Культура

14.02.2019 16:36

«Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне»

4 3859
«Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне»

На малой сцене Липецкого Государственного Академического театра драмы им. Л. Н. Толстого поставили спектакль по рассказам Бунина, от которого сам писатель, скорее всего, пришел бы в восторг.

В театре Толстого сегодня премьера — спектакль «Бунин. Рассказы эмигранта». Прочтешь название, и волей-неволей подумаешь: наверное, очередная тягомотина, у нас с Буниным почему-то по-другому поступать не умеют. Образ классика, барина в изгнании очень располагает режиссеров к пафосу. Мало того, что великий русский писатель, так еще и нобелевский лауреат. К такому невозможно просто взять и подойти, нужно только подползать на коленях и все время кланяться. 

Молодой питерский режиссер Ярослав Рахманин, поставивший спектакль по эмигрантским рассказам Бунина, сумел как-то отодвинуть в сторону пиетет и страх, а может, и вовсе такими вещами не страдал, взялся за материал с хорошей, молодой наглостью и победил.

DSC_51811.jpg

Зрители, который сегодня придут на премьеру, еще не знают, что Рахманин их победил легко и непринужденно, еще до того, как увидел. Отныне Бунин для нас — не просто желчный барин с суховатым лицом, который тщательно фиксировал в рассказах каждый свой эротический опыт, а почти что свой парень, который сидит рядом с нами в зрительном зале. И более того, нет никаких сомнений, что Ивану Алексеевичу спектакль Ярослава Рахманина пришелся бы по душе. 

В основе спектакля три рассказа Бунина - «Антигона», «Руся» и «Холодная осень».

Каждый, кто читал, или хотя бы изучал в старших классах школы бунинскую прозу, знает: автор знал толк в чувственности. Чуть увлекся, чуть прочитал слишком много произведений Бунина — впору окатываться холодной водой. Именно это мы и видим в первой части спектакля, в той, что по рассказу «Антигона»: страсть — холодный душ, безумное притяжение — отрезвление, влечение — расставание.

DSC_52451.jpg

DSC_52551.jpg

Кстати, без новой актрисы Марины Епифанцевой в данных сценах и Бунин был бы не Бунин.

DSC_52431.jpg

Просто невозможно не понять главного героя (Дмитрий Немонтов) — да как же такую героиню можно не хотеть?! Сразу оговоримся, по ходу действия есть такие сцены, что не для детей. Будет небольшое «ой» и невольное чувство неловкости, ощущение, что невольно подсмотрел за потерявшими осторожность любовниками. Мы не хотели подсматривать, это вышло случайно, честное слово. А впрочем, действительно ли не хотели?.. Иван Андреевич бы понимающе улыбнулся.

Здесь можно послушать трек, который еще больше наэлектризовал откровенную сцену в спектакле:

Но, как сказал режиссер-постановщик Ярослав Рахманин, его спектакль не совсем о любви и страсти. В первую очередь он об эмиграции. Сейчас это модная тема — оставить Россию где-то далеко позади, выразить ей вежливое презрение, переодеться в новой стране во все новое и вести видеоблог эмигранта, обращаясь к зрителям снисходительно, но с нотками превосходства.

Если Бунин покинул родную страну вынужденно, не приняв смены строя, то современная молодежь стремится сменить место жительства просто в поисках лучшей доли, стремясь избавиться от ощущения затхлости и стреноженности. Получается ли у них это? Находят ли они то, о чем мечтали? Об этом вторая часть спектакля, та, что по рассказу«Руся». 

DSC_53041.jpg

И снова тоска, чувство, что была однажды в руках жар-птица, или, может, журавль, а потом порх! - и улетела птица. Улетела и часть тебя с собой унесла. Где молодость? Где девушка в ситцевом сарафане (Анастасия Абаева), которая говорила: «А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона!» 

Герои любят и тоскуют, а зритель смеется и остановиться не может: в спектакле есть замечательная героиня, отвечающая за пошлую драму, в блестящем исполнении Маргариты Ушаковой (актриса в данной постановке просто заблистала, как бриллиант). 

Невозможно не отметить актерскую работу Владимира Юрьева: и с гуслями, и с гармоникой, и без музыкальных инструментов вообще — он умеет что-то необыкновенное, он знает какой-то секрет, как взять зрителя «тепленьким». 

Если в «Русе» зритель хохотал, то когда настала очередь «Холодной осени», многие вытирали слезы. Что и говорить, сильный рассказ. А тут еще невероятная Екатерина Байбородова в главной роли, читает эту горькую исповедь о горькой судьбе. Была молодость и предчувствие счастья. Был жених. А потом в Сараево убили эрц-герцога, жених ушел на войну и погиб. Весь последующий цикл скитаний по кругам эмигрантского ада можно было пережить опираясь лишь на одно воспоминание — как жених попросил не печалиться если его убьют: «Ты поживи на земле, порадуйся, а потом приходи ко мне». И вот теперь мы живем на земле, радуемся, ловим минуты счастья от просмотра талантливых спектаклей и благодарим за это Бога, хорошего режиссера и уникальных актеров.

В завершение заметим, что спектакль с обманчиво скучным названием «Бунин. Рассказы эмигранта» был поставлен благодаря гранту Министерства культуры по поддержке молодой режиссуры. 

Елена Фролова

4 3859

Комментарии (4)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.

Бунин 2

17.02.2019 19:20
Сам ты параша
ответить

паша

14.02.2019 18:17
интересно!
ответить

Вишня

14.02.2019 17:01
Классно рассказано о пастоновке. Просто и интересно.
ответить

Бунин

14.02.2019 16:49
ох и параша
ответить