Общество
26240
09.12.2023 09:19
84
А знаете ли вы, что в Липецком зоопарке жила бегемотиха, которая загадочно пропала

Недавно липецкий зоопарк отметил 50-летний юбилей. Он, пожалуй, остается одним из главных брендов Липецка, а новости об обитателях зоопарка одни из самых популярных. На протяжении многих лет липчане вспоминают и о самом крупном обитателе зоопарка — гиппопотаме. Точнее бегемотихе. А вот куда на рубеже девяностых годов пропало животное до сих пор не известно. Все были уверены — Стеллу, так звали липецкую бегемотиху, продали в другой зоопарк. Но это не факт!
Зоопарк появился в Липецке благодаря председателю горисполкома Николаю Яхонтову. В конце 60-х начале 70-х годов прошлого века при станции юных натуралистов в Нижнем парке работал живой уголок. К 1972 году животных стало много, понадобились большие клетки, и начался их монтаж, а в 1973 году, благодаря энтузиазму Николая Яхонтова, живой уголок юннатов стал зоопарком. 29-м по счету в РСФСР.
— Вы знаете как я нашел первого директора зоопарка? Приезжаю из Египта под впечатлением от зоопарка Каира. И как-то вижу, гарцует по улице на белом скакуне элегантный наездник! Я ему: «Тпрррруууу! Стой! Ты кто такой?». Оказывается, один из артистов приехавшего в Липецк на гастроли цирка, дрессировщик Анатолий Крепышов. Я ему прямо с ходу пообещал квартиру дать, если останется создавать зоопарк в Липецке. Ну, он, поломался немного для порядка, и согласился. У него на тот момент было уже трое детей, и пришлось городу обеспечить его трехкомнатной квартирой. Так вот появился зоопарк в Липецке, — рассказывал Николай Яхонтов GOROD48 накануне 40-летия зоопарка.

На одиночке с медведем едет Анатолий Крепышов, которому Николай Яхонтов сказал однажды «Тпрууу!»

Фото: ok.ru/lipetskvch
Кроме Липецка, зоосады были в Задонске, при интернате для слепо-глухонемых, и в Ельце, при железнодорожной школе-интернате №8. Причем в елецком железнодорожном интернате содержали 27 видов животных, в том числе бурого медведя и волков.
Стоила бегемотиха как «Жигули»
В конце 1974 года, газета «Ленинец» впервые упоминает о появлении в зоопарке гиппопотама — самки по кличке Стелла.

Газета, которая дошла до архива липецкой областной научной библиотеке в весьма «израненном» виде публикует и фотографию Стеллы.
Где зоопарк купил животное уже не узнать. Тех, кто работал в нем тогда, возможно нет уже в живых, как и его первого директора — Анатолия Крепышова. Он умер совсем недавно, по некоторым данным, от ковида, но до конца своих дней держал на придомовом участке животных, даже медведей.
О бегемотихе в миниатюре «Стелла», написанной как раз в 1973 году, рассказывает писатель Алла Волкова:
«Очаровательное создание, полное своеобразной грации и даже (я не боюсь этого слова!) изящества. О ней кричали афиши, приглашавшие посетить зоопарк и познакомиться с новым его обитателем. Юная бегемотиха по имени – так не хочется говорить по кличке – Стелла.
О ней можно рассказывать часами. Но сообщу только о моём последнем посещении этого создания.
Я скармливала ей батон – она с готовностью открывала свою улыбчивую пасть с четырьмя (ровно четырьмя, я посчитала!) зубами, – и служитель сообщал подробности её жизни. Оказалось, что живёт она одна, потому что бегемота «попробуй-ка достань», что существо она на редкость нежное и привязчивое, что стоит она пять тысяч…
Тут посетительское окружение глухо охнуло и возмущённо разошлось, а немногие оставшиеся принялись обсуждать, что лучше: «Жигули» или бегемот...»
Свирепый нрав бегемотиха смирила, липчане — нет
Судя по газетным публикациям, вела себя Стелла по приезду в Липецк беспокойно. И вот однажды «Ленинское знамя» констатировало: «…За лето в зоопарке произошло много интересного. Заметно подрос ягуарчик Дон взятый из Гродненского зоопарка. Бегемотиха Стелла смирила свой свирепый нрав и сейчас спокойно выходит и заходит в клетку...»
Затем много лет пресса не писала о Стелле ничего. Только в 1976 году сообщалось, что за зоопарком начато строительство слоновника и бегемотника.
«Тесно в маленьком сарае подросшему бегемоту… Владимир Гаврилович (Еськов, второй директор зоопарка, прим.) показывает место, где уже забиты сваи для будущих слоновника и бегемотника...»
Эта история продлилась, как мы знаем, до наших дней, слонобегемотник так и не был построен. Двухэтажная коробка долгие годы стояла в зарослях за территорией зоопарка, снесли ее только в августе 2018 года.
В 1977 году сообщалось, что Владимир Еськов подыскивал бегемотихе пару и собирался купить жирафа. Но ни пару Стелле, ни жирафа купить так и не удалось

А в 1978 году в газете «Ленинское знамя» вышла заметка о поведении некоторых посетителей зоопарка. В ней Е. Григорьева пишет:
«Как-то наблюдала такую безобразную картину: четверо изрядно подвыпивших парней в возрасте 18-20 лет начали издеваться над животными, буквально, с первых шагов осмотра. Взяв у девочки, стоявшей рядом с нами, булку, они затолкали в ее середину камень и бросили в клетку медведя. Дойдя до вольера верблюда, пытались рассердить его, швыряя все, что попадалось под руки. Не ограничиваясь этим, они вооружились палкой и стали толкать ее в доверчиво открытую бегемотом пасть. Если до этого мы делали хулиганам просто замечания, на которые они отвечали усмешками, то возле бегемота разыгрался настоящий скандал. Мой брат попытался серьезно призвать к порядку парней, на что в ответ услышал: «Замолчи, парень, а то и тебе заткнем глотку...»
Как бегемотиха превратилась в моржа, а потом просто исчезла
Затем, несколько лет пресса практически ничего не будет рассказывать о липецкой Стелле. Как ей жилось, мы, увы, не знаем. Липчане постарше, наверняка, вспомнят тесный бассейн, пузыри на поверхности, и выныривающую Стеллу. Она и впрямь была доверчивой, раскрывала пасть, в которую посетители кидали не только хлеб, но часто сигареты и камни.
В олимпийский 1980 год в «Ленинском знамени» вышла статья, рассеивающая розовые облака над зоопарком. Публикация называлась «Трудно зверям в зоопарке».
«Плохо приходится бегемоту, крокодилам, обезьянам, да и некоторым пернатым… Привезенная в 1973 году десятимесячная бегемотиха Стелла (впервые мы узнаем в каком возрасте была приобретена Стелла, прим. ред) увеличилась в весе в три раза. Старая ванна не удовлетворяет двухтонную красавицу. И минувшей зимой гиппопотам вел образ жизни моржа, лежа под водой, покрытой сверху льдом...»
Статья изобиловала скептицизмом, в ней признавалось, что зоопарк не приспособлен для содержания животных.

И вновь наступает долгая пауза: о Стелле в следующий раз липецкая пресса напишет только в 1991 году. Газета «Ленинец» сообщила такую информацию:
«У нас еще есть новость, — рассказывает директор зоопарка Анатолий Серафимович Коробов, — звонили из ростовского зоопарка и сказали, что у Стеллы скоро будет приплод.
Стелла — гиппопотам. Полтора года назад она загрустила в одиночестве и пришлось отправить ее в Ростовский зоопарк, где томился без подруги бегемот».

В поисках Стеллы
В поисках следов Стеллы мы обратились в зоопарк Ростова. В нем нас сначала обнадежили, пообещав поговорить со своими ветеранами, а в конце ноября сообщили, что в Ростовском зоопарке гиппопотамов никогда не было, а только карликовые бегемотики.
Во многих источниках, описывающих историю липецкого зоопарка, есть еще одна версия исчезновения Стеллы. Якобы она была продана в зоопарк украинского города Николаев. Эту информацию даже поместил в свою книгу, посвященную юбилею зоопарка, его нынешний директор Александр Осипов. Конечно, коренной тамбовчанин не мог знать, что было за 10 лет до его прихода в дышавший на ладан зоопарк, из которого он позже сделает гордость города.
Увы, бегемотиха Стелла из зоопарка украинского Николаева, оказалась тезкой нашей Стеллы. Николаевская Стелла приехала из Риги в 1977 году, была на виду прессы, так что перепутать их невозможно. Умерла николаевская бегемотиха в 2008 году, оставив вдовцом самца Казимира.
Нам, впрочем, удалось найти еще одно упоминание о продаже липецкой Стеллы. Небольшую заметку о ней в 2000-м году разметила газета «Местное время». За достоверность этой истории не ручаемся, но физиология бегемотов действительно устроена таким образом.

Накормили иголками и потом погибшую тихо прикопали?
Возможно, также, что Стеллу и не продавали, а животное погибло в Липецке. В 1990-м году администратор воронежской филармонии Евгений Коротких издал повесть «Черный театр лилипутов». В ней он описывает изнанку цирковой и эстрадной гастрольной жизни советского времени на примере цирка лилипутов «Мойдодыр» выдуманной Куралесинской филармонии. Как говорили критики, автор (умерший в 2007 году, прим.ред) написал скорее автобиографический роман. Кстати, Воронеж в советское время был центром жанра лилипутов, артисты маленького роста даже жили вместе в небольшом микрорайоне. В одной из глав повести речь идет о городе Счастье, куда с гастролями прибыл «Мойдодыр». В этой главе упоминается бегемотиха Стелла и зоопарк, расположенный под окнами гостинцы — чем не наш «Турист» с его окнами, выходящими как раз на зоопарк? Добавим также, что воронежские лилипуты часто гастролировали в Липецке.
«— Женек! А помнишь город Счастье? — спрашивал я Пухарчука, пытаясь хоть как-нибудь встряхнуть его.
— А-а! — тут же вскакивал он. — Стелла! — и грустнел.
Бегемотиха Стелла была нашей с ним любимицей. Мы работали в Счастье весь май, и под нашей гостиницей, в центре города, был расположен зоопарк. Только я приходил с заделки, прибегал Женек с двумя буханками хлеба и орал:
— Давай быстрее! Она уже заждалась!
Пухарчук всегда брал взрослый билет и громко возмущался, когда ему давали детский. Но потом нас начали пропускать бесплатно, признав за своих.
Стелла, едва завидев нас, открывала пасть и приветствовала громким зеваньем. Кормить ее было просто наслаждением.
— Почему так плохо кормят бегемота? — взволнованно кричал Пухарчук, когда огромная Стелла выбиралась из ванны и на коротких ножках шустро ковыляла к нам с открытой пастью.
— Ага! — верещал Женек, бросая туда полбуханки.
— Ага! — орал я, кидая в пасть свою буханку. — Ого!
Кроме своей любимицы, мы в зоопарке никого не признавали. Грязь, вонь, сумасшедшие животные с остановившимися глазами.
Нам оставалось несколько дней до отъезда. В тот вечер на город Счастье обрушился роскошный солнечный закат. Огромное кровавое зарево разлилось по нежно-синей дали горизонта. Женек с буханками хлеба под мышками с нетерпением ждал меня возле гостиницы. Мы пронеслись мимо контролеров, которые что-то пытались нам крикнуть вдогонку, подбежали к клетке — а привычного оглушительного зеванья не последовало. Женек первым врезался в перегородку. Я за ним.
Ванна была пуста. Если бы Стелла погрузилась, мы бы знали: по каким-то пузырькам и еще по какой-нибудь чертовщине, а сейчас ее не было… не было!
— Где же она? — недоуменно прошептал Женек.
— Не знаю, — пожал я плечами.
— Вы здесь не видели бегемота? — подбегал Женек к прохожим.
Те смотрели на него с любопытством, уходили и оглядывались.
— Вы не видели здесь бегемота?! — носился возле клетки Женек, морща носик.
К нам подошла контролер, которая всегда весело улыбалась, когда мы проносились мимо нее. Она посмотрела колючими глазами на наши буханки, взяла одну и разломила ее пополам.
— После вашего ухода, — показались на ее глазах слезы, — кто-то напихал в хлеб иголок и бросил Стелле.
Пухарчук страшно завизжал, словно его полоснули ножом по шее.
— Да, — заплакала женщина. — Стеллу так и не спасли. Она легла на дно ванны и больше не показалась.
Я еле отодрал Женька от клетки. До гостиницы нести его пришлось на руках….», — писал Евгений Коротких.
Своими предположениями мы поделились с заведующей отделом просветительской работы липецкого зоопарка Ольгой Кривошеевой, и она с грустью согласилась, что исключить, того, что бегемотиха могла действительно погибнуть, а потом, чтобы не будоражить население ее по-тихому похоронили, нельзя.
Евгений Федерякин
Главное фото из книги А.И. Осипова «Вторая жизнь зоопарка»

0

0

0

0

0
Комментарии (84)