Происшествия
10003
11.07.2012 16:10

«В фармкомпаниях принято благодарить, исходя из 0,1-0,2 процента с оборота...»

Начавшийся сегодня в Липецком областном суде уголовный процесс по обвинению бывшего начальника отдела по контролю за фармацевтической деятельностью управления здравоохранения региона Оксаны Артемьевой в получении взятки в крупном размере с вымогательством (п. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ) вскрыл подноготную подготовки госконтрактов в сфере обеспечения лечебных учреждений медикаментами.

Загрузка плеера

Первое заседание по делу началось, как обычно, с оглашения представителем прокуратуры области обвинительного заключения. Из озвученного Андреем Чалышевым документа следовало, что Оксана Артемьева на протяжении 2009-2010 годов оказывала содействие крупной российской фармацевтической компании ЗАО «Р-Фарм», информируя фирму о необходимых лечебным учреждениям региона лекарственных средствах, условиях участия в торгах, запросах котировок, ценах на медикаменты. Связь чиновница держала с директором по региональным продажам «Р-Фарм» Мариной Бугаковой и региональным представителем фармкомпании по Липецкой области Валентиной Максименковой. Нужную фирме информацию сотрудница облздрава передавала как по телефону (проводившие оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу сотрудники УФСБ РФ по Липецкой области располагают записями 197 телефонных переговоров), так и при личных встречах, которых происходили в ресторанах, кафе и даже в квартире Артемьевой. 

IMG_0299.jpg

Из обвинительного заключения следовало, что за свои действия по передаче необходимой информации, советы и консультации чиновница неоднократно просила денежное вознаграждение. Не получая желаемого, Артемьева стала угрожать Бугаковой, что если та не оплатит ее услуги, то она сделает все, чтобы ЗАО «Р-Фарм» попало в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем Бугакова потеряет работу. Вечером 7 октября 2010 года в автомобиле «Рено-Меган» в 19 микрорайоне Липецка Артемьева получила от Бугаковой деньги в сумме 1 миллион 660 тысяч рублей.

Выслушав гособвинителя, подсудимая сделала заявление для суда.

IMG_0307.jpg

- Обвинение мне не совсем понятно. Я инкриминируемого мне преступления не совершала, денег не вымогала и взятки не получала, - сказала Оксана Артемьева. - У меня с Бугаковой были длительные дружеские отношения, и никаких взяток тут и быть не могло. Однажды в разговоре я выразила озабоченность возникшими у меня материальными затруднениями, но денег мне никто не обещал. Деньги, обнаруженные у меня следователями, оказались у меня по ошибке. Я взяла из машины не свой пакет, а мой остался в машине. Обвинение основано на первичных показаниях Бугаковой, которые те дала под принуждением.

Итак, чиновница утверждает, что ее попутал бес. Версия, прямо скажем, неубедительная. Тем более, что на первых допросах сотрудница облздрава пыталась доказать, что эти деньги ? ее. Очевидно, Артемьева решила изменить показания, так как и ежу понятно, что с заработком, ну, пусть в 30 000 рублей, 1,6 миллиона можно копить 5 лет, не тратя из «оклада жалованья» ни копейки. Но такое невозможно: по утверждению Марины Бугаковой, Артемьева измучила ее жалобами на свое скверное материальное положение, на находящихся на ее иждивении родителей-пенсионеров, на дочь-подростка, требующей дорогих вещей и косметики.

Кстати, о Бугаковой. На первых допросах (как известно, являющихся самыми правдивыми) директор по региональным продажам «Р-Фарм» сообщила, что обратилась к являющейся ее знакомой Артемьевой и попросила ее содействия в продвижении интересов фармкомпании в Липецкой области.

- Весной 2009 года Оксана Леонидовна сказала нам, что хорошо знает рынки сбыта лекарственных средств в Липецкой области и пообещала подыскивать нам новые, - сообщила суду Марина Бугакова.

IMG_0317.jpg 

Из показаний Бугаковой следовало, что Артемьева оказывала ей услуги, не выходящие за рамки ее должностных обязанностей. Мол, Артемьева по своим должностным обязанностям была обязана контактировать с поставщиками лекарственных средств по госконтрактам, и никаких преимуществ от контактов с нею фирма не получала. В качестве доказательства Бугакова предъявила суду расчеты фармкомпании, из которых следовало, что в 2009 году фирма заработала на госконтрактах, заключенных с липецким облздравом, 230,5 миллиона рублей, а в 2010-м и того меньше ? 211,5 миллиона. То есть директор по региональным продажам попыталась убедить суд, что вознаграждать за такие показатели чиновницу было просто не за что. 

- Мы не обсуждали с Артемьевой условия сотрудничества, - заявила Марина Бугакова. - В практике нашей компании нет такого, чтобы вознаграждать деньгами за получаемые советы.

Впрочем, показаниях Марины Бугаковой прозвучало, что в других фармацевтических компаниях принято вознаграждать нужных людей, исходя из оборота в 0,1-0,2 % на территории того или иного региона! Да и сам размер «материальной помощи», которую 7 октября 2010 года Бугакова вручила Артемьевой, она рассчитала, по ее же словам, именно исходя из сложившейся практики стимулирования полезных провизорам-коммерсантам людей.

Бугакова в своих показаниях старательно избегала слова «взятка». По ее словам, летом 2010 года Оксана Артемьева настойчиво заговорила о необходимости ее вознаграждения фирмой, а однажды, в разговоре по телефону, даже впала в истерику, обвиняя Бугакову в обмане.

- В сентябре Артемьева в жесткой форме потребовала деньги, - сказала свидетель обвинения. - Она пригрозила, что в ином случае у нашей фирмы и у меня лично могут быть проблемы. Фирму, по ее словам, могут на два года включить в реестр недобросовестных поставщиков, из-за чего я потеряю место работы. 

IMG_0295.jpg

Действительно, в это же время ЗАО «Р-Фарм» получила претензию от областного управления здравоохранения по поводу неисполнения фирмой контракта на поставку инсулина. Фармкомпания объяснила свою позицию тем, что производители-французы отказались от выпуска инсулина в картриджах, перейдя на его производство в виде более безопасных для пациентов и более приемлемых в использовании шприц-ручек. Москвичи были готовы по своим обязательствам, предусмотренным госконтрактом, поставить учреждениям здравоохранения Липецкой области шприц-ручки, но им в этом облздрав категорически отказал. Так фирма налетела на штраф в размере 12 тысяч рублей. Москвичам пригрозили и судебным иском. И хотя фирма умудрилась исполнить контракт по инсулину в картриждах, скупив его запасы в аптеках разных регионов России, формально облздрав мог передать дело ЗАО «Р-Фарм» и в арбитражный суд, и в ФАС (антимонопольная служба имеет право внести любую проштрафившуюся организацию, завалившую госконтракт, в реестр недобросовестных поставщиков).

Марина Бугакова, по ее словам, испугавшись потерять как солидный годовой бонус, обещанный собственником ЗАО «Р-Фарм» за итоги года, так, возможно, и место работы, решила дать денег Артемьевой. Деньги в рассчитанном ею по уже упоминавшейся формуле в размере 1 миллион 625 тысяч рублей она одолжила у родни и подруги. Деньги она положила в конверт, а конверт ? в свою дамскую сумочку.

7 октября Бугакова приехала в Липецк. Здесь встретилась с региональным представителем ЗАО «Р-Фарм» Валентиной Максименковой. Вечером, забрав с работы Артемьеву, женщины поехали в кафе на машине Максименковой. Отужинав, Максименкова и Бугакова отвезли чиновницу домой, в 19 микрорайон. У супермаркета «Перекресток» сидевшая на переднем пассажирском кресле «Рено» Бугакова вынула из своей сумочки конверт с деньгами и, не глядя, отдала его находившейся на заднем сидении Артемьевой (Бугакова утверждает, что случайно передала ей и конверт со своими 30 000 рублями). Как только взявшая деньги чиновница вышла из машины, к ним подошли сотрудники правоохранительных органов. Для женщин стало неожиданностью, что все их телефонные разговоры в течение двух лет записывались сотрудниками УФСБ по Липецкой области, получивших оперативную информацию о незаконной деятельности Артемьевой.

IMG_0312.jpg

Если вина подсудимой будет доказана, то ей грозит лишение свободы сроком до 7 лет, а также штраф до 60-кратного размера от суммы полученной взятки. Если же суд примет решение назначить Артемьевой штраф как самостоятельную меру наказания, не связанную с лишением свободы, то бывшего работника облздрава могут приговорить к штрафу в 70-90 кратном размере от полученного ею незаконного вознаграждения.

Игорь Луговой

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Рекомендуем