Общество
16518
08.04.2023 09:19
48

А знаете ли вы, что махинации со строительством Сокольского завода потрясли всю Российскую империю?

125 лет назад липецкий помещик, предводитель местного дворянства Александр Кожин задумал рискованный, но прибыльный проект, который, по сути, работает до сих пор. На его начальном этапе было все — азарт, авантюра, надувательство липчан и иностранных инвесторов, международные суды. Речь идет о заводе, получившем после революции название «Свободный Сокол», рассказом о строительстве которого, мы продолжаем нашу рубрику #а знаете ли вы, что…

Металлургия умерла, да здравствует металлургия!

В 1703 году Петру Первому доложили об успешном строительстве на речке Липовке металлургических заводов.

В письме Петру один из инженеров-строителей туляк Лукьян Сытин сообщал: «…По твоему, великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу с Воронежа, из Приказу Адмиралтейских дел, велено мне, холопу твоему, строить в Романовском уезде в селе Липских Студенках новые железные заводы. И те, государь, заводы строятца, а домны вся в отделке». Так, три века назад, начиналась история города, который назовут Липецком. Но и закончится все достаточно быстро по меркам истории. Уже в конце XVII века липские заводы станут нерентабельными и будут закрыты. Сам же город начнет жить за счет курорта минеральных вод, которые открыл еще Петр I.

Во второй половине XIX века в Липецке возобновляется добыча железной руды, которой оказывается достаточно много, причем при неглубоком залегании.

Липецкий помещик Александр Кожин при помощи приглашенных специалистов удостоверяется, в значительных рудных залежах, причем на землях близких к Липецку и в самом городе. Кожин берет земельные участки в аренду у города и липецких крестьян, часто за копейки, споив владельцев, и начинает добычу руды.

j8f4mxfLkDo.jpg

Один из липецких рудников

«Сход собран. Народу собралось до 150 человек. Убедительные средства и способы Кожина те же, что и в селе Кузьминском. Кожинский приказчик ставит четыре ведра водки, подкупает несколько горлопанов, кричащих за сдачу земли, и составляется приговор. Результат: кто пил водку, тот дал согласие, а другие—нет», — сообщала в те дни газета «Газета «Московские ведомости»

Вскоре под Липецком появляются около двадцати шахт, в город едут рудокопы из разных уголков империи. Добытую руду Кожин продает на тульский металлургический завод. Но затем он задумывает строительство в Липецке металлургического завода. Инвесторов, после безуспешных поисков в России, липецкий дворянин находит в Бельгии. Александр Кожин, бельгийцы Павел Шмидт, Леон Гюберт и Реймонд Ренар создают акционерное «Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество». Возглавляет его Реймонд Ренар. Кожину и бельгийцам удается собрать с акционеров шесть миллионов рублей и в районе села Сокольское, в пойме реки Воронеж, начинается строительство чугуноплавильного завода.

ADvLqCzOH8k.jpg

rLXRTb5GQio.jpg

i.jpg

Александр Кожин с семьей

Как бельгийцы оставили без работы липчан, Кожин помог землякам, но «кинул» мэрию Липецка

На стройку завода съехалось множество жителей окрестных сел — Сокольского, Ситовки, Воскресеновки, Ильино, Никольского, Студенок и работа закипела. Платили рабочим хорошо — по 60 копеек в день, но недолго. Бельгийцы остались недовольными производительностью труда местных, и привезли в Сокольское своих земляков, которые оказались квалифицированней. Местным же урезали поденную плату вдвое, после чего они разъехались по домам.

Но на руде и строительстве завода «поднялись» липчане, занимавшиеся перевозками. Кожин раздал авансы трем сотням горожан, они купили лошадей и очень серьезно поправили свое материальное положение. Тамбовская пресса в те дни писала, что некоторые семьи в Сокольском заработали за три летних месяца по 500 рублей, что было очень большой сумой.

Изначально на сокольском заводе планировали четыре домны, но построить удается только две. Первая заработала в 1900 году, а вторая только через два года, но вскоре остановилась. Выяснилось, что Кожин и бельгийцы за время строительства завода и добычи руды на арендованных у крестьян и города землях, не заплатили в бюджет ни копейки. Начинаются суды, завод встает уже полностью, а рабочих увольняют.

На Кожина подают в суд сразу и городская управа и крестьяне. К ним вскоре присоединяются и бельгийцы, лишившиеся не только дивидендов, но и вложений.

5swZi_e7WfE.jpg

bg20YmwBoss.jpg

Вот что писал в очерке «Лето на липецком курорте» костромич Александр Толстов:

«....Через несколько времени поезд уже мчал нас от Грязей к Липецку. Я в последний раз пробежал по путеводителю, как вести себя при приезде в Липецк.

Вдали, утопая среди садов, показался Липецк, на высокой горе, у подошвы которой вьется красавица река Лесной Воронеж. Переезжаем ее по мосту. Далее по одну сторону полотна идут поля, а по другую — море садов, владение крестьян пригородных сел; сады тянутся на несколько верст. Мы проезжаем мимо огромного, великолепно построенного чугунно-литейного завода бельгийского общества. Три колоссальные трубы этого завода, далеко видны отовсюду, служат памятником нашумевшей в свое время кожинской истории.

EOO-eYwq12o.jpg

В окрестностях Липецка много залежей железной руды, принадлежит она городу и соседним крестьянам. Всю ее задумал прибрать к своим рукам бывший липецкий предводитель дворянства Кожин — человек, не получивший никакого образования, но с практической сметкой. Скупал он руду за бесценок (¼ коп. за пуд), не пренебрегал при этом никакими средствами, пользовался своей властью в уезде и водочкой. Мужики подписывали приговор, обыкновенно, в том блаженном состоянии, когда «по колено море». Городу он пообещал выстроить завод на его земле, а вместе с тем, конечно, должна была оживиться торговля Липецка, поэтому и город попался на удочку предводителя.

Благоприобретенные за бесценок богатства Кожин перепродал, за высшую, конечно, цену, бельгийской акционерной компании. Начали копать руду и строить завод. Завод начали строить, да только не на городской земле, постройке на которой воспротивилась администрация Липецких минеральных вод, а на земле крестьян села Сокольского, в шести верстах от города. Все ожидаемые блага от города ушли безвозвратно. Горожане взволновались, поднялись и мужики: хмель у них уже прошел. Начались судебные процессы; печать громила Кожина, для которого исход борьбы на этот раз не был благоприятен: крестьяне и горожане одержали верх, да к тому же только пред тем триумфально избранный предводителем на новое трехлетие Кожин за свои деяния был уволен от занимаемой им должности по Высочайшему повелению. В накладе остались бельгийцы: они без руды и без денег, отсюда возник новый процесс бельгийцев со своим бывшим директором Кожиным. Завод стоял не один год без дела...»

Как Европейский суд оправдал Кожина, но его жизнь все равно полетела под откос

Тяжба Кожина с бельгийцами проходила в елецком суде, который встал на сторону европейских инвесторов. Все имущество Кожина взяли под арест в счет погашения вложений бельгийцев, которые составляли два миллиона рублей. В том числе описанным оказалось имение Кожина в Знаменке (Вешаловка), где у него находился великолепный дворец.

18b8716d9e21387302bf15ebf910bf65.jpg

Такой была усадьба заводчика Кожина в Вешаловке

После елецкого поражения Кожин обратился за защитой в европейский суд, который располагался во Франции, и дело у бельгийцев выиграл.

Но история с сокольским заводом подорвала здоровье Александра Кожина, в 1904 году он умер от сердечного приступа.

Завод же в Сокольском купил бельгийский бизнесмен Эврар, владелец шахт на Донбассе. Предприятие заработало вновь в 1911 году во время промышленного подъема, который начался в Российской империи в «десятых» годах прошлого века.

x5kuga0YR_w.jpg

Имперские беды и советская слава

Работали две доменные печи сокольского завода на местной руде, но на привозном коксе, которого постоянно не хватало. Работал завод только в одну смену.

Началась Первая мировая война. На заводе разместили военные заказы, с которыми предприятие справлялось плохо. Разбираться с проблемами приехал военный министр империи Дмитрий Шуваев. Ему удалось «разрулить» ситуацию, а на заводе сменился директор.

За время Первой мировой завод выпустил 23 тысячи мин «Дюмезиле». Но ближе к революции ситуация на заводе ухудшилась катастрофически. Не хватало сырья и людей. Ежедневно со станции «Чугун» на фронт отправлялись все новые и новые эшелоны мобилизованных. Вскоре работать стало некому, и не на чем.

После выстрела «Авроры», докатившегося революционным эхом и до Липецка, руководство завода сбежало за границу, вместе с деньгами, оставив предприятие без сырья, с долгом в 1,5 миллиона рублей.

Революционные власти завод национализировали, но вдохнуть в него полноценную жизнь удалось лишь в 20-х годах. Тогда же он и получил название «Свободный Сокол».

Интересен и такой факт, что военный министр царского правительства Дмитрий Шуваев переехал жить в Липецк, купил дом на Дворянской (Ленина), где встретил старость. В 1937 бывший министр стал жертвой доноса. Дмитрия Шуваева, слепого, и уже по сути выжившего из ума, расстреляли по обвинению в антисоветской агитации.

В 30-х, во время сталинской индустриализации началась новая жизнь завода. В 1934-м был построен и запущен труболитейный цех. «Свободный Сокол» во время Великой Отечественной выполнял военные заказы, даже находясь частично в эвакуации в Златоусте и Чусовом, на Урале.


vPhDyF9Nh9w.jpg

Кстати, в конце двадцатых бельгийцы на сокольский завод возвращались. По некоторым данным, для реконструкции своих домен, которая затянулась на несколько лет. Считается, что в это время бельгийцы построили полтора десятка домов для рабочих. Так появилась улица, носящая теперь имя Героя Советского Союза Василия Газина. Это были двухэтажные домики с небольшими, 12-14-метровыми квартирками, удобствами на этаже, и даже без общих кухонь. Жилье было временным, но дома эти простояли почти сто лет. На двух домах позже надстроили по этажу, и эти трехэтажки можно увидеть и сейчас.

RqGHth_3jJo.jpg

1mOPX6aIUXc.jpg

Ранее улица Газина носила название Нижняя Колония. Во время войны и долгое время после нее улица назвалась Зенитной, в честь зенитных расчетов, прикрывавших сокольский завод от налетов немецкой авиации.

После войны завод работал стабильно, давая жизнь одному из самых больших районов города. В послевоенное время на заводе были запущены второй труболитейный и радиаторный, вспомогательные цеха.

ccVBzAvjuds.jpg

KNQ4l4MEVvI.jpg

OjQNpvVIEfU.jpg

pXW3rC4RWBg.jpg

В конце 80-х на «Свободном Соколе» заработал новейший труболитейный цех №3 с немецким и французским оборудованием.

В 90-х предприятие приватизировали, оно поменяло нескольких собственников. В 2011 году бельгийские домны загасили раз и навсегда. Основой предприятия стал тот самый третий труболитейный цех, на базе которого создано самостоятельное предприятие, работающее до сих пор.

Фото: GOROD48, сообщества «Липецк вчера и сегодня»arch-heritage.livejournal.com 
0
0
0
0
0

Комментарии (48)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Липецк
15.04.2023 10:25
Географический рельеф -как судьба
беспонтовый пирожок
14.04.2023 18:08
Одно только граффити красуется на этом черном, покрасневшим от старости и коррозии заводе.
строитель
10.04.2023 21:09
Мы на круге витка нарастающей исторической спирали,где поворот совпал с древним Римом периода рабов и патрициев.Демократия древних и на витке возрастания времени- демократия наших дней
строитель
10.04.2023 20:59
Гордое созвучие - советский человек,приобретённое генами социализма превратилось в пахабное - совок
строитель
10.04.2023 20:55
гены заложены очень надолго,толи ещё будет, Ой,ой ё !
Ч
10.04.2023 19:50
Хотя и не в тему , но предлагаю срезанные остановки автобусов не восстанавливать лет 15--20 пока не воспитают новое поколение с отсутствием " генов вандализма " .
строитель
09.04.2023 12:14
Да, на НЛМЗ тоже была своя горячка
В 60 годы
09.04.2023 11:56
строитель ,я жил на ул Лесной и часто ходил на горячку купаться .Много народа тогда купались и детей и взрослых . Многие лечили свой радикулит !Мои товарищи приносили на горячку воду и торговали водой 5 коп за кружку .Наторговывали по 10 рублей .Тогда это были деньги !Веселое было время у нас детей !
это не новость
09.04.2023 11:56
"разбудите меня через 100 лет и спросите, а что в России?.. я отвечу, - пьют и воруют" (Салтыков Щедрин)
строитель
09.04.2023 11:21
Да горячка была знаменита и стекала в Воронеж. Да ещё, вода пахла металлом и была минирализована.Народу там было очень много и старались занять места у истока канала из бетона.
Еще комментарии