«На Брюсе Ли мы отлично заработали!»
Все ближе то время, когда мы окончательно причислим фотопленку к числу раритетов. «Уходящие вещи» - сейчас так можно назвать и пленку, и пленочный фотоаппарат.
Директор известного в Липецке фотомагазина Лариса Попова помнит времена, когда их торговый зал был переполнен корзинами с выполненными заказами. В корзинах лежали бумажные пакеты с проявленными пленками и готовыми фотографиями. Печатная машина работала по-стахановски. Конец 90-х прошлого века и начало первого десятилетия нынешнего столетия — на это время пришелся настоящий расцвет любительского фото.
- В ту пору мы работали практически без выходных, - вспоминает Лариса. - Магазин не работал только два дня в году — 1 января и в пасхальное воскресенье. В 97 году, когда наш магазин только открылся, печать была только аналоговая, цифровой еще не было.
Забрав свой заказ, покупатели тут же брали одну-две коробочки с новой фотопленкой, для будущих памятных событий. Выбора пленки для обычных потребителей вполне хватало: «AGFA», «Kodak», «Konica», «Fuji». Дилетанты пускали слух: «Кодак» продается в желтой коробочке не зря, на этой пленке все фотографии получаются с «желтинкой». А если поснимать на «Фуджи» (которая в зеленой коробочке), то твой портрет на фото будет в зелень отдавать.
- Это не так, - смеется Лариса Попова. - На самом деле определенная разница была: пленка «Кодак» давала более естественные теплые оттенки, поэтому ее охотно использовали для портретной съемки. А «Фуджи» демонстрировала более контрастные, насыщенные цвета — очень хорошо выходила зеленая листва.
Сейчас, лет 15 спустя, вал заказов на распечатку фотографий в этом магазине уменьшился примерно раз в 50, а это очень красноречивый показатель. Пленку операторы теперь видят крайне редко, чаще принимают «флэшки». Зато есть повод для гордости: фотографии, изготовленные японской машиной для цифровой печати имеют гарантию сохранности в сто лет.
А профессиональный фотограф Андрей Гранин может припомнить и другое: как он своими руками много лет подряд делал то, что потом подхватила аналоговая фотопечатная машина.
Андрей еще помнит, как в фотоаппарат заряжалась кассета, в которую заряжалась пленка, причем, черно-белая.
- Советская пленка марок «Сивма» и «Тасма» профессиональными фотографами считалась не ахти. Показатели у нее были нестабильные. Чешская ценилась, гэдээровская... - вспоминает Андрей. - Уважающий себя спец раздобывал бобину кинопленки и потом частями наматывал ее на кассету и на нее снимал.
Процесс фотопечати напоминал алхимические опыты по добыче философского камня.
Отснятую пленку извлекали из аппарата, опускали в раствор проявителя, потом промывали водой, затем погружали в закрепитель — все это в полной темноте, не то засветишь.
Высушенную пленку заправляли в фотоувеличитель и принимались за печать на фотобумаге. Все это делалось в лаборатории или если дома, то в ванной комнате, но исключительно при красном свете — пленка к нему не чувствительна.
Лист фотобумаги с экспонированным изображением совершало обязательный путь из ванночки с проявителем в емкость с фиксажем, а потом ныряло в воду на промывку.
Высушенные фотоснимки распрямляли, а для большего шика глянцевали — прокатывали специальным валиком на ровной пластине. Эту пластину необходимо было идеально вычистить и даже обработать спиртом.
- Но некоторые недобросовестные мастера иногда жалели спирт на протирку глянцевателя, - задумчиво говорит Андрей Гранин. - И использовали его не по назначению...
А бывший ученик школы № 49 Игорь Загоруйко вспоминает времена этой «пещерной» фотопечати с приятной ностальгией. Ему было 12 лет, когда он и его два приятеля стали почти подпольными миллионерами. И все потому, что одному из мальчиков мама подарила простенький фотоаппарат, самый дешевый, за 15 рублей.
- Потом мой приятель купил фотоувеличитель, тоже самый простой, «Юность», примерно за полтора червонца, - рассказывает Игорь. - Сейчас не помню, кому принадлежала идея, но мы решили печатать и продавать фотографии с популярными киногероями.
Школьники сами того не ожидая набрели на золотую жилу. Шел 1989 год, в страну уже хлынула волна западной видеопродукции. Коммерческий успех предприятия был оглушительным. Огромным спросом у пацанвы пользовались фотографии Брюса Ли в боевой стойке, Арнольда Шварценеггера в роли Терминатора, Сильвестра Сталлоне в образе Рембо. Насмотревшись в видеосалонах фильмов вроде «Месть ниндзя», покупатели породили огромный спрос на фотоизображения японских воинов-невидимок.
Фотомастера дали волю своей фантазии и занялись производством эффектных фотоколлажей. Ниндзя на них были разного достоинства: «Ninja Connection» поднимал над головой меч, а «Ninja Invasion» грозил накладными железными когтями и размахивал «звездочкой»-сюрикеном. Школоту эти шедевры сражал наповал, фотографии буквально рвали из рук.
- Потом мы сделали целый плакат и назвали его «Ниндзя стори», естественно, подписав название английскими буквами, так было круче, - продолжает Игорь Загоруйко. - Деньги мы имели просто невероятные: былое время, когда мы зарабатывали рублей по сто в день! НА заработанные деньги я купил самый крутой фотоувеличитель, который нашел, УПА-725. Он был в специальном чемоданчике, оснащен реле времени — просто мечта! Ради такого бизнеса фотодело я освоил моментально — очень хороший стимул был.
Фотографии с киношными асами боевых искусств шли по цене от 25 до 50 копеек за штуку. Настоящий фурор произвел на рынке сбыта фотоальбом, сделанный из перефотографированного плаката с изображением знаменитого в США гуру культуризма Джо Вейдера. Альбом включал в себя фотографии звезды бодибилдинга и советы по телостроительсву с наглядными схемами. Это великолепие охотно покупали аж за 25 рублей. Это было самое шикарное, самое ценное и дорогостоящее произведение троицы фотобизнесменов.
Однако прибыльный промысел пришлось прикрыть. «Секрет фирмы» дошел до ушей школьный учителей. Классная руководительница проработала деловых ребят на собрании, обвинила их в занятии спекуляцией, недостойном советского пионера, и велела привести родителей.
- Мы испугались поначалу и затихли, но тут погиб Виктор Цой. Появился спрос на его фотографии, мы еще немного занимались своим заработком, продавая фото лидера группы «Кино», - завершает рассказ Игорь. - Правда, той бешеной прибыли уже не имели. Вскоре наш бизнес умер сам собой по причине отсутствия спроса.
В фотомагазинах говорят: нынче иногда посетители все же приносят фотопленку на проявку и печать. В основном это либо пенсионеры, либо студенты, которые снимают на черно-белую пленку, видя в этом экзотику, приятное ретро, креатив. Любители пленочных аппаратов уверяют, что фотографии, снятые на пленку заметно отличаются от «цифры». Причем, в лучшую сторону.
Комментарии