Олег Королев сдал позиции в национальном рейтинге губернаторов
Глава Липецкой области опустился с 31 на 36 место, но политологи не считают, что это проблема для губернатора.
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь месяцы 2018 года.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности.
В итоге исследования и анкетирования липецких экспертов, глава Липецкой области по итогам мая-июня занял 36 место и включен во вторую группу губернаторов. По итогам марта-апреля, Олег Королев занимал место чуть выше -31-е. Однако в этих колебаниях и включении в более значимую вторую группу российских глав регионов не означает каких-то проблем для главы или региона.
По мнению политолога, профессора кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Александра Скиперских, У Липецкой области репутация достаточно спокойного субъекта РФ, не сотрясаемого скандалами и громкими поводами, привлекающими внимание со стороны федерального центра.
- Именно подобное позиционирование Липецкой области тесным образом связано с длинным электоральным циклом Олега Королёва, - рассказала Александр Скиперских агентству «Национальный рейтинг». - Он тонко чувствует политическую конъюнктуру, не позволяя сомневаться в себе как в ключевом политическом акторе и арбитре. Олег Королёв сумел убедить Кремль, что справляется с возложенными на него функциями и является незаменимым губернатором.
Политическое значение Королёва необходимо рассматривать в контексте выстроенного им регионального политического режима, который, по сути дела, не является конкурентным. Политическая конъюнктура федерального центра и тренд на стабильность служат для губернатора важными нарративами, позволяющими осуществлять власть в неконкурентной среде.
Как мы видим, наличествующие вызовы пока не являются достаточными, чтобы поставить под сомнение губернаторство Олега Королёва, подорвав доверие к нему. Хотя такие поводы периодически возникают. В окружении губернатора есть проблемные фигуры, притягивающие негативные оценки. Ряд примеров из региональной политической жизни показывают, что позиции губернатора могут ослабляться в случае появления проблем у представителей его элиты – это и энергетические конфликты (арест Александра Конаныхина), и ситуация с ипотечной структурой ЛИК и её топ-менеджером Валерием Клевцовым. В настоящий момент тема обманутых дольщиков вышла на федеральный уровень.
Олег Королёв контролирует все муниципалитеты, и ни в одном из них сегодня нельзя увидеть потенциал для недовольства. Все главы районных администраций едва ли не полностью зависимы от него. Некоторые муниципалитеты возглавляются родственниками. В Липецкой области не отмечается ситуация, когда главы администраций являются креатурами крупного бизнеса. Это поставило бы под сомнение централизованную модель, замкнутую на Соборную площадь. Бизнес и политика в области практически разделены, а если у какого-то представителя бизнес-элиты и присутствуют политические интересы, то это является скорее неким статусным утешением и прикрытием.
Каким бы ни было отношение населения к фигуре губернатора, в условиях современной России оно не является сколько-нибудь определяющим, потому как власть научилась контролировать политический дискурс в ситуации, когда есть реальный дефицит легитимности. С другой стороны, реальный рейтинг Олега Королёва достаточно сложно измерить, не избежав обвинения в ангажированности «за» или «против». В целом, по нашему мнению, власть и общество живут в двух различных реальностях, сложно согласуемых между собой, что порождает многочисленные размежевания и может служить некими проблемными местами в дальнейшем.
Что-то подобное можно сказать и о представителях интеллектуального сообщества. В окружении Олега Королёва, кажется, всегда мог существовать дефицит мозговых трестов и интеллектуальных сил, формирующих в политическом пространстве региона здоровую дискуссию. Модель, выстроенная Олегом Королёвым, не предполагает этого. Отсюда подобное отношения к экспертным сообществам отмечается и на уровне муниципалитетов, где главы администраций зачастую остаются один на один с проблемами, обладая союзником в лице лояльной бюрократии.
Комментарии (28)