Край скал, разбойничьих пещер и горных рек
GOROD48 продолжает тему «маршрутов выходного дня». Отправившись в
В эти выходные экспедиция GOROD48 побывала в Елецком районе. Елец сам по себе — город музей. Чтобы осмотреть все его достопримечательности, выходных, пожалуй, не хватит. Да и все красоты самого древнего города Липецкой области, по сути, изведаны, внесены в каталоги, музеифицированы. Но есть в его окрестностях такие места, куда заросли местные тропы, мы же, липчане и ельчане, либо вовсе не знаем об этих местах, либо о них незаслуженно позабыли.
Елецкая Абхазия
Прямо на окраине Ельца есть чудесный уголок природы — Ходов лес. Свое название лес получил по имени его бывшего владельца купца Стратона Ходова. Лиственный лес покрывает большую территорию и, главным образом, глубокое урочище, по дну которого бежит по камням речка Ельчик, а из склонов выступают огромные глыбы известняка. Пейзаж здесь таков, что возникает ощущение будто ты находишься где-нибудь на Кавказе, в Абхазии. А Ельчик не Ельчик, а, скажем, Бзыбь или Псоу.
Проводниками в урочище Ходов лес выступили мотопутешественник, елецкий байкер Сергей Нехлопочин и его родственник Александр Нехлопочин. Вместе с ними мы и спустились по крутым склонам оврага к Ельчику.
Много выходов известняка на левом берегу оврага. Тут и пещерки, и гротики, карнизы, и все это в поросли кленов, вязов, осинок. Внизу — Ельчик, он бежит по камням, журча, словно горная река. Хотя, собственно, почему словно? В данном случае Ельчик и есть река горная. Его приходится форсировать по скользким камням. Правый склон еще круче. По нему приходится карабкаться как альпинистам. Знать бы – захватили спецснаряжение. Но, лезем и в летних тапках, отгоняя тучи комаров. И вот перед взором зрелище еще грандиознее — скалы, что ни на есть настоящие. И пещера! В нее можно зайти. Вход в нее закопчен кострами, которые тут, скорее всего жгли еще и древние люди, и туристы наших дней. Вправо лаз. Но, темень непроглядная, поэтому в него мы подвигаемся всего на расстояние вытянутой руки. Без снаряжения тут, конечно, делать нечего и правильней всего обозревать красоты с внешней стороны.
А пещера в урочище Ходов лес не одна. Хорошо известна российским туристам пещера 25-метровой глубины — Волчья яма. Спускаются в нее всегда зимой, тогда, когда на дне нет талых вод. Летом тут скользко от глины, сыро, а на дне может быть вода.
Кстати, каждую зиму в Волчью яму организует спуски липецкий экстремал Алексей Чернобай. Он и сам был в пещере не раз, и спускал в нее своих воспитанников — детей из липецкого интерната для слепых и слабовидящих детей.
По словам проводника, Александра Нехлопочина, пещер таких, как минимум три, и все они связаны между собой ходами. Может быть их и больше, но никто особенно не исследовал эти места. Нога специалиста-спелеолога тут не ступала.
Легенды же о многочисленных подземных ходах и пещерах в здешних местах всегда ходили. Александр Нехлопочин рассказывает, что будто из пещер Ходова леса есть лазы и к елецкому Вознесенскому собору, к Рождественской церкви и к Знаменскому монастырю. Из уст в уста передается легенда о действующей в Ельце банде, которая грабила местных купцов и укрывалась в пещерах Ходова леса.
- Я еще в детстве слышал рассказ о том, что банда эта, ограбив однажды елецкий банк, уходя от полицейской погони на конях, раскидывала деньги по Ельцу, - вспоминает Александр Нехлопочин. Разбойники укрылись в пещерах. Полиция перекрыла все три выхода и выкурила банду, их арестовали, осудили, и отправили на каторгу. Но осталась легенда о сокровищах, которые разбойники прятали в этих пещерах, и, которые так и не были найдены полицией.
Впрочем, о пещерах и ходах могут рассказать многие местные жители. Например, Антонина Аккельберг, рассказывает, что ее брат Александр Зыбин спустился в одну их пещер, обнаружил большой подземных ход, шел по нему до тех, пока не стал испытывать недостаток кислорода. Тот же Александр Нехлопочин приводит свидетельства своих родственников, которые также спускались в пещеры, и добирались до подземных коридоров. По его словам, где-то там, в елецких подземельях хранится тетрадка его родного дяди сотоварищи, которую они специально оставили, написав кто, и когда посетил эти пещеры.
Попасть в Ходов лес из Ельца несложно. По улице Стадионной, вниз, затем по Елецкой налево, дальше через речку Ельчик к улице Целыковка, уходим влево по дороге, которая тут одна. Проехать Ходов лес не удастся. А дальше придется полазить по урочищу, но лучше всего добраться до дач, и сразу как начинаются встречаться строения, свернуть влево и спускаться в овраг. Мимо скал и пещер вряд ли проскочишь в любом случае. Местные жители просят туристов — брать с собой пакеты, и вывозить весь мусор, кторый остается от гостей. От себя советуем надевать обувь соответствующую горным путешествиям — ботинки с протекторами, а также захватить средство от комаров. И стоить помнить главное — места эти сколь прекрасные, столь и опасные. Без специальной подготовки или опытного проводника, тут, собственно, делать нечего.
Елецкая Швейцария и сокровища Тамерлана
О Воргольских скалах известно, наверное, всем. Но, в «маршруте выходного дня» было бы неправильно обойти это заповедное место стороной. Тем более, Воргольские скалы не могут надоесть. Здесь каждый раз бываешь как в первый.
Добраться до Воргольских скал можно свернув с московской трассы на поселок Ключ Жизни, затем до деревни Дерновка. В деревне доезжаете до центра и по улице Линейной уходите налево. В полутора километрах и расположены Воргольские скалы, уголок природы входящий в самый маленький в мире заповедник «Галичья гора». Пейзажи здесь альпийские, и не зря Воргольские скалы сравнивают со швейцарскими красотами.
Расположены Воргольские в низовьях реки Воргол — небольшого притока Быстрой Сосны. Наибольшую живописность Воргольской долине придают известняковые обнажения. Высота отдельных из них достигает 20-25 м — это легендарные Воронов, Лисий и Копченый Камни, большие Кичи.
Возле cкал расположены два древнерусских городища, одно из которых было центром существовавшего в древности Воргольского княжества. Как рассказывал GOROD48 заведующий кафедрой российской истории и археологии ЕГУ им. Бунина Николай Тропин, именно здесь, в конце XIX века и были найдены «сокровища Тамерлана».
Тогда, более ста лет назад, мальчишки из окрестных селений играя в Воргольских скалах нашли в расщелине удивительной красоты предмет – серебряную массивную «балясину» с напаянными на нее золотыми зверями – медведями, зайцами, оленем. Сокровище оказалось скандинавской фибулой, застежкой для одежды богатых, зажиточных лиц древности. Датировалась фибула X веком нашей эры.
Видимо тогда и возникла легенда о сокровищах Тамерлана. Но больше, как не искали жители Воргола и Ельца в здешних местах, так ничего ценного не нашли. Саму скандинавскую фибулу крестьяне преподнесли в дар орловским купцам, а те, в свою очередь подарили ее государю-императору. Затем эта фибула стала достоянием Советской республики и позже пополнила коллекцию государственного музея «Эрмитаж», где храниться и по сию пору.
Впрочем, Николай Тропин не разделяет мнения некоторых ельчан о принадлежности фибулы к сокровищам Тамерлана. По его мнению, фибулу спрятал в скалах какой-нибудь древний торговец или зажиточный человек, уходя от погони кочевников или разбойников.
Неподалеку от Воргольских скал, вниз по течению Воргола, расположена величественная мельница купца Талдыкина 1867 года постройки. Построена мельница в виде замка. Сейчас территория усадьбы купца Талдыкина принадлежит частному лицу, тут ведется ремонт, и, скорее всего, вскоре это будет место с туристическим сервисом.
Вокруг талдыкинской мельницы также ходят множество легенд. Рассказывают, что на мельницу частенько наведываются приведения — души трагических погибших хозяина мельницы купца Ивана Талдыкина и его супруги Анны. Купеческое семейство погибло от рук своего родственника — племянника, который задушил их из-за денег 11 июля 1868 года.
Пороги Сосны
Настоящей Меккой для начинающих липецких рафтеров — давно стала Ольшанская плотина на реке Сосна. Здесь есть перекаты, которые, прошел, пожалуй, каждый местный рафтер, прежде чем отправится в сплав по быстрым рекам Кавказа, Карелии или Сибири. Место примечательное, воссоздающие рельеф и бурлящие потоки горных рек.
Пороги и перекаты Сосны — рукотворны. В IX начале XX века тут была плотина и мельница. Сооружение затем взорвали, как переставшее быть рентабельным, и камни перегородили реку, образовав самые настоящие перекаты.
Ольшанская плотина сейчас любимое место водных туристов, рафтеров, и рыбаков. Здесь проводятся соревнования по рафтингу, и спортивной рыбалке.
Берега Сосны в районе Ольшанской плотины очень живописны. Тут также есть выходы известняка, образующие скалы. Имеется и пещера в известковых скалах, на берегу, метрах в 300 от плотины. По берегу Сосны в этом месте можно найти множество родников, струящихся из земли и впадающих в реку.
Добраться до Ольшанской плотины можно из Ельца, минуя новый мост на Аргамаче и взяв курс на Аргамач-Пальну. На перекрестке виадука автодороги Москва-Ростов, поворот вправо, на Ольшанец. Метров через 200-300 будет автобусная остановка «Аргамач-Пальна». Напротив нее, нужно сразу свернуть вправо к реке. Тут же с крутого берега Сосны перед взором предстанет плотина.
Прасека
Будучи на Ольшанской плотине нельзя не побывать в удивительном природном местечке, носящем название Прасека. Прасека расположена близ Аргамач-Пальны. Нужно въехать в село, проехать через мост, и уйти в гору направо. Дальше дорога будет вести прямо до леса Прасеки. Еще на выезде из села с правой стороны можно наблюдать урочище с известняковыми выходами, по дну которого течет речка Паленка. Вниз по течению Паленки, вдоль леса, берега ее становятся все круче и в излучине образуется каньон.
Выходы известняка также образуют скалы. Тут есть и пещеры. Их три. А из известняка у подножий скал бьют родники.
В настоящее время урочище имеет статус ландшафтно– биологического памятника природы. На его территории произрастают 550 видов флоры, из которых 35 — редкие реликтовые растения. Есть растения, как полагают ученые, доледникового периода.
Это место имеет и важное археологическое значение. Вот уже который года в районе Праски работает археологический лагерь липецкого областного краеведческого общества и ЕГУ им. Бунина. Несколько лет назад на берегу Паленки было обнаружено древнее елецкое городище. Как полагают историки, тут был сторожевой пост елецкой дружины, охранявшей город от кочевников.
Летом прошлого года экспедиция археологов обнаружила в одном из здешних раскопов россыпь серебряных чешуйчатый монет. Правда елецкие и липецкие археологи предостерегают любителей поисков кладов, которые порой наведываются в район Прасеки с металлоискателями, не делать этого, так как место это охраняемое, и в таких случаях, кладоискателей может ждать не совсем приятное свидание с полицией. Туристов же и путешественников с благими намерения, Елецкий край ждет всегда и готов принимать с распростертыми объятиями, несмотря на отсутствие сервиса и инфраструктуры туризма. Впрочем, последнее — дело наживное и зависящее от воли местных властей.
Памятник огурцу в Черкассах
Покидая Аргамач-Пальну, если двигаться «на Липецк» через село Черкассы, не проедешь мимо памятника огурцу. Этот овощ увековечили в кованном металле пару лет назад.
Выковал огурец местный кузнец Джанполад Гасанов. Жители Черкасс издавна выращивают этот овощ и продают на рынках Ельца и Липецка, что зачастую определяет их благосостояние. Черкассцы утверждают, что именно их предки были поставщиками огурцов к столу императорского двора.
Впрочем, как ни пытались мы купить в Черкассах огурцы — успехом это не увенчались. Для свежих, даже парниковых, как пояснили местные жители, еще не время. Соленых бочковых, или маринованных, тоже не оказалось в продаже. В местном же магазине торгуют импортными огурцами.
Последнее время Черкассы претендует на роль огуречной столицы региона. Правда перенос огуречной столицы, которая издавна и по праву закреплена за Задонским районом, в частности за селом Уткино, будет видимо столь же некорректен, как перенос столицы государства из Москвы в Воронеж.
Впрочем, отсутствие огурцов в «огуречной столице Черноземья» никак не испортило впечатлений от посещения настоящей жемчужины Липецкого края — Елецкого района.
Комментарии (4)