Общество
23456
08.09.2021 10:27
100
Липецкий общественный транспорт ждут кардинальные перемены
В 2022 году мэрия сможет предъявлять перевозчикам конкретные требования. Это должно привести к повышению качества перевозок.
- Какие проблемы увидят эксперты, разрабатывающие предложения по будущему городского транспорта?
- Эксперты увидят те проблемы, которые, в принципе, и так на виду. Например, недостаточное количество рейсов на отдельных маршрутах. Но здесь нужно смотреть на ситуацию объективно — число рейсов соответствует сложившемуся пассажиропотоку. У нас, в отличие от соседнего Воронежа, есть ярко выраженные пиковые нагрузки в пассажиропотоке. Если в Воронеже утро/ день/вечер по загрузке автобусов показывают примерно одни и те же данные, то у нас два пика — полтора часа утром и примерно два с половиной часа вечером. А вот днем транспорт ходит почти пустой.
Второй момент: транспортная доступность окраин города. Может быть, нужно пересмотреть схему их обслуживания городским транспортом, в том числе — решить вопросы дублирования маршрутов. Мы сами уже начали эту работу: где-то их объединяем, где-то — оптимизируем. В принципе, дублирование маршрутов ни к чему хорошему не приводит: у перевозчиков начинаются соревнования за пассажиров.
Есть подводные камни и с маршрутами, которые проходят из одного конца города в другой через весь Липецк. У нас есть предложения по их корректировке. Но все наши гипотезы должна проверить специальная математическая программа: она моделирует нагрузки на транспортные связи и показывает эффективность внедрения предложения. Может быть, стоит изменить маршруты. Например, какие-то укоротить, но ввести новые подвозные, в том числе — с бесплатной пересадкой или по особому тарифному плану. И тогда при том же пробеге подвижного состава и наличии водителей можно будет, например, увеличить частоту рейсов.
Сейчас параллельно разрабатываются несколько важных документов. Теперь документы по транспорту создаются в синергии с дорожными и градостроительными. Появится возможность планирования развития Липецка и городских маршрутов. Это позволит транспорту не догонять город, его рост, а идти с ним в одну ногу. При параллельной разработке основных документов мы сразу сможем увидеть, где стоит предусмотреть приоритет проезда перекрестков, выделенные полосы для городского транспорта, то есть дать преимущество городскому транспорту, чтобы ускорить сообщение.
Я бы, например, сделал выделенные полосы для общественного транспорта. Допустим, на большом кольце магистральных дорог, где ширина полотна это уже позволяет. Например, можно начать с Сокола, где уже есть трехполосное движение, дальше — на Гагарина, Московскую, Катукова, проспект Победы и частично на ЛТЗ через Октябрьский мост. Да, на мосту по две полосы движения в каждом направлении, но здесь тоже необходимо расставлять приоритеты. Москва пошла по пути ограничения личного транспорта. У владельцев машин сперва это вызывает вопросы, но мы в итоге получаем ускорение сообщения и комфорт передвижения для тех, кто пользуется общественным транспортом, который может доставить намного больше пассажиров, чем пара-тройка автомобилей. За счет повышения эксплуатационной скорости, опять же, можно будет добавить рейс в расписание.
Думаю, нужно пересмотреть работу общественного транспорта в вечернее время. У нас после 20:00 катастрофически падает пассажиропоток. Может быть, стоит предусмотреть какие-то магистральные маршруты, которые будут ходить с определенной периодичностью, и человек точно будет знать, что он сможет доехать вечером до необходимой точки.
- Какие жалобы чаще всего приходят от липчан? У департамента есть нарекания к муниципальным и частным перевозчикам?
- Разбивка жалоб зависит от времени года. Летом было много вопросов по кондиционерам. Стоит признать, что ими оборудовано не более пятой части от общего числа всех городских автобусов. Поэтому нарекания ясны. Понятно, что свою роль играет возраст подвижного состава. Думаю, именно от этого есть много производных проблем, связанные с качеством предоставления услуг. Морально и физически устаревший автобус не сможет дать того качества услуг, которого ждут пассажиры. В решении этой проблемы мы стараемся максимально включаться во все существующие федеральные программы по обновлению общественного транспорта. Цена большого автобуса сейчас достаточно высокая, это 12-13 млн рублей. Поэтому по щелчку пальцев невозможно обновить весь транспорт в городе.
У липчан есть жалобы к культуре обслуживания со стороны водителей, их поведению. Это человеческий фактор. Каждый перевозчик должен выстраивать работу с водителями, нацеливая на то, что они работают с людьми, в сфере услуг.
Претензии есть и у департамента транспорта. Это касается работы некоторых маршрутов, выполнению расписаний. Здесь ведётся постоянная работа с перевозчиками. Сейчас уже можно сказать, что на одном из городских маршрутов мы поменяем перевозчика. Мы находимся в стадии расторжения договора, ввиду того что перевозчик не обеспечивает установленный выпуск транспорта на маршрут. Новый перевозчик будет отбираться в соответствии с действующим законодательством по торгам.
В 2022 году мы планируем перейти на контрактную систему. Если сейчас действуют договоры, которые были заключены достаточно давно, то в новых контрактах будут прописаны более четкие требования к качеству оказания услуг, количеству необходимых рейсов. За нарушение требований перевозчик будет нести ответственность по закону о закупках.
- Почему сейчас городские транспортные предприятия работают в убыток, а частные перевозчики дерутся за маршруты? Почему у одних пусто, а у других — густо? Реально ли переломить ситуацию?
- Эта ситуация сложилась исторически из старых договоров на обслуживание маршрутов. К сожалению, так тогда были распределены маршруты. Да, на муниципальном транспорте сейчас лежит нагрузка в части работы на социально значимых маршрутах. На них низкий пассажиропоток, но мы, как муниципалитет, обязаны организовывать такое транспортное сообщение. Это старое распределение. Сейчас при моделировании новой маршрутной сети коллеги обследуют сложившиеся пассажиропотоки и увидят, как распределяются нагрузки, где какой транспорт необходим. В зависимости от сценариев будет видно, как распределять маршруты. В принципе, у нас есть пул высокодоходных маршрутов, средней доходности и низкой. Один из вариантов дать всем работать на равных и вытащить городской транспорт из убыточности — формировать смешанные лоты из нескольких маршрутов (убыточный, прибыльный и отлично прибыльный), с требованиями по возрасту подвижного состава и экологичности используемого топлива. Все окажутся в одинаковых рыночных условиях.
- Сейчас маршрутки для города — это добро или необходимое зло?
- Я не рассматриваю перевозчиков в разрезе «маршрутки» — «не маршрутки». Кто обслуживает маршрут, какой формы собственности эта фирма — не принципиально. Есть требования, которые надо исполнять. Не исполняешь — значит, придется уходить с маршрута. Здесь все предельно четко. Все это будет прописано в новых контрактах.
- Не первый год в Липецке говорят о развитии трамвайного сообщения. Это реальная необходимость?
- На данный момент вопрос развития трамвайного сообщения находится в проработке. Бесспорно, трамвай превосходит другой наземный транспорт с точки зрения скорости – не стоит в пробках, позволяя тем самым добраться из пункта А в пункт Б гораздо быстрее в часы пик. Но, к сожалению, трамвай — вещь затратная. Так, только один новый вагон обойдется бюджету в 40 млн рублей, а один километр новых трамвайных путей – около 250 млн. Нужно искать вариант, позволяющий с нашими финансовыми возможностями объединить комфорт передвижения, экологичность и удобство для пассажиров.
Кроме того, мы провели анализ, и пришли к выводу, что трамвай будет эффективнее автобуса, при условии, что пассажиропоток составит более 10 млн пассажиров, сейчас наш трамвай перевозит около 3 млн человек в год. При этом в мире и в нашей стране применяют также концепцию «метробуса», когда на маршруте работают автобусы особо большого класса и передвигаются по физически обособленной от личного транспорта дороге. В вопросе с трамваем нужно искать золотую середину.
- Я знаю, что вы пользуетесь общественным транспортом. Какие проблемы видите как пассажир и как эксперт? Действительно ли, у нас все так плохо или пассажиры относятся к оценке ситуации субъективно?
- Здесь все познается в сравнении. Сравнивая с федеральными центрами, мы видим там совершенно иной уровень подвижного состава, соответственно, другие качество и комфорт. Сравнивая с соседними городами, мы видим, что подвижной состав в Липецке не хуже. Да, есть старые «ПАЗики», но мы постепенно будем от них отказываться. Пока экономика перевозок не дает это сделать быстро. Кроме того, обновленный модельный ряд этого типа транспорта не вызывает много нареканий, например, "ПАЗ Вектор NEXT" с низкой площадкой может применяться на городских маршрутах с низким пассажиропотоком.
- Допустим, анонимный меценат решил выделить 100 млрд рублей на развитие общественного транспорта в Липецке. Хватит ли этой суммы для решения основных проблем?
- (Евгений Чекрыжов берет калькулятор и быстро прикидывает)… На первое время хватит суммы в разы меньше. Вместе с обновлением трамвайного сообщения потребуется 25-30 млрд рублей на замену устаревшего подвижного состава. На 100 млрд рублей можно сделать ну очень много!
0
0
0
0
0
Комментарии (100)