Общество
18764
05.08.2022 11:20
72
«Коллапс Октябрьского моста может случиться в любую секунду»
Экс-депутат Липецкого горсовета, почетный дорожник РФ Борис Бондарев хотел бы спасти 50-летний мост малой кровью.
– У нас на сегодня нет двух миллиардов рублей на реконструкцию моста. Но мы нашли оптимальное решение: около 47 миллионов рублей будет потрачено для снятия аварийности его конструкций. Вопрос будет снят на 8-10 лет. Работы планируем начать уже осенью.
Глава Липецка сказала, что это решение мэрии подсказал дорожник Борис Бондарев. Но неужели можно вылечить проблему ценой в 2 000 000 000 рублей суммой в 40 раз меньшей? Ответ на этот вопрос мы постарались получить прямо на Октябрьском мосту у члена общественной палаты Липецка, экс-депутата горсовета, преподавателя ЛГТУ, доктора технических наук, Почетного дорожника России.
В этом году Октябрьскому мосту – 50 лет. 480-метровый мост через реку Воронеж открыт в 1972 году: его строили с 1969 года, чтобы сдать к юбилею, 50-й годовщине создания СССР (в 1987 году его назвали Октябрьским – к 70-летию Октябрьской революции). Сначала про нему пробросили троллейбусные линии, а уже в конце 80-х по мосту поехали трамваи.
Все это время конструкции моста не ремонтировали. Лишь меняли периодически на нем асфальт. Последствия одного такого ремонта, проведенного, как говорит Борис Бондарев, в ночное время, стали причиной того, что 21 февраля 2021 года мост был перекрыт из-за внезапно треснувшего асфальта. Вначале казалось, что лопнула плита перекрытия моста. Но выяснилось, что при ночном ремонта дорожники просто закатали в асфальт деформационный шов!
Загрузка плеера
– Такой шов в железобетонных конструкциях оставляют специально – для снятия давления в тех местах, где плиты перекрытия могут деформироваться из-за перепадов внешних температур. А при замене верхнего слоя асфальта этот самый шов наглухо укатали асфальтом. Морозы и оттепели свое дело сделали: плиты сыграли, асфальт вдоль шва лопнул, – объяснил причины появления трещины эксперт.
В 2021 году после заключения ООО «ЛипецкНИЦстройпроект» о состоянии моста проезд по нему признали безопасным, но с ограничение скорости автомобилей до 30 км/ч, трамваев – до 10 км/ч. Тогда же стало ясно, что мост требует капитального ремонта: визуальный осмотр выявил нарушение герметичности деформационных швов, проломы тротуарных плит, трещины асфальтобетонного покрытия, повреждения элементов конструкций трамвайных путей. В марте глава Липецка Евгения Уваркина заявила о желании обновить мост в 2022 году по нацпроекту «БКД». Но в этом году капремонта мост не увидел.
– После того, как цена лишь проектно-сметной документации капремонта выросла до 65 миллионов рублей, стало понятно, что сам ремонт обойдется в огромную сумму. Думаю, что двумя миллиардами, о которых сказала мэр Липецка, дело не обойдется. Если все делать, как надо, то на работы и материалы необходимы потратить, на мой взгляд, до четырех миллиардов рублей, – считает Борис Бондарев (напомним, что в 2018 году капремонт почти такого же по длине Петровского моста – он больше всего на пять метров, – обошелся более чем в 700 млн рублей. – Прим. И.Л.).
А то, что на Октябрьский мост утеряна вся первоначальная документация, не помешает ремонту?
– Это не проблема. В 90% случаев на мосты советского времени нет документов. Для этого и существуют экспертные проектные организации, которые на месте делают замеры, разбираются в материалах, которые использованы при строительстве, в марках бетона, стали. Это как диагностика человеческого организма. Сначала обследование – потом операция, – говорит профессор кафедры «Строительные материалы» ЛГТУ.
Мимо нас с грохотом проезжают трамваи. Мост заметно дрожит.
так выпрямляли рельсы от излишнего прогиба прошлой весной...
... так выглядят пути сейчас
– Трамвайные пути на мосту проложены со сверхнормативной толщиной рельсов. Наверное, тогда решили все сделать с запасом прочности. Теперь это играет дурную службу – пролеты моста перегружены. А еще, вот, посмотрите, сгнили шпалы. Поэтому у трамваев нет плавности хода. Я слышал, что Липецк попал в федеральную концессионную программу реконструкции трамваев. Слышал, что в ней есть строка «реконструкция трамвайных путей на мостовых сооружениях». Надо заняться в первую очередь заменой трамвайных путей на мосту. Так, как это делают в Европе, где максимально облегчают пути для электротранспорта через мосты, делают шпалы из легких полимерных материалов, используют специальные рельсы, которые легче обычных. Наш мост не проходит по грузоподъемности.
Почетный дорожник РФ считает, что параллельно нужно ремонтировать деформационные швы, а также разрушающиеся промежуточные опоры моста. Для опор, по мнению Бориса Бондарева, необходимо применить полимерный композиционный материал – полимербетон, в котором цемент частично или полностью заменен на полиэфирные смолы. Это материал разработан советскими учеными в 50-х годах. У него по сравнению с обычным бетоном есть ряд существенных преимуществ.
Загрузка плеера
– Восстановление одной опоры как раз стоит тех денег, о которых сказала мэр на сессии горсовета. Но у Октябрьского моста – несколько опор. Думаю, все работы по снятию аварийности могут обойтись в 200 миллионов рублей, – говорит эксперт.
– Но глава Липецка сказала, что малой кровью аварийность моста полностью не снимается…
– Она абсолютно права. Нужна полная реконструкция моста. А это большие деньги. Напомню еще раз, что 65 миллионов рублей стоит только проектная документация на все работы.
– Борис Александрович, сколько при таком минимальном апгрейде простоит мост?
– Лет 20 точно.
– А если не не провести срочный ремонт?
– Коллапс Октябрьского моста может случится в любую секунду. Ведь мы даже не предполагаем, какие разрушительные процессы идут в конструкции моста.
Игорь Луговой
0
0
0
0
0
Комментарии (72)