо отдать должное министру здравоохранения: как только мы на Правительственном часе донесли до Михаила Мурашко эти возмутительные факты, он тут же отреагировал. Вы все видели, как жестко поддержал эту линию Владимир Путин, потребовав выплатить средства без секундомеров в полном объеме. И хотя неповоротливость на местах случается, ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону.

- А у нас до сих пор при назначении социальных выплат высчитывают проценты от МРОТа! В апреле, например, в Липецком областном Совете приняли решение об оказании малообеспеченным семьям с детьми в возрасте в возрасте от трех до семи лет такой дополнительной меры поддержки как выплаты в 4920 рублей. Как взялась эта сумма? Депутаты решили, что размер такой выплаты «составит 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в Липецкой области за второй квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением. Помощь получат семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Липецкой области за второй квартал года, предшествующего году обращению за назначением ежемесячной выплаты на ребенка». Вот ведь формулировочка!

- Областной совет вынужден был принимать такое решение, потому что деньги на эти выплаты - региональные, а идеология формировалась в федеральном центре. Если бы область поступила по другому, она бы лишилась субсидий из федерального бюджета. Я лично сторонник другого подхода. Считаю, что в России очень занижена цена труда. Прежде чем говорить о вертолетной раздаче денег, нужно создать такие условия, чтобы минимальная заработная плата соответствовала не уровню биологического выживания (а у нас именно это заложено в прожиточный минимум), а стандартам XXI века. И это вполне осуществимо для нашего государства. Но пока в российский прожиточный минимум не включаются ни расходы на автомобиль, ни расходы на Интернет, а учитывается только питание по минимуму и товары в процентах от этого скудного питания.

Я постоянно слышу сказку о низкой в нашем Отечестве производительности труда. Возьмем, например, таксиста. Его производительность труда считается ведь не по намотанным им километрам, а по тому количеству денег, которые он собрал с пассажиров. Все же зависит от того, кого этот таксист возит - богатых или бедных клиентов. Во Франции уровень заработной платы значительно выше, значит, и тарифы на такси там выше, чем у нас. И поэтому не надо говорить, что у французского таксиста в четыре раза выше производительность труда, чем у российского! Вот это все - от лукавого! Производительность труда россиян в разы не отличается от западной.

Прежде чем говорить о вертолетной раздаче денег, мы должны добиться достойной заработной платы для россиян. Когда я слышу плач о непосильном налоговом бремени, которое ложится на заработную плату… Есть люди, в которых заложена предпринимательская жилка, есть этот дар, и в Липецке масса таких людей. А есть такие, у кого этого дара нет. И дело не в налогах. Дело - в отсутствии способности к этой очень непростой работе, в неумении быстро реагировать на изменения, видеть тенденции и одновременно держаться своей стратегии. И когда такой горе-предприниматель не выполняет свои обязательства перед наемными работниками, партнерами, потребителями, у него виноваты все и вся: «непосильные» налоги, власть, все, кроме него! В России, кстати, налоги значительно ниже, чем на Западе. Не можешь платить наемным работникам достойную «белую» зарплату, займись чем-то другим. Тем, что у тебя получается. Может быть, ты талантливый музыкант, спортсмен, наемный сотрудник, менеджер. Конечно же, я говорю о тенденциях. В реальной жизни бывает всякое, и целенаправленное разорение конкурента, и многое другое… И все же вопрос цены труда должен быть приоритетным для предпринимателя.

А раздача денег нужна определенным категориям населения. Прежде всего, молодым семьям с детьми. Нужна помощь наемным работникам, чье начальство уже расписались в неспособности выплачивать зарплату. Я считаю нашей ошибкой принятие решения об отсрочке обязательных платежей в социальные фонды. Нужно их вообще отменить на период эпидемии коронавируса для тех предприятий, которые по объективным причинам оказались в сложной ситуации. Если будет не отмена, а отсрочка, то потом это обернется для населения неоправданным ростом цен на товары и услуги.

- В интервью одному изданию вы заявили, что «людей достает излишний бюрократизм и волокита при реализации их прав» при получении социальных выплат. Что вы имели в виду?

- То, например, как сформированы нормативные документы для получения таких выплат. Вот для получения помощи из бюджета на детей родителям надо иметь СНИЛС на ребенка. Зачем он? Попробуйте сейчас, в условиях самоизоляции, работы на удаленке органов соцзащиты получить на маленького ребенка СНИЛС! Это непросто. Почему бы не ограничиться свидетельством о рождении? Этот бюрократизм заключается в том, что без некоторых документов можно и обойтись. В течение первых дней Госдума была завалена звонками рассерженных людей, у которых не было какой-то бумажки, без которой они не могли подать заявление на детские выплаты. Плюс сбои в программах, что всех очень раздражает.

- Россия переживает идеальный шторм. Все один к одному: коронавирус, падение цен на газ и нефть, тысячи неработающих предприятий. Хватит ли у государства денег, чтобы помочь всем нуждающимся?

- Все зависит от того, насколько долго это все будет продолжаться. Ясно, что скоро не закончится. В Липецкой области режим самоизоляции продлен до 20 июня, например. Ситуация более чем непростая. Могу сказать, что в Фонде национального благосостояния в апреле было более 12 триллионов рублей, что равно двум третям от доходной части бюджета РФ. Поэтому я полагаю, что если этот самый, как вы говорите, идеальный шторм будет продолжаться до осени, а не исключено, что и до зимы, то особых проблем с источниками финансирования выплат не возникнет. Если же пандемия в этом году не закончится, а этого исключать нельзя, то в будущем году первоочередной задачей станет поддержка населения. И тогда надо будет пересматривать некоторые расходы. Надо ли будет в 2021 году обязательно достраивать условно космодром «Восточный»? Надеюсь, что решение будет принято с учетом условий и здравого смысла.

Уверенно говорю, что в этом году без включения печатного станка денег стране хватит. На все начавшиеся выплаты деньги в бюджете есть. Я смотрел все материалы, я знаю.

- У нас есть охочие до бюджетных средств госкорпорации уже с многомиллиардными долгами. Не будет ли желания у руководителей этих монополий наложить лапу на средства Фонда национального благосостояния? Мол, благодаря нам и появилась эта кубышка, и нам ее и тратить?

- Есть такая поговорка: съест то он съест, да кто ж ему даст! Я знаю, что ни одна из представленных в Госдуме фракций не согласится на такой подход. Думаю, это нереально.

- Спасибо за интервью, Михаил Васильевич!

фото:duma-er.ru
0
0
0
0
0