Общество
08.04.2008 16:07
Сегодня – международный день цыган
Корреспонденты GOROD48 побывали в цыганском таборе барона Михаила Михая в поселке Заречье (район ЛТЗ)
Все 70 семей молдавских цыган живут своим укладом в 60 домах по улице Полетаева в поселке Заречье. Живут на трех улицах в месте, выделенном им Липецким горисполкомом в 1992 году по решению правления колхоза имени Ленина. 70-летний барон (от цыганского слова «баро», что значит старший) табора Михаил Михай с гордостью демонстрирует нам выписанный на его имя лесопорубочный билет на свод леса на двух гектарах. Сейчас у цыган остро стоят земельный и энергетический вопросы. Во-первых, вот уже много лет они бьются за размежевание земли, без чего невозможно узаконить постройки. Во-вторых, желают иметь в каждом доме индивидуальный электросчетчик (ЛГЭК выписывает им счета на электроэнергию, что называется, с потолка, и последний платеж за март – 130 тысяч рублей на 70 семей).
– Мы же не завод какой, чтобы столько электричества жечь, – возмущается Михаил Михай. – Но вопрос с индивидуальными счетчиками никак не решается, энергетики заявляют нам, что все подключения к домам – самовольные. Мы просим их узаконить, чтобы жить, как нормальные люди, но нам не идет навстречу. Завтра хотим попасть на прием к мэру Липецка Гулевскому, мы же за его партию «Единая Россия» всем табором на выборах в Госдуму голосовали.
Цыгане из Заречья занимаются, по их словам, металлом. На барона даже зарегистрировано ООО «Энергия-М». Когда есть заказы – выполняют кровельные работы, когда нет собирают металлолом. Вообще, по словам начальника милиции общественной безопасности Тракторозаводского ОМ Андрея Князева, особых претензий к табору нет. Эти цыгане не попадались на воровстве или мошенничестве.
– Наши только могут погадать, – смеется заместитель барона Владимир Марц. – Сколько могут им люди за это подарить, столько они и берут. Хоть 100 рублей, хоть 500 – это ваши проблемы.
Обычаи местных цыган, основной костяк которых переехал в Липецк из Прибалтики, для нас не понятны. Например, живут у реки, а ни у кого из них нет даже удочки, не то что сети. Ни у кого нет ни то что хозяйства, даже курицы. Нет у цыган и огородов. Замуж своих дочерей они выдают только за своих, молдавских цыган, живущих по всему бывшему Советскому Союзу. Поэтому браки между цыганами Заречья и кланом Оглы, представители которого промышляют скупкой золота и мобильных телефонов, исключены. Свадьбы играются практически между детьми – как только у девочки прошли первые месячные, она уже считается невестой. Необычайно рано женятся и здешние мальчишки. Понятно, что у 15-летних молодоженов почти сразу появляются дети. «Наши парни в армию ходят, но редко, – говорит барон. – Потому что как только ему исполняется 18 лет, у него уже есть отсрочка по семейному положению».
Сейчас в таборе нет ни одной лошади, хотя сам Михаил Михай все свое детство провел в кибитке. Зато у каждого нехитро сделанного дома стоит машина, как правило, «Жигули» -классика. Дети ходят в школу, но когда хотят. Нам попалась 11-летняя девочка, которая учится в первом классе и уже мечтает о замужестве.
Баба Нюра