Мирон Мордухович: «Эстакада на площади Победы должна разгрузить транспортное кольцо»
В начала ноября московская компания «Строй Инвест Проект», выигравшая конкурс на разработку новой концепции транспортного узла на площади Победы, представила несколько вариантов решения этой проблемы.
Стоит отметить, что липецкие власти давно озабочены проблемой снятия перегруженности транспортного кольца в районе Центрального рынка. Например, главный архитектор института Мирон Мордухович предложил простроить мост-эстакаду на центральной транспортной развязке. Об этом проекте и других планах усовершенствования архитектурного облика Липецка Мирон Владимирович рассказал корреспонденту GOROD48.
В макетной мастерской «Липецкгражданпроекта» ощущаешь себя Гулливером: крошечные пенопластовые домики, мостики, деревца на широком зеленом поле – это Липецк будущего.
Гулять по этому игрушечному Липецку вместе с его создателем Мироном Мордуховичем очень интересно. Вот вроде знакомые места, а тут – что-то новенькое, места и виды, которым еще предстоит отложиться в нашей памяти. Макет из пенопласта не имеет ничего общего с «воздушными замками». Это не мечты, а планы.
- Вот этот мост-эстакада, расположившись в самом центре площади Победы, должен значительно разгрузить забитое транспортом кольцо, - говорит Мирон Владимирович. – Внизу будут ходить городские автобусы и троллейбусы, а по мосту помчатся автомобили.
- Мы с нашими транспортниками стали размышлять – что еще можно сделать в этом направлении? – продолжает главный архитектор. – Построить еще несколько подземных переходов через улицы Неделина, Первомайскую и Советскую? Слишком дорого. Сделать наземные переходы с лестницами? Не слишком удобно для пешеходов. Обустроить их эскалаторами? Опять дорого! В конце концов, родилась идея с помощью эстакады сделать эту транспортную развязку двухуровневой, что значительно снимает нагрузку на площадь. Возможно, в Московском проекте будет предложено более оптимальное решение.
Эстакада, воплощенная пока в картоне, - это пока лишь предложение проектного института, которое пока не принято властями. Однако на макете она выглядит такой реалистичной и добротной, что кажется, по ней сейчас поедут крошечные машинки. Интересно было бы взглянуть на нее в реальную величину!
Нарисовать план Липецка главный архитектор может с закрытыми глазами – сказывается и профессиональный опыт, и 56-летняя история сосуществования Мирона Владимировича с этим городом. Архитектор, который наблюдал, как населенный пункт за полвека вырос в восемь раз, имеет право говорить о нем, почти как о человеке: «Когда Липецк был маленький…»
Итак, когда Липецк был маленький, улица Зегеля смотрелась по сравнению с другими едва ли не Невским проспектом: только здесь была булыжная мостовая. Тянулась она прямиком до кладбища (где сейчас площадь Героев), и упиралась в арку ворот. А вдоль улицы Плеханова старушки на завалинках у маленьких домиков щелками семечки.
После элегантной, с европейским лоском Риги, где Мирон Мордухович несколько лет учился в Латвийском государственном университете, провинциальный Липецк показался ему хоть и милым, но безнадежно глухим местом. Но не уехал, потому что упросила остаться жена-липчанка, да и команда архитекторов и планировщиков в тот момент в городке подобралась очень уж хорошая. И поле для деятельности было непаханое: патриархальному Липецку предстояло в том самом 54 году стать центром целой области.
Хотя, наверное, все сложившиеся обстоятельства – и есть результат Божьего провидения, которое не раз давало о себе знать на жизненном пути Мирона Мордуховича. Во время войны они с мамой бежали из польского местечка Желудок, потому что подступающие немцы не пощадили бы семьи коммуниста (отец Мирона всей душой был на стороне Советов). Потом чудом спасшиеся Мордуховичи узнали, что немцы, придя на их родину расстреляли полностью все еврейское население местечка.
Если бы не война и связанные с нею перипетии, вряд ли бы Мирон стал архитектором, потому что он, потомок кузнечного клана, в детстве о такой профессии даже не слыхал.
- Я мечтал стать военным моряком, чтобы поражать воображение девушек своей красивой формой, кортиком и выправкой, - вспоминает Мирон Владимирович.
Но мама приятеля однажды сказала: «Мирон, да ведь тебе нужно учиться на архитектора, ты же так хорошо рисуешь!» И Мирон Владимирович сходу поступил в Латвийский университет, получив твердую пятерку по рисунку.
Потом, уже в маленьком пыльном Липецке, Мирон Мордухович, еще отчаянный в силу молодости, полез измерять рулеткой колокольню собора в центре городка и пару раз почувствовал, как шатко его положение на этой внушительной высоте. Казалось – вот дунет ветерок чуть посильнее – и… Но все обошлось, потому что Мирону Владимировичу предстояло делать из Липецка город-сад, и Божье Провидение, видимо, об этом тоже заботилось и оберегало архитектора-верхолаза.Среди первых «крупных» проектов Мирона Владимировича в Липецке начала 50-х – несколько двухэтажных домов и овощной магазин на улице Ленина.
- Тогда выбор стройматериалов был невелик: серый силикатный кирпич, бетонные плиты, - вспоминает Мирон Владимирович. – И с этим набором как хочешь, так и твори. А сейчас ассортимент огромный, сейчас можно практически все! Благодаря нынешним возможностям в плане архитектуры и дизайна мы смогли вымостить набережную красивыми волнообразными плиточными узорами. Фонтанный комплекс на Петровском спуске мы делали вместе с греками. Причем, просчитывать и рисовать эти ячейки, из которых бьет вода, пришлось несколько раз, так как из-за неверно подобранного размера вода не бежала такими аккуратными бурунами, а перехлестывала, и весь вид портился. Реализовывать многие проекты было сложно, но мне всегда везло на хороших строителей.
Если на заре своей карьеры в Липецке Мирон Владимирович ремонтировал Собор в качестве музея, то позже ему довелось работать над храмами разных конфессий, которые выполняют свое истинное предназначение – мест для сбора верующих и молитв. И православные храмы, и синагогу он проектировал и строил с одинаковым вдохновением, бесплатно.
- Я бы с удовольствием спроектировал бы и мечеть, если бы мне заказали! У мусульман очень интересная архитектура, - говорит Мирон Владимирович.Кстати, эстакада на площади Победы – не единственный крупный проект среди нынешних планов главного архитектора.
- На улице Советской осталось несколько старых трех- и четырехэтажных домов, которые уже нет смысла ремонтировать, проще снести, - рассказывает Мирон Владимирович. – На их месте, как я надеюсь, вырастут три жилых комплекса в тридцать этажей. Еще один 30-этажный дом мы хотели бы разместить на пересечении улиц Горького и 8 Марта. Пока таких «небоскребов» в Липецке нет – есть только в 20 этажей.
Эти высотки уже украшают картонно-пенопластовый макет игрушечного Липецка. Как и аккуратная многоступенчатая лестница, которая в будущем должна облагородить Верхний парк. Таким образом, будет проложена дорога к нижним уютным аллеям, которые сейчас незаслуженно заброшены и также нуждаются в расчистке.

- Мы планируем также продлить улицу Горького, проложив мост через лог, - продолжает экскурсию по Липецку будущего наш собеседник. – Этот проект уже занесен в генплан. Мост позволит водителям сократить движение с улицы Гагарина в сторону Левого берега.

Сейчас Мирон Владимирович в свободное от генплана время пишет книгу – о том, как «Липецк был маленьким», и о том, как он сам «растил» его до того состояния, в котором мы его знаем.





Комментарии