Общество
7368
05.02.2019 13:31
27

Закон против наледи и сосулек: что делает прокурор, когда УК не хочет работать

Сегодня утром 78-летняя пенсионерка, на голову которой упала глыба с дома № 94 по улице Депутатской в Липецке, умерла в больнице. 

Как оказалось, жильцы дома жаловались на опасную наледь, нависшую со стороны двора,  в управляющую компанию. Но отреагировали на жалобу коммунальщики только сегодня.

Итак, что делать, если вы регулярно и аккуратно выплачиваете суммы, обозначенные в квитанциях за коммуналку, но особого рвения со стороны управляющей компании не замечаете? При каких обстоятельствах нарушение ваших прав собственника жилья - по сути прямое нарушение закона РФ? На эту тему корреспонденту GOROD48 дает комментарии начальник Управления областной прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства Андрей Зеленов. 

1. Выяснить границу ответственности.

- Понятие исполнения или не исполнения своих обязанностей управляющей компанией — вопрос, требующих разъяснения в каждом конкретном случае, - комментирует Андрей Зеленов. - Есть такое понятие как содержание общедомового имущества — эти обязанности УК определены постановлением правительства и прописаны в Жилищном кодексе. Есть определенный перечень работ, который управляющая компания обязана выполнять по договору — уборка придомовых территорий, чистка снега, сбой сосулек, и так далее.

Что касается содержания приборов учета и начисления сумм на оплату, то в данной сфере УК делят ответственность с ресурсоснабжающими компаниями. В вопросе текущего и капитального ремонт жилья управляющие компании делят ответственность с фондом капремонта. 

Андрей Николаевич замечает: общее число жалоб граждан в прокуратуру на УК можно условно поделить на несколько блоков, самые крупные среди которых — претензии к качеству содержания жилья и несогласие с суммами в квитанциях на оплату коммунальных услуг. 

2. Жалоба поднимается «наверх» с нижней «ступеньки»

Иными словами, потребитель услуг должен первым делом обратиться с вопросом или претензией в управляющую компанию. Начать можно со звонка, но мы представляем, как горько усмехнулись сейчас наши читатели: тот, кто хоть раз пытался дозвониться в жилищно-эксплуатационную компанию, знает, что это как звонить в открытый космос. Или занято, или никто трубку не берет.

Значит, прибегаем к другим вариантам — идем в УК лично или отправляем письменную жалобу почтой.

Допустим, после вашего обращения в УК ничего не изменилось. Сосульки как висели, так и висят, батарея совсем инеем покрылась.

Идем выше: обращаемся с жалобой в следующих орган, который по закону должен этим заниматься - Государственную Жилищную инспекцию.

- У Госжилинспекции очень широкие полномочия по надзору за деятельностью УК — ее сотрудники вправе и составлять протоколы, и выдавать предписания об устранении нарушений и в сфере содержания жилья, и по текущему ремонту, - говорит Андрей Николаевич. - Кроме того существуют и муниципальные органы, которые осуществляют жилищный контроль — это департамент ЖКХ города Липецка. Есть контролирующий орган и на уровне субъекта — это Управление жилищно-коммунального хозяйства области, правда, это координирующий орган не осуществляет надзорной функции. 

Контакты каждого из перечисленных органов есть на их официальных сайтах и, конечно, их можно найти на квитанции об оплате. 

- Закон не исключает подачи заявлений и его дубликатов сразу в несколько органов, вопрос лишь в том, на ком в конечном итоге это остановится, - комментирует Андрей Зеленов. 

3. Какова роль прокуратуры в решении вопросов ЖКХ.

В прокуратуру человек может обратиться и одновременно с подачей жалобы в Госжилинспекцию. 

- Но здесь начинают действовать уже нормы не только Жилищного кодекса, но и нормы других законов, например, закона о прокуратуре, в котором сказано, что мы не подменяем другие органы, а должны в первую очередь понуждать уполномоченные органы выполнять свои обязанности, - уточняет Андрей Зеленов. 

Когда в прокуратуру впервые поступает обращение от гражданина, прокурор прежде всего проверяет, что же сделали по данному вопросу уполномоченные органы — УК, жилищная инспекция, департамент ЖКХ. Заявление перенаправляется в эти органы и реакция на него контролируется прокурорскими работниками.

Способ действий избирается прокурором в зависимости от тяжести положения, описанного в жалобе: если ситуация критическая и может повлечь за собой тяжкие последствия, как, например, свисающая с крыши дома ледяная гора, то вступать в переписку с органами здесь некогда, необходимо сразу применять меры прокурорского реагирования — протест, представление, постановление, предостережение. 

4. Каким образом гражданин может обратиться в прокуратуру?

- Закон о прокуратуре гласит: любой гражданин, считающий свои права нарушенными, может обратиться в прокуратуру любым известным ему способом, - рассказывает Андрей Зеленов. - Это может быть устное обращение при записи на прием к дежурному прокурору — первый способ, второй - направление письменного обращения по почте и третий — электронное обращение через сайт прокуратуры. Все обращения регистрируются и рассматриваются в соответствии с законом. Существует ряд вариантов, как оно может быть рассмотрено. Может быть принято к рассмотрению по существу, то есть либо удовлетворено, либо отказано в удовлетворении, либо разъяснено. А может быть перенаправлено компетентным органам.

5. Каковы сроки рассмотрения обращение в прокуратуру? 

- По закону общий срок рассмотрения обращения - не более 30 дней, но в исключительных случаях, когда проверка требует большого количества времени и сбора документов, срок может быть продлен еще на 30 дней, до есть, до двух месяцев, - поясняет Андрей Зеленов. - Но такое бывает редко и в действительно исключительных случаях, когда требуется очень большой объем работы. Регистрируется обращение в течение 3 дней. Перенаправляется в течение 7 дней. Причем, это касается не только сферы ЖКХ, это единое правило для всех. 

6. В каких случаях жалоба может повлечь за собой судебное разбирательство?

В ходе прокурорской проверки может выясниться, что нарушены либо интересы Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования, либо частного лица или лиц.

Статьи, которые определяют обязанность прокуратуры обратиться в суд от имени гражданина, есть и в Гражданско-процессуальном кодексе, и в Административном, и в Уголовном кодексе.

- Если мы видим, что гражданин по причине преклонного возраста или состояния здоровья, либо иным причинам, не в силах сам обратиться в суд, то мы вправе сделать это в его интересах, - комментирует Андрей Николаевич. - Это крайняя мера реагирования, причиной которой становятся злостные нарушения прав граждан, игнорирование руководством УК любых мер воздействия. При обращении в суд ставится вопрос об обязании УК выполнить те или иные работы. Если речь идет о завышенных (как считают жильцы) суммах в квитанциях, прокурор может обратиться в суд с требованием о перерасчете.

Когда прокуратура представляет в суде интересы гражданина, он имеет право присутствовать на заседаниях. 

7. На кого налагается штраф по судебному решению? 

В зависимости от вида нарушения штраф может налагаться и на жилищно-эксплуатационную организацию (юридическое лицо), и на ее руководителя (должностное лицо), и на ее сотрудника (физическое лицо). Сумма штрафа во всех случаях разнится. Если штрафуют УК, то штрафы самые высокие, суммы могу колебаться от сотен тысяч рублей до миллионов.

- В зависимости от вида нарушений применяются разные статьи. Если взять те же наледи на крышах — это относится к такой обязанности УК, как уборка территорий. Как правило, здесь используется статья 14.1.3 Административного кодекса «Осуществление деятельности с нарушениями лицензионных требований», - говорит Андрей Зеленов. - А если гроздья сосулек свисают, например, с крыши торгового центра, что здесь вступает в действие статья 5.3 Областного Кодекса административных правонарушений - она используется для собственников нежилых помещений. Что касается наледей и прочих недочетов в уборке территорий: ежегодно за зимний период наказывается по постановлению прокурора 60-70 лиц. 

8. Может ли УК восполнить свой уплаченный штраф за счет жильцов, увеличив суммы оплаты коммунальных услуг? 

В отношении управляющих компаний прокурорами возбуждается очень много судебных дел и штрафы в отношении УК — дело нередкое.

- Эти штрафы не должны платиться за счет собственников жилья никогда! - говорит Андрей Зеленов. - Самый простой способ проверить, не пытается ли руководство УК «собрать» сумму штрафа с жильцов — заглянуть в платежку, в графу «содержание жилфонда». Есть привычная глазу сумма вдруг увеличилась, сразу вопрос: на каком основании? Правовое основание для увеличения этой суммы — протокол общего собрания всех собственников жилья в доме. Если собрания и постановления такого не было — это неправомерное повышение платы. Таких случаев выявляли немало — когда УК незаконно, вопреки решению и нормативным документам увеличивало плату за содержание жилья. И тогда это тоже становится поводом для проверки со стороны и прокуратуры, и Госжилинспекции, и департамента ЖКХ. 

Активная работа по диагностике внутридомового газового оборудования, проводящаяся последние 2 года, породила новую волну жалоб в прокуратуры. Следует знать, что эти работы должны проводиться либо по решению собрания собственников, либо за счет управляющей компании.

- У нас иногда тоже возникают случаи, когда УК незаконно возлагает на собственников бремя платы излишних сумм за эту диагностику, - замечает Андрей Зеленов. 

9. Всегда ли корень зла — в управляющих компаниях? 

- Жилищно-коммунальная сфера — это в принципе область больших проблем, это неизбежно, - констатирует Андрей Николаевич. - С жалобами на работу УК сотрудники прокуратуры сталкиваются ежедневно в огромном объеме. Но между тем среди эксплуатационных предприятий города есть не менее 30, в чей адрес претензий менее всего. Но не будем отрицать: многое зависит от жилфонда — возраста домов, изношенности инженерных систем. Когда жилищный фонд в упадке по причине старости, тут даже блестящему руководителю сложно будет держать его в идеальном состоянии. 

Стоит отметить, что нередко жертвой становится и управляющая компания — например, когда жилец, затеявший перепланировку, повредил трубу и залил целый стояк. Или когда эксплуатационную компанию «кидает» контрагент, не выполнив подряда на определенную работу.

- Судите сами: в сфере ЖКХ действует не менее 1000 всевозможных правовых актов и законов, регулирующих ее деятельность. Даже физически разобраться в них почти Гневозможно, - замечает Андрей Зеленов. - Жилищно-коммунальное хозяйство — это область деятельности, которая требует огромных финансовых вливаний и профессионального руководства. Единого рецепта успеха нет, но есть желание навести порядок в сфере ЖКХ. 

На недавней встрече врио губернатора области с представителями управляющих компаний начальник Управления областной прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства Андрей Зеленов вручил ряду руководителей управляющих компанийуведомления о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. 

Как было замечено на встрече, из 116 управляющий компаний Липецкой области половина систематически нарушает закон. Игорь Артамонов пригрозил нерадивым УК лишением лицензий. Нам остается наблюдать, изменит ли что-то в сфере в ЖКХ такое обещание.

0
0
0
0
0

Комментарии (27)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Житель
05.02.2019 14:09
пишите челобитную, отправляете письмом за 100 из вашего кармана, через 2 недели письмо у них, 30 дней у них на рассмотрение. ждёте ждёте ничего, пишите в жилищную инспекцию через сайт (пока еще бесплатно) ждете еще 30 дней, ага вот ответ.. . но что там написано? для проведения проверки "вам необходимо пройти авторизацию через гос услуги и заново написать", снова пишете через «авторизацию» и вот уже через 30 дней вам ответ: проверка требует большого количества времени и сбора документов, срок продлен еще на 30 дней" все еще ждете? и вот он ответ: сосульки по данному адресу не обнаружены. Действительно какие сосульки в мае?! и все это законно!!!!
гость
05.02.2019 14:13
лостаточно проверить ук на предмет наличия дороговоров на обслуживания с собственниками!!
жительница
05.02.2019 14:15
Жилищная инспекция - это орган, у которой 1000 шаблонов ответов на разные жалобы, они их отправляют всем без разбора, подставляют только Фамилию, кому отправлять. Люди, вы представляете, что ВСЕ счетчики: воды, газа, электроэнергии считаются как эксплуатирующие с момента их изготовления и не важно, что эти приборы еще на складе завода-изготовителя, потом они в магазине на складе, а вы его поставили через 2 или 3 года в свою квартиру. Даже если при установке все показывает по нулям, все равно Жилинспекция будет считать, что вы его эксплуатировали 3 года, с момента выпуска! Это не маразм!!!!! Устанавливает новый прибор из упаковки заводской работник ресурсоснабжающей организации, но в документах ставит срок эксплуатации - дату производства прибора?!?! Только в России такое возможно!
чк
05.02.2019 14:16
Чиновники реагируют -когда гибнут люди -до того они мычат.
я
05.02.2019 14:18
Житель, все правильно вы написали, эту спираль я уже проходила, только прошло 3 года.
гость 48
05.02.2019 14:18
04.02.2019г. подъехал к дому 61 б по проспекту победы со стороны почты где то в 11.30 и увидел как с крышы дома на подвал падает большая глыба льда, которая при падении сломала шифер подвала.
Ольга
05.02.2019 14:28
Жалко бабулю ! Нелепая смерть !
Злата
05.02.2019 14:30
Сказки рассксзывают, писали уже в прокуратуру, они отписываются и отправляют в жилинспекцию, а оттуда через месяц приходит ответ, зарегистрируйтесь на портале госуслуг и наптшите заново, одни клоуны
Злате
05.02.2019 14:39
Злата, это правда, 4-5 раз так обращался и всё бестолковый. И в жилищную без портала гос услуг заявления не принимают.
Житель
05.02.2019 14:39
При отчете за год с суммы за содержание жилья есть строка --штрафы и судебные издержки -то есть УК штрафовала ГЖИ и они расходы покрыли из средств жильцов за содержание жилья.
Еще комментарии