В Курской битве принимали участие более 120 липецких танков
В эти дни отмечается знаменательная дата — 70-летие Курской битвы, после завершения которой стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии.
В Курской битве были задействованы шесть тысяч танков и четыре тысячи самолётов. И среди тех, кто сломал 1943 году хребет гитлеровской военщине, были летчики, подготовленные в нашей авиашколе и танкисты, сражавшиеся на машинах, восстановленных на ЛТЗ (до 1943 - завод "Станкострой").
О событиях, начавшихся в июле 1943-го и продолжавшихся 49 дней, о вкладе Липецкой области в победу в Курской битве, написали книгу капитан I ранга Анатолий Березнев, директор Государственного архива Липецкой области, Герой Советского Союза Юрий Чурилов и начальник отдела ГАЛО Елена Щукина. К сожалению, к 70-летию Курской битвы книга в свет выйти не успела, но, по словам Анатолия Березнева, финансирование ее издания в данный момент является приоритетом для Управления внутренней политики Липецкой области. Для GOROD48 Анатолий Березнев раскрыл некоторые данные из книги.
- Ровно 70 лет назад началось величайшее сражение Второй мировой, Великой Отечественной войны — Курская битва, - говорит Анатолий Березнев. - С обеих сторон были огромные потери, порядка полумиллиона убитых, раненых и пленных. В Курском сражении был забит осиновый кол в фашистскую гадину, и по праву считается, что эта битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне, который начался со Сталинградской битвы. И в ту промежуточную, но величайшую победу Великой Отечественной войны был внесен вклад и липчан. Я уже неоднократно рассказывал в своих интервью о том, что Липецк в годы войны был госпиталеградом, где располагались 104 военных госпиталя, которые вернули в строй целую армию — порядка 100 тысяч человек. А с 1941 по 1943 годы Липецк стал и танкоградом, где ремонтировалась и восстанавливалась огромная масса танков, а с 1944 года здесь стали производится танки Т-34-85. До лету 1943-года в Липецке, на ЛТЗ ("Станкострой") восстанавливали танки участвовавшие в Сталинградской битве, и прошедшие горнило Воронежского фронта, Воронежско-Острогожской и Воронежско-Касторненской операций, в ходе которых были освобождены районы Липецкой области.
По словам Анатолия Березнева, к моменту Курской битвы в Липецке полностью отремонтировали и, как говорится - поставили на ролики, даже залив баки горючим, более 120 танков. Были еще машины поставленные по ленд-лизу и получившие повреждения в первых боях (незначительное количество английских и американских), и трофейные танки (венгерского и румынского производства), которые также ремонтировались в Липецке. На тот момент получилось так, что Липецк стал одной из главных ремонтных баз тяжелой и не только боевой техники, так как Челябинск располагался далеко от линии фронта, а Сталинградский тракторный завод практически сравнен с землей. Поэтому наркоматы обороны и тяжелой промышленности озадачили восстановлением танков Липецк.
- За танками в Липецк с фронта прибывали экипажи, и партиями до 10 машин, они отправлялись сразу на Курское направление. Танки шли по ночам, по дороге, которая существует и теперь, по направлению к Волово, и далее на места боев Курской битвы. И мастерство наших танкистов было таково, что колонны танков не разу не подверглись бомбардировкам и доходили до мест назначения без потерь.
Кроме того, в небе Курской дуги бились с врагом летчики, подготовленные в местной авиашколе. Из Липецка они направлялись под Елец, где было три аэродрома (один непосредственно в Ельце) а оттуда — на аэродромы Курского направления.
- В то же время, из Липецкой области шли на фронт эшелоны со спиртом, который производили Липецкий, Грязинский, Лебедянский, Елецкий спиртовые заводы. А ведь это не только фронтовые сто граммов снимающие стресс у бойцов, но и первейшая помощь при обработке ран. Из Липецка шло огромное количество боеприпасов — мин, снарядов, гранат, стрелкового оружия. Сегодня мало кто знает, что известковые заводы производили здесь взрывчатку, и был налажен полный цикл производства боеприпасов, уже снаряженных взрывчатым веществом. Взрывчатку производили на Елецком, а также Грязинском, Липецком, Данковском, Раненбургском известковых заводах. На территории Липецкой области в годы войны также изготовляли стратегическое сырье из растения кок-сыгыз — заменителя каучука. В то время с каучуком, использовавшимся в производстве резины, возникли большие проблемы, так как его привозили из-за границы. В СССР тогда было все, кроме своего каучука, а с началом войны нам немцы, естественно, его поставки перекрыли. И вот тогда пришлось вспомнить о кок-сагызе и этим каучуконосом были засеяны поля нынешней Липецкой области.
Был и массовый вклад липчан в Победу. Липчане, отрывая от себя, формировали продовольственные подарки красноармейцам, сдавали продукты и средства в фонд обороны, скидывались деньгами на производство боевой техники.
- Даже те денежные средства, что присылали домой с фронта главы семейств, их жены жертвовали на нужды фронта, - говорит Анатолий Березнев. - В архивах я сталкивался с данными, когда матери 6-7 детей сдавали зерно на нужды фронта. У них не принимали такую жертву, но женщины настаивали, так как знали, что это идет их же мужьям, братьям и сыновьям на фронт. В Липецке жили многие жены офицеров и они тоже вносили огромную финансовую лепту в дело Победы. Это было самым настоящим единением фронта и тыла!
В то же время в стране было массовое движения сбора денежных средств, ценностей, облигаций на формирование танковых колонн, авиационных соединений. Например, были соединения «Тамбовский комсомолец», «Рязанский коммунист», «Воронежский учитель», «Орловский пионер» и многие другие, созданные на средства населения.
- Работая над книгой, листая старые газеты, мы видели множество благодарственных телеграмм лично Сталина, командирования Красной армии в адрес липчан, жителей районов нынешней Липецкой области, - рассказывает Анатолий Березнев. - Например, адресованные жителям села Куликовка Лебедянского района, сдавших средства на фронт, или благодарность 12-летней Зое Плужниковой из Долгоруковского района, которая отдала накопленные деньги на танк «Советский пионер». Или Болотов Матвей Григорьевич из села Ново-Дубовое Хлевенского района, отправивший телеграмму Сталину с уведомлением, что местный совхоз собрал приличную сумму денег для фронта. И все это именуется массовым героизмом населения не только на поле боя, но и в тылу.





Комментарии