Общество
11157
03.08.2022 10:39
25

Как в Липецке планировали построить третий мост, засыпали болото и устроили выпендреж с фонтаном

Липецкому городскому Совету депутатов в этом году исполняется 100 лет. К юбилею GOROD48 подготовил серию материалов о председателях Совета. Многие из них до сих пор здравствуют, хотя и давно отошли от дел. О времени, о городе и о себе сегодня рассказывает Валерий Синюц.

В Липецкий городской Совет депутатов Валерий Синюц, тогда директор по персоналу и общим вопросам НЛМК, шел с амбициозными планами.



— Вот эти вечные опоздания людей на работу, из-за нехватки транспорта, давки в автобусах, разбитые дороги, пустые полки магазинов. Мы — ряд энергичных ребят — решили взять власть в городе свои руки и навести элементарный порядок. Среди нас были не только представители Новолипецкого комбината, но и люди, которые душой болели за город. Мы эту группу назвали «Люди дела». Кумовство и сватовство, которые царили тогда в городе, надоели, — вспоминает Валерий Синюц начало своей политической карьеры.

Общественное объединение «Люди дела» выборы депутатов горсовета выиграло. Начались преобразования. Был принят новый Устав Липецка, строились детские сады, школы, ремонтировались дороги, принят план посадки одного миллиона деревьев, развитие получило муниципальное предприятие «Зеленхоз» во главе с новым тогда руководителем Александром Кулаковым.







В 2002 году, когда Михаил Гулевский избрался мэром Липецка, кресло спикера оказалось вакантным. Но становиться председателем горсовета, а следовательно уйти с НЛМК, Валерий Синюц не очень-то и хотел. Хотя запомнился он липчанам именно на этой должности.





— Я производственник до мозга костей, ну, а в горсовете люди, люди, люди. Сначала было своеобразно. Потом втянулся, стало интересно работать с людьми и самое главное — планировать изменения в жизни Липецка. В горсовете подобралась очень сильная команда: пять докторов наук, 11 кандидатов наук, производственники. Все были пронизаны одной идеей — сделать Липецк комфортным для проживания, — рассказывает Валерий Синюц.



Во время председательства Валерия Синюца мог реализоваться проект строительства третьего моста через реку Воронеж. Город и НЛМК обсуждали строительство дороги, которая начиналась бы на улице Неделина, проходила по улице 50 лет НЛМК и далее по мосту через реку — к коксохимичесому производству комбината. На предприятии в то время задумывали строительство стана — 2500 и проект дороги включили в генплан развития НЛМК, оплатить новый мост могло министерство черной металлургии. К сожалению, проект стана — 2500 так и не был реализован, почил в бозе и мост. Но идея его строительства живуча, и экс-спикер не сомневается, что когда-нибудь третий мост все-таки появится.

Число личных автомобилей непрерывно росло и Липецк уже начал задыхаться в пробках. Мало того, вибрация от движения трамваев грозила Петровскому мосту разрушением. Тогда администрация Михаила Гулевского решила сократить трамвайную сеть.

Впервые за все время существования Липецка была благоустроена часть Каменного Лога — работа началась в районе МЖК. Валерий Синюц вспоминает о проекте благоустройства Лога от начала до конца (как видим, эта идея родилась не год и не два назад), чтобы чуть ли не через весь Липецк можно было пройти по зеленой зоне.

А еще в центре Липецка осушили болото и построили дорогу с нуля. Когда стало ясно, что проспект Победы задыхается от газовых выхлопов, появилась идея его разгрузить — пустить транспорт каким-то образом в объезд.

— Пошли мы с Гулевским пешком по берегу реки Воронеж, чтобы посмотреть, как можно проехать от Октябрьского моста к центру, минуя проспект Победы. Хотели сделать дорогу по побережью, — вспоминает Валерий Синюц.

Руководители Липецка обратились в воронежский институт «Автодор» для оценки возможности строительства дорогу. Эксперты огорошили — для того, чтобы засыпать территорию, понадобится 2,5-3 миллиона тонн грунта! Понятно, что такое город не потянул бы. Но идею не бросили. Из нее позже родился проект новой дороги к улице Механизаторов. В время прогулок Михаила Гулевского с Валерием Синюцом в том районе было болото и квакали лягушки. Чуть позже председатель горсовета и мэр рассказали о своей идее Владимиру Лисину и он выделил шлак. В болото и для создания склона высыпали сотни тысяч тонн шлака. Дорогу построили.

Валерий Синюц сожалеет, что не смогли тогда довести проект до конца. Он предполагал продление дороги под Петровским мостом, через пляж по улице Маяковского на Сокол (этот проект не доделан до сих пор).

Кстати, не только Михаила Гулевского липчане должны благодарить за возрождение фонтанов. Идея строительства, пожалуй, самого красивого фонтана — каскадного на Петровском спуске, принадлежит Валерию Синюцу. На одном из городских административных Советов он предложил тогдашнему губернатору Олегу Королеву оплатить создание каскадного фонтана из городского и областного бюджетов напопалам.



— Олег Петрович, Париж знаменит Эйфелевой башней. Она там нужна? Нет! Но Париж знаменит именно Эйфелевой башней. Чем, кроме прочего, знаменит Санкт-Петербург — фонтанами в Петергофе. Почему бы и в Липецке не сделать какой-то выпендреж и не построить свой маленький Петергоф: каскад фонтанов с горы и до Комсомольского пруда? Олег Петрович, дайте денег. Он пообещал, но потом денег все-таки не дал. Фонтан строили на средства бизнесменов и бюджета Липецка, — вспоминает Валерий Синюц.

Многие проекты не были реализованы из-за нехватки денег. Липецк, по мнению Валерия Синюца, у Олега Королева находился на правах пасынка, причем нелюбимого.

— Он видел только сельское хозяйство. Развитие города на дух не переносил! И все наши начинания он сводил на нет, — до сих пор возмущается Валерий Синюц.

Но сложа руки не сидели. Город выиграл аж два суда у области. Предметом разбирательств были налоговые отчисления, которые недополучал Липецк. Кстати, празднование Дня города и Дня металлурга объединили, по уверению Валерия Синюца, со смыслом, чтобы сохранить невеликий бюджет города, а праздники отмечать достойно за счет финансирования со стороны металлургов.

— Если бы нам в то время такое финансирование, как сейчас, такую помощь, какую оказывает федеральный бюджет местным бюджетам теперь, чтобы мы тут наворочали! Мы бы завершили транспортное кольцо вокруг Липецка. У нас не было денег, чтобы построить мост по Грязинскоой трассе (его построили только в прошлом году) — говорит Валерий Синюц, — Финансирования было убийственно малым. Многое не удалось сделать. Требовало срочного решения расселение аварийного жилья, жилья для детей-сирот, строительства школ. Тем не менее мы закладывали новые микрорайоны, заложили Молодежный парк.

Валерий Синюц жалеет, что в городе до сих пор нет парка Авиаторов. Липецк — город металлургов, строителей и летчиков. Парк Металлургов есть, парк Строителей есть (Валерий Синюц так называет Сокольский парк, который закладывали строители), а до парка Авиаторов, который планировали разбить между Сырским Рудником и Елецким микрорайоном, руки у власти так и не дошли.

При Валерии Синюце в горсовете появилась Счетная палата. Причем задумали ее как орган неподконтрольный никому из руководителей города. Председателя Палаты выбирали на семь лет, чтобы не было соблазна у действующего мэра или спикера «надавить».

— Мы столкнулись с тем, что много бюджетных денег уходило через сито.

— Воровали?

— Первая же проверка Счетной палаты выявила 58 миллионов бюджетных средств потраченных не по назначению! То есть вольному воля, тогда было. У меня есть бюджет, и я кручу им как хочу!

В 2009 году горсовет встал на позицию непримиримого борца с казино. Депутаты проголосовали за закрытие игорных заведений в Липецке. Но потом что-то пошло не так и депутаты переголосовали. В прессе возник большой скандал. Однако Валерий Синюц и не подумал ссориться с журналистами. С гордостью рассказывает, что в свое время отстаивал телекомпанию «ТВК», когда ее хотела взять под контроль Соборная гора — ночами дежурил вместе с журналистами в студии.

— СМИ должны освещать все, что происходит в городе. Без них было бы очень плохо. Во-первых, скучно, во-вторых, люди совсем бы страх потеряли. Когда правящая элита и чиновничий аппарат чувствуют, что за ними наблюдают — не все коту масленица, и сойдет им с рук. Сколько ниточке не виться, а конец найдется, — уверен Валерий Синюц.



С Михаилом Гулевским Валерий Синюц дружит до сих пор. Много лет липчане видели эту пару, которая резала ленточки на открытии социальных объектов. Они даже одевались порой одинаково. Остряки уверяли, что по степени того, на сколько съехали на бок их головные уборы, можно было определить, насколько серьезно уже отмечено событие.

— Это неправда. Мы не злоупотребляли и очень редко выпивали. Дни рождения справляли, это безусловно. В этом отношении мы блюли традиции! А потом, мы же — металлурги, что я, что Гулевский! — развенчал миф Валерий Синюц.

Депутаты три раза избирали Валерия Синюца председателем горсовета. Первый срок был неполным, когда он заменил Михаила Гулевского, второй он работал все четыре года, а в третий срок уступил кресло спикера Александру Соколову.

Говорит, что никогда не стремился стать мэром. Хотя его предшественники Александр Коробейников и Михаил Гулевский пересели из кресла спикера в кресло главы города.

— Мне больше нравилось работать с народом. Мэр работает с предпринимателями, со структурами, которые обеспечивают жизнедеятельность города. А горсовет работает с народом, — считает Валерий Синюц.







После депутатства Валерий Синюц ушел на пенсию. Ему предлагали много различных должностей, но Валерий Синюц отказался. У него двое детей, пятеро внуков и даже одна правнучка. Дочка, Евгения Фрай, пошла по стопам отца, работает заместителем председателя Липецкого городского Совета депутатов. Валерий Синюц живет в пригороде с любимой женой, супруги уже отметили «золотую свадьбу».



Читайте также:  Почему в Липецке вводили бесплатный транспорт, митинговали милиционеры и зачем спикер горсовета встречался с президентом

Как в Липецке боролись с дефицитом тепла. вводили талоны на продукты и поздравляли полумиллионного жителя

Как высчитали возраст Липецка, придумали городу герб с флагом и вывели в суперлигу хоккейный клуб

Как Михаил Гулевский восстанавливал фонтаны. судился с губернатором и строил ту самую дорогу 

Фото: из личного архива Валерия Синюца
0
0
0
0
0

Комментарии (25)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Николай
04.08.2022 19:13
Липовская, 100%
Игорь
04.08.2022 06:56
Лучше Михаил Тимофеевича Народ на вспомнить, а не эту КОМАНДУ
Так так
04.08.2022 02:53
А обьездная дорога??? Которую планировали, в то время много говорили про нее, но так и не сделали. Поэтому нечего вспомнить хорошего за тот период.
Васёк
04.08.2022 01:13
Лягушек жалко.
синюц
03.08.2022 21:47
бюрократ старой закалки на все обращения отвечал отказами
ОЛьга
03.08.2022 20:24
Какой пафос, какая гордость за то, что наворочили в городе! Ни одного хорошего слова не могу сказать в их адрес.
Оля
03.08.2022 20:18
Искоренили кумовство?
Городской
03.08.2022 19:01
Патриот, есть данные Ростата,можно посмотреть ,до 2006 года в городе работали ещё много заводов центролит,станкозавод,трубный ,лтз и другие,а вот именно после 2006 года началось массовое закрытие и это не только по нашему городу
Рядом
03.08.2022 18:22
Липчанин, вернее через стену, должен стоять продольный, лет десять, как минимум.
хорошее не может длиться вечно
03.08.2022 16:43
помню проезд по 5 коп., и ЖКХ за 3 руб.
Еще комментарии