Общество
6210
15.11.2010 17:01

Будущее криминалистики: субъективный портрет в 3-D формате

У липчанки Аллы Быковской профессиональная память на лица. Это и немудрено: она – эксперт-криминалист Областного Управления внутренних дел.

Уже около пяти лет Алла занимается составлением так называемых субъективных портретов – так в милицейской практике называют воссоздание образа по словесному описанию внешности. 

Неуклюжий термин «фоторобот» появился в нашем лексиконе в 80-е, благодаря советским фильмам о буднях милиции. Многие помнят, как на большом светящемся экране с помощью слайдов следователи вместе с криминалистами создавали этакую мечту Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»
Заместитель начальника экспертно-криминалистического центра УВД по Липецкой области Владимир Тянутов в органах внутренних дел служит уже больше 25 лет и времена слайдов с отдельными ушами, носами и глазами помнит отлично. 

- Портрет из слайдов выглядел весьма условным, символичным, составить изображение, близкое к оригиналу было нелегко - рассказывает Владимир Валентинович. – Позже для воссоздания внешности преступника мы стали пользоваться другим методом: из огромного количества фотографий вырезали части лица и комбинировали их вручную. Несколько лет назад в наше распоряжение поступила индийская программа для составления субъективных портретов с комплектом техники. Но образы, получавшиеся при ее использовании, мало походили на людей, несмотря на то, что лица выглядели объемными. Скорее они напоминали манекенов или кукол из пластилина. 

С тех пор техника шагнула далеко вперед и российские коллеги Шерлока Холмса наконец обрели возможность с помощью инновационных компьютерных программ составлять портреты такой точности, что язык не поворачивается назвать их архаичным словом «фоторобот». 

- Термин «субъективный портрет» гораздо точнее отражает суть процесса, - замечает Алла Быковская, - потому что каждый потерпевший воспринимает преступника именно субъективно.

Индивидуальность восприятия порой может ввести в заблуждение криминалистов и оперативников, но ненадолго. Так, бабушка, которой уже восемьдесят с лишком, описывая преступника, называет его «парнем молодым», а на деле оказывается, что виновному лет 40-50. Понятно, что из-за разницы в годах он для старушки – пацан. 

Детям также очень трудно определить возраст другого человека, им 16-летний подросток кажется дядей. 

Нельзя сказать, что женщины наблюдательнее мужчин, или наоборот. Все зависит от того, насколько очевиден был зрительный контакт с преступником. 

Несмотря на то, что компьютерный субъективный портрет сейчас могут сделать со слов потерпевшего в любом отделении милиции, криминалисты считают, что граждане недостаточно полноценно используют этот шанс. Иными словами, возможности габитоскопии (направление в криминалистике, детально изучающее внешний облик человека) обыватель частенько недооценивает. 

- Одному жалко тратить свое время на составление портрета, другой не верит, что это поможет в расследовании, третий просто не хочет лишний раз испытывать стресс, вспоминая в деталях облик преступника, - говорит Алла Быковская. 

И напрасно – утверждают криминалисты. В поимке злоумышленника субъективный портрет всегда играет свою решающую роль. 

Для примера мне демонстрируют составленный по описанию портрет цыганки-мошенницы, и я поражаюсь его сходству с реальной фотографией той же женщины, которую с помощью портрета удалось поймать. 

С помощью современных компьютерных программ, которые разрабатываются программистами специально для экспертно-криминалистического центра МВД России, субъективные портреты порой трудно отличить от фотографии реального лица. Так, был случай, когда инспектор ПДН, зайдя в отдел криминалистов, увидел случайно распечатанный субъективный портрет одного преступника, приготовленный для передачи следователю, и воскликнул: «Ой, да это же Серега! Это ж наш подопечный, с моего участка персонаж!» При проверке оказалось, что виноват в совершенном преступлении был именно тот самый Серега. Вот какого портретного сходства можно добиться при слаженной работе криминалистов с потерпевшими. 

Эксперты подчеркивают, что искреннее желание помочь следствию в поимке нарушителя закона подчас творит чудеса. 

- Однажды мы составляли субъективный портрет преступника со слов 8-летней девочки. Речь шла о тяжелом преступлении – покушении на насильственные действия сексуального характера, - рассказывает Владимир Тянутов. – Мама девчушки нас предупредила, что у дочки очень плохое зрение. Но, тем не менее, девочка смогла так точно описать нападавшего, что по данному портрету его задержали спустя несколько дней. 

Максимальное количество субъективных портретов преступника, составленных по описаниям разных потерпевших, дает криминалистам возможность точнее определить типаж его внешности. Потому и призывают сотрудники УВД граждан не пренебрегать возможностью воссоздать облик обидчика. Тем более, если учесть, что грабежи, особенно касающиеся хищения сотовых телефонов, злоумышленники чаще всего совершают не однажды. Как правило, на совести каждого пойманного грабителя – несколько эпизодов хищения. 
- У нас был случай, когда мы с одной женщиной-таксисткой составляли портрет клиента, который ее изнасиловал, - рассказывает Алла Быковская. – Несмотря на то, что воспоминания о случившемся были для нее стрессом, она вела себя очень достойно и спокойно. Отставив эмоции, она сосредоточилась на деле.  

Служба у экспертов, может, и не так опасна, как у оперативников, однако, не менее трудна. Обработка информации и изучение вещественных доказательств – это ежедневный кропотливый, иногда даже монотонный труд. На работу в экспертно-криминальные центры берут обычно специалистов разного профиля, от техников до гуманитариев. Помимо юристов здесь приходятся к месту толковые химики, биологи, физики, и даже специалисты в сфере финансов. 

Несмотря на тот высокий технический уровень, который сейчас доступен составителям субъективных портретов, им есть о чем мечтать. Эксперты-криминалисты ждут того момента, когда воссоздавать образ преступника можно будет в формате 3-D.

Елена Фролова.
Фото Алексея Щурова.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку файлов cookie
подтвердить