Общество
11003
30.11.2021 17:00

В Липецкой области развенчивают мифы о гуманной педагогике

Региональный проект «Гуманная школа» реализуется уже второй год, чтобы ученику и учителю в школе было комфортно. Об этом сегодня на брифинге говорил вице-губернатор Анатолий Якутин. 

Сетевой проект «Гуманная школа» реализуется в Липецкой области второй год подряд, и, по словам начальника управления образования и науки Липецкой области Лилии Загеевой, он зародился из инициативы самих родителей и учителей, и полностью опирается на возможности, которые предоставляют федеральные образовательные стандарты. По сути, родителям предложили возможность посмотреть и попробовать альтернативные модели работы школ. 

Гуманная педагогика полностью реализуется в рамках законодательства, которое есть в России в сфере образования, в рамках ФГОС. 

WhatsApp Image 2021-11-30 at 15.13.45 (1).jpeg

- Безотметочная система — это система формирующего оценивания, - отмечает Лилия Загеева. - Сейчас министерство просвещения России активно реализует ряд проектов, направленных на то, чтобы и ученику, и учителю в школе было комфортно.  Так, недавно прошёл форум классных руководителей, форум учителей сельских школ, с сентября 2022 года будут реализовываться новые ФГОСы, которые дают ещё большую вариативность в сфере образования и возможность выбора именно самим школам части образовательных траекторий для детей. Сейчас всё чаще стали говорить о том, что в школах много контрольных работ, и это снижает удовлетворенность и со стороны учеников, и со стороны учителей — министерство просвещения очень активно работает и над тем, чтобы сократить количество контрольных работ. К сожалению, очень часто бывают перегибы: даже контрольные, которые готовят к контрольным. Это нивелирует идеи педагогики. 

Методически проект «Гуманная школа» с самого начала сопровождает Институт развития образования Липецкой области. По словам директора института Инессы Шуйковой, полное название проекта: «Гуманная школа» - школа, в которой я хочу учиться». И в этом названии его суть. Проект динамично развивается, всё больше учителей, школ и родителей хотят приобщиться к идеям гуманной педагогики: если в прошлом году в нём участвовали 30 образовательных учреждений, то в этом — уже 120 классов в 40 школах, и есть ещё желающие подключиться в следующем учебном году. 

WhatsApp Image 2021-11-30 at 15.13.45 (2).jpeg

- В рамках этого проекта мы опираемся на принципы классической педагогики, и в частности, на наш опыт, на так называемую липецкую школу педагогики: наработки педагога-новатора Константина Москаленко, Сталя Шмакова, опыт предпрофильных педагогических классов Михаила Раковского, «Школу сотрудничества» Вячеслава Котельникова, - говорит Инесса Шуйкова. - Все эти методические идеи переработаны нами и осмыслены. Более того, мы опираемся на опыт современных педагогов Шалвы Амонашвили, Александра Асмолова и многих других педагогов, стоявших у истоков гуманного образования.

Под гуманной школой её основатели подразумевают, прежде всего, школу уважения и сотрудничества, школу, в которой многое означает личность и индивидуальность ребёнка. В проекте все школы участвуют добровольно, и каждая школа осмысливает его по-своему, в зависимости от идей управленческо-педагогической команды. Но основные принципы, заложенные в проект — это развитие потенциала ребёнка, осознанная свобода выбора, в том числе ребёнок может сам выбирать индивидуальную траекторию обучения — может быть линейное расписание или даже индивидуальное домашнее задание. По задумке, педагог сотрудничает с ребёнком, и в таком сотрудничестве нет места отметке, а есть — формирующему оцениванию. 

Вместо бумажного дневника в гуманной школе — лист индивидуальных достижений ребёнка, в котором учителем должен быть отмечен каждый элемент учебной деятельности. Например, по математике — это знание формул и умение применять их, решая простейшие задания, и более сложные творческие упражнения, желание выйти и ответить у доски, возможность взять на дом проектную работу и многое другое. Индивидуальные листы достижений у разных учителей — разные, каждый учитель авторски их осмысливает, и этот опыт сейчас накапливают и собирают. В результате ребёнок и родитель видят оценку детально и объективно, хотя материально — в виде цифры — её вроде бы нет. При этом в любой момент не проблема перевести такую оценку в пятибальную отметку.  

Ещё один важный принцип — создание в школе творческой, развивающей образовательной среды, когда во время перемены дети могут выйти в фойе, поиграть в шахматы или выполнить какие-то спортивные упражнения. Школы меняются, и даже на уроках появляются зоны для проектной работы и пространство для рефлексии. 

В институте развития образования приводят цифры: по проведённым опросам, 85% родителей, чьи дети участвуют в проекте, поддерживают идеи «Гуманной школы» и считают, что в образовательных учреждениях детям стало комфортнее, что у детей повысилась мотивация к учёбе, и главное, каждый ребёнок, входящий в проект — хочет учиться в такой школе. 

Чтобы учителям, школам и родителям было проще адаптироваться к работе в новых условиях, каждую неделю в районах области проходят методические семинары и практикумы на тему гуманной педагогики. 

Главное, что волнует родителей: сдадут ли обучающиеся в гуманной школе ЕГЭ? По мнению вице-губернатора Анатолия Якутина, наоборот, у классической пятибальной системы оценивания — колоссальный разрыв со 100-балльной системой ЕГЭ, никакой корреляции между этими двумя системами нет. 

WhatsApp Image 2021-11-30 at 15.13.45.jpeg

- ЕГЭ - это отдельный тест. Почему в 9-11 классах родители очень часто нанимают репетиторов, чтобы подготовить детей специально к этому экзамену?  Потому что «пятёрка» по математике в четверти не означает 100 баллов на ЕГЭ, вообще никак этого не гарантирует! - Отметил Анатолий Якутин.

Но и гуманная педагогика не даёт никаких гарантий сдачи ЕГЭ и поступления в вузы без репетиторов.  Гуманная школа нужна, по больше степени, для того, чтобы было меньше детей, которые не хотят ходить в школу. Пока же это так, и в этом главная беда нашего образования. 

- Если ребёнок будет ходить в школу за знаниями, а не за «четвёркой» или «пятёркой», то у него больше шансов познать ту сферу, которую он потом выберет профессией, и по которой потом будет сдавать ЕГЭ, - говорит Анатолий Якутин. - Поэтому я считаю, что гуманная школа приведёт к лучшему результату, в том числе и на ЕГЭ, нежели классический непонятный для ребёнка метод оценивания. Пока же в школу ходят за отметкой, а не знаниями, и это обидно. В школу должны ходить за знаниями и с хорошим настроением. Хочется,  чтобы, прежде всего, сознание родителей, поменялось. Чтобы ребёнок, возвращаясь со школы, не слышал фразу: «Покажи дневник». Это никогда не будет стимулировать к творческим высотам. Чтобы родитель не спрашивал: «Что ты получил?», а интересовался, что ребёнок узнал нового, что ему понравилось, а что нет, чтобы родители понимали, чем дышит их чадо. Это намного лучше! Пока же дневник — единственная форма выражения любви и контроля, к которой мы привыкли.  Прессинг и система поощрения сильно демотивируют детей и упрощают систему взаимоотношений с ребёнком. Если ребёнок считает, что из школы ему нужно принести ряд цифр, то он точно не полюбит литературу и он точно не увлечётся физикой, он будет делать всё, чтобы получить только цифры. Родителям нужно чаще беседовать с ребёнком, чтобы понять сферу его интересов. И это касается всех родителей, в том числе и тех, чьи дети не вошли в проект «Гуманная школа». 

Идеи «Гуманной школы» и безотметочной системы набирают всё большую популярность и в других регионах. Единомышленников у липецких педагогов много. По словам Инессы Шуйковой, Белгородской области к проекту присоединились пять флагманских школ. По такому же пути развития и реформирования системы образования пошёл и Красноярский край — там в этом году 15 образовательных организаций перешли на новую систему оценивания. 

А тем временем в Липецкой области проект «Гуманная школа» уже даёт первые результаты: проведённые опросы показывают, что программу дети усваивают одинаково, а вот стресса в «Гуманной школе» меньше. 89% опрошенных родителей-участников проекта отмечают, что ребёнок ежедневно находится в положительном психологическом состоянии, 74% оценивают мотивацию к обучению у детей как высокую, и 81% довольны проектом и готовы в дальнейшем в нём участвовать. 

0
0
0
0
0