Общество
1332
16.04.2008 11:22

Реформа должна воспитывать эффективных собственников жилья

8 апреля депутаты Липецкого горсовета обсуждали реализацию реформы ЖКХ в областном центре.

8 апреля депутаты Липецкого горсовета обсуждали реализацию реформы ЖКХ в областном центре. Поводом для проведения депутатских слушаний послужили неоднократные обращения горожан, касающиеся проблем жилищно-коммунального хозяйства. Подобного рода жалобы составляют большую часть всех обращений в общественную приемную городского Совета.
Оценок никому не ставили, пытались лишь выяснить, что мешает достижению главной цели реформы – обеспечения гражданам условий проживания, отвечающих стандартам качества услуг ЖКХ.

Нам бы денег побольше…
Процесс реформирования жилищно-коммунального комплекса Липецка, по словам председателя городского департамента ЖКХ Николая Сизоненко, начался с создания «Службы единого заказчика» в 2000 году, которая уже в 2003-м была преобразована в Городскую управляющую компанию. После вступления в действие нового Жилищного кодекса с 1 июля 2005 года в городе перешли к управлению жилищным фондом несколькими частными управляющими компаниями. В настоящее время в Липецке работают одна муниципальная, три смешанной формы собственности и 15 частных управляющих компаний. В их управлении - 3181 жилой дом. Из них 197 домов находится в муниципальной собственности.
К числу реформаторских решений можно отнести создание аварийно-диспетчерской службы, а также регистрационно-вычислительного центра, позволившего упорядочить финансовые потоки платежей населения и создать единую информационную базу.
Но качественных изменений в предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг в результате всех этих преобразований не произошло. Николай Сизоненко главную проблему видит в хроническом недофинансировании этой отрасли. Обветшалый жилфонд, изношенная на 70 процентов коммунальная инфраструктура, на восстановление, реконструкцию и модернизацию которой требуется свыше 5 млрд руб.

Не по доходам расходы
Отсюда и проблемы, с которыми сталкивается Липецкая городская энергетическая компания. Четыре года назад ООО «ЛГЭК» были переданы функции по водо- , тепло- и энергоснабжению горожан, а также по содержанию коммунальной инфраструктуры.
По словам генерального директора ЛГЭК Владислава Смирнова, именно в расчетах за энергоресурсы у управляющих компаний возникают системные небалансы без определенного источника финансирования, покрывать которые приходится в том числе из городского бюджета, но чаще убытки ложатся на ЛГЭК. Однако в этом вина не только изношенных внешних сетей. В доле платежей за жилье более 70% составляет оплата за электроэнергию, холодную и горячую воду, отопление.
– Во втором полугодии 2005 года небаланс в Липецке составил 170,8 млн, в 2006 году - 268 млн, в 2007 году - 146 млн рублей. Это те суммы, недостачу которых обнаружили городские управляющие компании при сборе денег с потребителей за пользование теплом, горячей и холодной водой, – констатировал Владислав Смирнов.
К примеру, недавно ГУК "Правобережная" провела своего рода эксперимент. В качестве "полигона" был выбран 108-квартирный жилой дом № 18 по ул. Бескрайней. Общедомовой прибор учета показывал, что средний расход холодной воды на одного человека в этом доме превышает 800 литров в сутки! При этом видимых утечек не было. И тогда с использованием переносного расходомера была проведена серия замеров по всем 12 стоякам в подвале дома. В результате выявили стояки, по которым расход воды в ночное время превышал все мыслимые нормы. По этим стоякам определили квартиры, в которых через неисправные смесители и бачки унитазов происходили утечки. После их устранения средний расход воды на человека снизился до 230 литров в сутки, то есть более чем в три с половиной раза.
– Допустим, наша компания, неся затраты на добычу питьевой воды, ее транспортировку, поставила в этот дом по 800 литров на человека, а оплату получила по утвержденному в Липецке нормативу, исходя из 260 литров. А кто заплатит за остальные 540? – задал вопрос Владислав Смирнов.

О тарифах и конкурсах
Свою точку зрения на депутатских слушаниях изложили представители управляющих компаний, ТСЖ, подрядных организаций, депутаты и независимые эксперты из Липецка, Воронежа и Санкт-Петербурга.
– В Липецке не проводятся конкурсы по подбору управляющих компаний, – поделилась впечатлениями доктор экономики, профессор, представитель фирмы ООО “Жилкомсоюз-Крон” (Санкт-Петербург) Наталья Анфертьева. – Мало распространена такая форма управления домом как ТСЖ. В Липецке также нет конкуренции на выбор управляющей компании. Как правило, она избирается заочным голосованием. То есть жильцы не видят того, кто будет их обслуживать, тем более они не имеют представления о качестве предоставляемых услуг.
По мнению эксперта из Санкт-Петербурга, тариф на оказание услуг в Липецке занижен. Ну а если не хватает денег, то и качественными услуги быть не могут.
– Тарифы в Липецке будут продолжать расти, и повлиять на этот процесс, к сожалению, невозможно, – считает начальник Управления энергетики и тарифов Липецкой области Владимир Чунихин. – Поэтому реально можно управлять только объемом потребления коммунальных услуг. Работа, которая выполняется в Липецке по оснащению жилых домов общедомовыми приборами учета, достаточно верный путь. Но настало время подумать о том, что вскоре у населения уже возникнет проблема с обслуживанием приборов учета, которые могут выйти из строя.

Движемся на ощупь
Заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов Федор Жигаров, один из инициаторов проведения депутатских слушаний, видит главную проблему все же не в недостатке средств. По мнению Федора Жигарова, Липецк, сумевший не допустить кризиса в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, тем не менее в вопросах реформирования отрасли движется наугад.
- До сих пор нет четкой программы реформирования липецкого жилищно-коммунального комплекса. Средства в ЖКХ тратятся огромные, а услуги предоставляются низкого качества. Средства используются неэффективно, безумные расходы ресурсов. Все это государство сверху не остановит никогда. Оно справится только тогда, когда на уровне домов будет объединение эффективных собственников. Реформа ЖКХ – это прежде всего воспитание эффективного собственника. И это обязанность органов местного самоуправления.
Социологические опросы свидетельствуют, что только 14 процентов собственников проявляют безусловную готовность принять участие в управлении своим домом. Еще 15 процентов готовы участвовать, если и их соседи тоже проявят активность, и 6 процентов – если их попросят. Большинство же опрошенных – 62 процента – в силу разных причин не выразили желания участвовать в управлении собственным домом.
Пассивность населения – одна из причин и того, что ТСЖ в нашем городе не получают должного распространения. Федор Жигаров считает необходимым создать в департаменте ЖКХ администрации города отдельную структуру для максимального содействия образованию и работе ТСЖ, управляющих компаний, других объединений собственников. Ну а за ходом реформы в городе должен следить наблюдательный совет, в который должны войти представители администрации области и города, депутаты областного и городского Советов, представители управляющих компаний и других объединений собственников, ресурсоснабжающих организаций, общественность. Работа наблюдательного совета должна строиться на принципах публичности, полной открытости для населения.

И все же выход есть
– Лично меня настораживает тот факт, что только 15% жителей каким-то образом готовы участвовать в управлении жильем, – высказал свое мнение председатель городского Совета Валерий Синюц. – Еще одна тревожная цифра – 70% износа коммуникаций. Для того чтобы привести в нормальное состояние сети, необходимо 11 миллиардов рублей. Для капитального ремонта жилья необходимо порядка 8 миллиардов. Это баснословные суммы. Бюджет Липецка сегодня составляет чуть более 7 миллиардов рублей со всеми вливаниями, субвенциями, субсидиями. Даже если все сегодня будут работать бесплатно и мы закроем все школы и детсады, остановим весь транспорт, то на городское ЖКХ потребуется два городских бюджета. Это нереально. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос, как найти источники финансирования и содержания нашего жилья и коммуникаций.
По итогам депутатских слушаний были приняты рекомендации, которые по идее должны лечь в основу будущей программы реформирования липецкого жилищно-коммунального хозяйства.

Нина Вострикова
Фото А. Соколова
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.