А знаете ли вы
12714
21.09.2024 09:00
41
А знаете ли вы, что деньги за Аляску зарыты в Липецкой области?
Липецкая область расположена сразу на нескольких железнодорожных ветках, связывающих юг и север, запад и восток страны. За более чем 150 лет существования железных дорог России станции нашей области повидали многое. Вокзалам области, и историям, свидетелями которых они стали, посвящен новый выпуск #а знаете ли вы.
Здание вокзала в Усмани построено в конце 50-х годов прошлого века. В 90-е после реконструкции на его фасаде появились доспехи богатырей, на коньке — конь и шпиль. Второй фасад украшен птицами-соколами и богатырскими палицами.
Предшественник современного усманского вокзала был деревянным, без изысков, но его стены помнили многое из истории нашей страны. Старый деревянный вокзал строился одновременно с железной дорогой Козлов-Грязи-Воронеж, которую сначала пролоббировал в Санкт-Петербурге, а затем, в 1866 году, взялся строить по концессии купец 1-й гильдии Самуил Соломонович Поляков. Железнодорожный туз, как его называли современники, в девять раз завысил реальную стоимость дороги.
На железной дороге Козлов-Грязи-Воронеж были возведены четыре моста и построены девять станций. Самые крупные — Воронеж, Грязи и Усмань.
Старая деревянная станция Усмани простояла почти сто лет. Она помнила, например, приезд в город поэтессы Марины Цветаевой, о чем гласит чугунная табличка работы скульптора Валентина Челядина на стене вокзала. О поездке в Усмань Марина Цветаева написала рассказ «Вольный проезд». В 1918 году она, оставив в голодной Москве дочерей, рванула в Тамбовскую губернию в поисках пропитания, взяв с собой на обмен несколько кусков мыла, спички и 10 аршин сатина. В путешествие Цветаева отправилась под видом изучения кустарных вышивок, иначе получить «Вольный проезд» — т.е. разрешение на провоз продовольствия, было невозможно: для борьбы со спекулянтами большевики ограничили свободное перемещение с партиями продуктов по железным дорогам.
Усмань Марина Цветаева выбрала по совету одного из своих знакомых, который знал члена местного продотряда. Первую ночь в Усмани Цветаева и ее попутчики провели в чайной рядом с вокзалом. Здание чайной, входившее в вокзальный комплекс, снесли не так давно.
Остановившись затем в реквизиционном пункте, Цветаева отмечает обилие продуктов, и сытых, лоснящихся реквизиторов-красноармейцев. Вооруженный отряд отнимает у местных крестьян все, что понравится. Цветаева работает прислугой, моет пол и посуду за еду. Свои московские «богатства» пытается обменять на сало и пшено. Получается трудно, но в итоге она возвращается в Москву с несколькими килограммами пшена и муки, салом, тремя деревянными куклами для дочерей и янтарными бусами.
Спутники же Марины Цветаевой «уехали в бывшее имение кн. Вяземского: пруды, сады... (Знаменитая, по зверскости, расправа)...».
Цветаева вспоминает расправу над князем Борисом Вяземским, которого озлобленная толпа растерзала на другом вокзале — в Грязях. Князья Вяземские владели в Усманском уезде имением Лотарево, оно находилось на берегу реки Байгоры неподалеку от Грязей. Имение это считалось образцовым: князья построили электростанцию, почту, телеграф, систему орошения, больницу, школу, конезавод, разводили племенной скот, выращивали зерновые по самым современным методам того времени. В 1917 году имение, центром которого был белоснежный дворец, разорили крестьяне. Князя Бориса и его жену крестьяне заперли в школе, которую Вяземские же и построили, а потом решили отправить на фронт. Его отвезли на Грязинский вокзал и сдали начальнику охраны станции. Пьяные солдаты-дезертиры с проходивших через станцию эшелонов, узнали о князе, сбросили его на рельсы и закололи штыками.
Первое здание грязинского вокзала, деревянное, построили в 1868 году, затем вокзал постоянно расширялся, так как Грязи были узловой станцией между дорогами Козлов-Воронеж и Елец-Грязи. В Ельце существовала первая в империи хлебная биржа, и местное купечество нуждалось в пути на юг к черноморским портам.
В 1883 году в Грязях построили новый, каменный вокзал, знакомый нам и сегодня. А тогда царь Александр III назвал его лучшим вокзалом империи. Здание подсвечивалось газовыми рожками, для чего рядом построили газовый завод.
Известно, что на грязинском вокзале бывали Горький и Толстой, Плеханов и Бунин. В буфете вокзала они любили распивать чаи. Иван Бунин и вовсе в Грязях был частым гостем, там жила его сестра Мария, бывшая замужем за машинистом Ласкаржевским.
Город вокзалов
А в купеческом Ельце было аж три вокзала. Первый появился в том же 1868 году, когда и грязинский. «Железку» от Ельца до Грязей возводил все тот же концессионер — Соломон Поляков. Кстати, он же основал в Ельце и первое в империи училище железнодорожников, чудесное здание которого цело поныне.
Его несколько лет назад по согласованию с липецкой Госдирекцией по охране культурного наследия отреставрировали РЖД. А в 1875 году на средства Полякова в Ельце была построена мужская гимназия, та самая, в которой учились писатели Иван Бунин и Михаил Пришвин.
В 1874 году в связи с ростом грузового и пассажирского потоков в богатом купеческом Ельце начали строить второй вокзал. Он располагался в районе Лучок на Сызранско-Вяземской железной дороге. Вокзал представлял собой целый комплекс строений обслуживающих ветку «Елец-Товарная», и расположенный неподалеку, тоже первый в империи, механизированный, элеватор.
Некоторые строения этой станции целы и поныне, но сам вокзал почти полностью разрушен, хотя и является памятником культурного наследия.
Этот вокзал Иван Бунин, много раз с него уезжавший и на него возвращавшийся, описал в книге «Жизнь Арсеньева».
А в 1899 году в Ельце возвели большой вокзал, названный Центральным. Его мы и знаем как современный елецкий вокзал.
Где деньги за продажу Аляски зарыты
Через несколько населенных пунктов нынешней Липецкой области проходила Рязано-Уральская железная дорога. Ветки дороги Рязань-Козлов-Уральск забегали и в Данков, и в Елец, и на станцию Астапово, в Раненбург (ныне Чаплыгин), и в Лебедянь.
В истории Рязано-Уральской, или Рязано-Козловской, как ее еще называют, железной дороги есть одна интересная деталь. По устоявшемуся мнению, деньги за продажу Аляски и владений в Калифорнии США в 1867 году Россия не получила. Якобы корабль «Оркни», везший золото на 11 с лишним миллионов рублей, утонул. И Россия, получается, Аляску, Алеутские острова, часть Калифорнии Америке просто подарила. По другой версии, Аляску Российская империя сдала в аренду на 99 лет. Аренда эта давно закончилась и группа «Любэ» требовала Аляску «взад» еще 30 с лишним лет назад, обвиняя во всем Екатерину Великую. Мол, она была не права. На самом деле Аляску продал правнук Екатерины Александр II. Сделка прошла благополучно и 7,2 млн долларов или 11 млн 300 тысяч рублей пошли на покупку у Франции оборудования для железных дорог — Курско-Киевской и Рязано-Козловской.
«Вскоре после завершения продажи Аляски деньги были переведены в специально созданный железнодорожный фонд, откуда они сразу поступили французским фирмам в счёт оплаты поставок необходимого для строительства и эксплуатации дорог оборудования и технических средств. Кстати, это обстоятельство и породило бытующее до сих пор мнение, будто бы наша страна не получила денег за продажу Аляски. Обе дороги построили в сжатые сроки: Курско-Киевскую — за четыре года, Рязанско-Козловскую — за два года», — рассказал газете «Гудок» в 2019 году профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, доктор исторических наук Александр Голубев.
Железнодорожного вокзала в Данкове давно нет. Старинное здание 1890 года постройки сгорело. На его месте построили ничем не выделяющееся блеклое двухэтажное здание. Но и пассажирского железнодорожного сообщения в Данкове тоже нет давно.
По словам данковского краеведа Ивана Малюкова, некогда жизнь кипела вокруг данковского вокзала. Рядом с ним также как и в Ельце стоял огромный элеватор, высотой 40 метров. Но он сгорел через семь лет после строительства вокзала.
Безжизненным в плане пассажирских перевозок стал и вокзал в Лебедяни. Они не осуществляются с 2000 года. Лишь иногда здесь останавливается поезд Москва-Белгород.
А в конце XIX века на ветке Рязанско-Козловской железной дороги в Лебедяни построили вокзал, простоявший до строительства нового в 1981 году. Как говорится в книге Валерия Акимова «Лебедянь от А до Я», старый вокзал был деревянным особнячком, по своему интересным, который также повидал немало. Но почти через век он стал ветхим, в нем не было ни буфета, ни туалета. Его пришлось сносить и строить новый, который объединил под своей крышей железнодорожные и автобусные кассы. Правда, как отмечает Валерий Акимов, туалета в нем так и не появилось.
На той же ветке, выстроенной на деньги, вырученные от продажи Аляски, стоит и знаменитая станция Астапово, на которой умер Лев Толстой. Вокзал Астапово уцелел, он красив и грандиозен. Уцелели и домики железнодорожников рядом, и дом станционного смотрителя Азолина, где умер Толстой.
Уцелел вокзал и в Раненбурге, ныне Чаплыгине. Его построили также в 1890 году. До сих пор он служит по своему прямому назначению, принимает и отправляет пассажиров. Раненбургский вокзал — памятник культурного наследия регионального значения. В 1919 году, во время рейда генерала Мамантова по тылам Красной армии, казакам удалось быстро взять сам Раненбург, а вот вокзал они так и не взяли: бойцы 24-го особого полка стояли в здании насмерть, продержавшись до прихода подкрепления.
Интересно здание железнодорожного вокзала в Тербунах. Оно маленькое и какое-то пряничное, как игрушечное. Станция была построена в 1897 году на железнодорожной линии Елец — Касторное. Строили вокзал купцы Ливен и Ельца для вывоза хлеба из окрестных поместий. Рядом со станцией купцы построили домики для железнодорожников. Это и стало рождением поселка Тербуны.
Сейчас в здании вокзала расположен магазинчик. Пассажирского сообщения через Тербуны нет. А когда-то станция связывала Россию с Донбассом и всей восточной Украиной.
«А вот и Липецк, недостроенный вокзал»
Нынешний вокзал Липецка — одна из визитных карточек города. Транзитные пассажиры часто делают на его фоне селфи. Проект львовского архитектора Л.Н. Сывенького футуристических форм, актуален и сегодня, причем настолько, что иногда попадает в ТОП лучших вокзалов страны.
Существует легенда, что Сывенький эмигрировал в Канаду и построил по тому же проекту железнодорожный вокзал в Торонто. Но это всего лишь легенда. Вокзал Торонто Union Station открыт в 1927 году.
Вокзал, к которому уже привыкли липчане и любят транзитные пассажиры, вошел в историю как долгострой. Его начали возводить в 1986 году, а закончили только через восемь лет. Этот долгострой в девяностые даже воспел кто-то из бардов: «А вот и Липецк, недостроенный вокзал...». В городе подхватили песню «про Липецк», хоть она и не имела позитивного смысла.
Но когда открыли новую железнодорожную гавань, радости и гордости не было предела — два раскинувшихся крыла, словно у бабочки (сверху именно бабочка и видна), и семиэтажный «стержень» посередине с гостиничными номерами и офисами. Возле вокзала и в зале ожидания, который, кстати, огромен — 800 квадратных метров, скульптуры работы липецких мастеров Евгения Вольфсона и Игоря Мазура.
Предшественником этого вокзала был обычный советский типовой — начала 60-х годов постройки. Вплоть до открытия нового вокзала старый служил еще и автовокзалом. Автобусные платформы располагались сбоку от здания.
А вот его предшественник появился в 1868 году, когда строилась та самая ветка Елец — Грязи. Город тогда находился в двух верстах от здания вокзала и курортники, а именно их вокзал в основном обслуживал, добирались до Липецка в специальной карете. В курортный сезон на вокзал ежедневно прибывали два поезда — из Грязей и Орла.
Красивый вокзал простоял почти сто лет и тоже повидал немало. Например скачки на ипподроме, который располагался рядом. Однажды в этих скачках участвовал брат Николая II великий князь Михаил Романов. 24 мая 1911 года он принимал участие в конном пробеге вместе с офицерами Черниговского и Нежинского гусарских полков из Ельца в Липецк. Это в честь Михаила Романова на улице Лебедянской (ныне Зегеля) липчане воздвигли триумфальную арку, которую снесли в 1917 году.
Визит брата царя в Липецк тогда ознаменовался казусом. Михаил Александрович прибыл на прием к городскому главе Митрофану Клюеву в его особняк у Верхнего парка весь в пыли и грязи после скачек. А впереди шел его адъютант в чистом мундире как с иголочки. Вот к ногам адъютанта и полетели цветы липчанок.
Но мы знаем, что курорт в Липецке появился за полсотни лет до строительства железной дороги. Так как же курортники приезжали в город?
Липецкий краевед Александр Клоков говорит, что на лошадях, по почтовым трактам, от ямской станции к ямской станции. Трактов ведущих в Липецк было два — елецкий и раненбургский. Впрочем, как и сейчас.
Использованы материалы из книги В. Акимова «Лебедянь от А до Я», книги И. Малюкова «Из истории Данковского края», усманского краеведческого портала, сайта Усмань48, Липецкой областной научной библиотеки, Липецкого областного архива, Воронежского краеведческого форума, сайта Царицын.рф, страницы «Паша Машинист» в Яндекс-Дзен, газеты «Красное знамя» (Елец), Серафимы Колесниковой, сайта ЮВЖД. Главное фото — с сайта национального парка Форт-Росс (США)
3
0
0
43
2
Комментарии (41)