Культура

14.02.2019 16:36

«Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне»

«Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне»

На малой сцене Липецкого Государственного Академического театра драмы им. Л. Н. Толстого поставили спектакль по рассказам Бунина, от которого сам писатель, скорее всего, пришел бы в восторг.

В театре Толстого сегодня премьера — спектакль «Бунин. Рассказы эмигранта». Прочтешь название, и волей-неволей подумаешь: наверное, очередная тягомотина, у нас с Буниным почему-то по-другому поступать не умеют. Образ классика, барина в изгнании очень располагает режиссеров к пафосу. Мало того, что великий русский писатель, так еще и нобелевский лауреат. К такому невозможно просто взять и подойти, нужно только подползать на коленях и все время кланяться. 

Молодой питерский режиссер Ярослав Рахманин, поставивший спектакль по эмигрантским рассказам Бунина, сумел как-то отодвинуть в сторону пиетет и страх, а может, и вовсе такими вещами не страдал, взялся за материал с хорошей, молодой наглостью и победил.

DSC_51811.jpg

Зрители, который сегодня придут на премьеру, еще не знают, что Рахманин их победил легко и непринужденно, еще до того, как увидел. Отныне Бунин для нас — не просто желчный барин с суховатым лицом, который тщательно фиксировал в рассказах каждый свой эротический опыт, а почти что свой парень, который сидит рядом с нами в зрительном зале. И более того, нет никаких сомнений, что Ивану Алексеевичу спектакль Ярослава Рахманина пришелся бы по душе. 

В основе спектакля три рассказа Бунина - «Антигона», «Руся» и «Холодная осень».

Каждый, кто читал, или хотя бы изучал в старших классах школы бунинскую прозу, знает: автор знал толк в чувственности. Чуть увлекся, чуть прочитал слишком много произведений Бунина — впору окатываться холодной водой. Именно это мы и видим в первой части спектакля, в той, что по рассказу «Антигона»: страсть — холодный душ, безумное притяжение — отрезвление, влечение — расставание.

DSC_52451.jpg

DSC_52551.jpg

Кстати, без новой актрисы Марины Епифанцевой в данных сценах и Бунин был бы не Бунин.

DSC_52431.jpg

Просто невозможно не понять главного героя (Дмитрий Немонтов) — да как же такую героиню можно не хотеть?! Сразу оговоримся, по ходу действия есть такие сцены, что не для детей. Будет небольшое «ой» и невольное чувство неловкости, ощущение, что невольно подсмотрел за потерявшими осторожность любовниками. Мы не хотели подсматривать, это вышло случайно, честное слово. А впрочем, действительно ли не хотели?.. Иван Андреевич бы понимающе улыбнулся.

Здесь можно послушать трек, который еще больше наэлектризовал откровенную сцену в спектакле:

Но, как сказал режиссер-постановщик Ярослав Рахманин, его спектакль не совсем о любви и страсти. В первую очередь он об эмиграции. Сейчас это модная тема — оставить Россию где-то далеко позади, выразить ей вежливое презрение, переодеться в новой стране во все новое и вести видеоблог эмигранта, обращаясь к зрителям снисходительно, но с нотками превосходства.

Если Бунин покинул родную страну вынужденно, не приняв смены строя, то современная молодежь стремится сменить место жительства просто в поисках лучшей доли, стремясь избавиться от ощущения затхлости и стреноженности. Получается ли у них это? Находят ли они то, о чем мечтали? Об этом вторая часть спектакля, та, что по рассказу«Руся». 

DSC_53041.jpg

И снова тоска, чувство, что была однажды в руках жар-птица, или, может, журавль, а потом порх! - и улетела птица. Улетела и часть тебя с собой унесла. Где молодость? Где девушка в ситцевом сарафане (Анастасия Абаева), которая говорила: «А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона!» 

Герои любят и тоскуют, а зритель смеется и остановиться не может: в спектакле есть замечательная героиня, отвечающая за пошлую драму, в блестящем исполнении Маргариты Ушаковой (актриса в данной постановке просто заблистала, как бриллиант). 

Невозможно не отметить актерскую работу Владимира Юрьева: и с гуслями, и с гармоникой, и без музыкальных инструментов вообще — он умеет что-то необыкновенное, он знает какой-то секрет, как взять зрителя «тепленьким». 

Если в «Русе» зритель хохотал, то когда настала очередь «Холодной осени», многие вытирали слезы. Что и говорить, сильный рассказ. А тут еще невероятная Екатерина Байбородова в главной роли, читает эту горькую исповедь о горькой судьбе. Была молодость и предчувствие счастья. Был жених. А потом в Сараево убили эрц-герцога, жених ушел на войну и погиб. Весь последующий цикл скитаний по кругам эмигрантского ада можно было пережить опираясь лишь на одно воспоминание — как жених попросил не печалиться если его убьют: «Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне». И вот теперь мы живем на земле, радуемся, ловим минуты счастья от просмотра талантливых спектаклей и благодарим за это Бога, хорошего режиссера и уникальных актеров.

В завершение заметим, что спектакль с обманчиво скучным названием «Бунин. Рассказы эмигранта» был поставлен благодаря гранту Министерства культуры по поддержке молодой режиссуры. 

Елена Фролова

Комментарии (4)

комментарии обновляются
Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

Бунин 2

17.02.2019 19:20
Сам ты параша
ответить

паша

14.02.2019 18:17
интересно!
ответить

Вишня

14.02.2019 17:01
Классно рассказано о пастоновке. Просто и интересно.
ответить

Бунин

14.02.2019 16:49
ох и параша
ответить