Общество
11920
24.01.2024 10:45
84
«Не исключаю возможности возбуждения уголовного дела по итогам событий 13 января»
Евгения Уваркина ответила на вопросы GOROD48 о работе «Квадры» и «управляшек» во время коммунальной аварии.
— Как я уже говорила, в первую очередь нашей задачей было устранить все проблемы с подачей тепла в дома. Разобраться с причинами аварии и ее виновниками мы успеем. Сделать это нужно основательно, а на это потребуется время. Кроме того, аварией занимается Следственный комитет.
Городская комиссия с участием областных управлений ЖКХ, энергетики и тарифов, Ростехнадзора, Ассоциации «Объединение Коммунальных Компаний» создана и приступила к работе 19 января. Завтра состоится ее второе заседание. Мы сформулируем запросы в «Квадру», чтобы получить от энергетиков исчерпывающие, подтвержденные документально ответы. Затем привлечем экспертов для окончательных выводов по ситуации. Это необходимо для обоснования нашей позиции, которую при необходимости мы предоставим силовикам и в суд. Так что выводы будут сделаны, очевидно, в феврале. Они станут основой для пересмотра подходов к инвестпрограмме «Квадры, к подготовке управляющими компаниями домов к зиме. Также этих выводов ждет СК.
— А что, уже есть уголовное дело?
— Пока идет доследственная проверка. И мы рады, что в причинах коммунальной аварии разбирается Следственный комитет. Нам нужна помощь для проверки финансово-хозяйственной деятельности УК с подтверждающими документами их затрат на дома, приобретенных материалов, квалификации специалистов, тех, кто в штате и тех, кто на подряде. Если Следственный комитет и налоговая захотят проверить цепочку контрактов и подрядов, то точно найдут нестыковки и подлог документов. Так что не исключаю возможности возбуждения по итогам проверки уголовного дела.
— Евгения Юрьевна, а чьей, на ваш взгляд, больше вины в аварии — энергетиков или управляющих компаний?
— Если говорить о целостной картине, то нам надо получить информацию обо всех проблемных участках «Квадры», на которых 13-14 января случились порывы. Задача областного управления энергетики и тарифов — сверить документально данные, которые предоставляла регулятору «Квадра» как по своей инвестиционной программе, так и по ремонтной. Нужны ответы на вопросы когда и что делали на этих участках? Но для нас налицо проблемы в цифровизации, качестве управления и принятия решений в компании, хотя «Квадра» постоянно декларирует нам, что обладает крутыми цифровыми системами, которые позволяют им видеть уязвимые места и оперативно реагировать на проблемы. По факту мы видим, что это не так. И, конечно, у нас есть вопросы к эксплуатации объектов и сетей «Квадры».
Мы запросили данные параметров «Квадры» перед порывами, во время и после завершения аварийно-восстановительных работ. Есть нормативные документы с указанием всех критериев и параметров того, как ресурсная компания должна выходить из аварийной ситуации, под каким давлением закачивать теплоноситель в систему. Не исключаю, что из-за желания как можно скорее дать тепло липчанам компания заполняла сети с нарушениями. Оказала, таким образом, всем медвежью услугу. Это тоже будет предметом анализа.
Очевидны и проблемы УК. Перед началом каждого отопительного сезона они сообщают департаменту ЖКХ о километрах обновленных внутридомовых сетей и тысячах отремонтированных задвижек, но январские события показали, что часть этой информации — макулатура, формалистика. Поэтому департамент выборочно проверит часть паспортов готовности МКД с запросом подтверждающих документов. Я еще до этой аварии не раз говорила, что отношение к своему делу оставляет желать лучшего и у «Квадры» и у управляющих компаний.
— Энергетики постоянно жалуются на то, что существующие тарифы не позволяют им увеличить затраты на ремонтные и инвестиционные затраты. Отсюда — недофинансирование, отсюда — рост аварий.
— Предельный уровень роста тарифа определяет регулятор. Областное управление энергетики и тарифов защищает их на федеральном уровне. В свою очередь, Минэнерго рекомендует регионам предельный индекс роста тарифов по всем ресурсам. К сожалению, зачастую предельный индекс роста тарифа оказывается меньше индекса инфляции. По сути, идет искусственное сдерживание тарифов, но тем самым энергетики вкладывают в инвестиции в реабилитацию объектов и сетей заведомо меньше средств, чем нужно для предотвращения их старения. Это означает, что коммунальная инфраструктура ветшает быстрее, чем ее восстанавливают. Это проблематика последних 30 лет. Уверена, что после череды коммунальных аварий этой зимой в разных регионах на федеральном уровне будет пересмотрен подход к обновлению энергетической инфраструктуры. Хроническую проблему недофинансирования нужно в конце концов решать.
Если вернуться к «Квадре», то ее задекларированные у регулятора ремонтная и инвестиционная программы составляют порядка миллиарда рублей ежегодно. Это серьезные средства. Но куда идут эти деньги, если за сутки в сети порвало сразу в четырех местах? Областное управление энергетики и тарифов сделает документальную предметную проверку ремонтной и инвестиционной программ «Квадры».
— Директора некоторых УК рассказывали GOROD48, что «Квадра» оперативно не предупредила их о необходимости слива теплоносителя из внутридомовых сетей. Это так?
— Такие заявления могут делать только недобросовестные руководители УК! Через областную систему ЕДДС, которая была создана по поручению губернатора специально для оперативного реагирования и, самое главное, для контроля, а также через чат в телеграмм-канале «Управление МКД», созданного как раз для быстрого реагирования на разные ЧП все УК получили своевременную информацию о порывах на сетях «Квадры». Они были обязаны принять все необходимые меры, чтобы обезопасить внутридомовые сети от перемораживания: утеплить вводы в дома, слить теплоноситель, закрыть задвижки, чтобы избежать гидроудара при повторном заполнении системы. Это знает каждый директор УК, так как получает лицензию на эту деятельность!
К тому же в рамках аварийных ситуаций УК обязана отреагировать на обращения жителей в течение пяти минут! Это также лицензионное требование к их деятельности. Но что сделали управляющие компании, не желая быть круглосуточно на связи с жильцами? Прикрыли свое нежелание работать по правилам договорами с подрядными аварийно-диспетчерскими службами. А в них прописано только то, что АДС приезжает по вызову и перекрывает стояки, а дальше, как говорится, гори оно все синим пламенем! Это недопустимо!
Я была в служебной командировке в Москве 13 января, но как только мне стало известно об аварии, я каждые два часа в режиме ВКС собирала все УК и ставила им всем конкретные задачи. И каждые два часа УК докладывали мне, что все приняли и выполнили. А сейчас УК заявляют, что их не уведомили об аварии! Это говорит о бессовестном отношении УК к их обязанностям. Вот пример. Когда мы с вице-губернатором Романом Петрухиным поздно вечером 14 января проверяли 12 домов УК «Маяк», которые на тот момент все еще оставались без отопления, мне в личку жилец одного из них написал, что не может дозвонится до руководства компании. Я спросила у ее директора Дубинина, как такое возможно? Он ответил — все нормально! Для приема жалоб есть ЕДС! И что его люди начнут работать и отвечать по заявкам с понедельника. Он мне сказал об этом прямо в глаза! Тогда что и как он и его специалисты отвечают людям, если вообще отвечают? И это грубое нарушение, и с этим обязана разобраться Госжилинспекция.
У каждой ресурсной организации, у каждой УК есть доступ в личный кабинет в ЕДДС. Все УК и ресурсники могут и должны выгружать все жалобы из этой системы, делать сводный анализ по ним и на основании этого оперативно планировать работу. Получается, что правительством области созданы инструменты для ускорения всех видов обратной связи. Но когда на том конце провода нет никого… Вывод по таким УК только один: Госжилинспекция должна лишать их лицензий и дисквалифицировать их руководителей, чтобы те в течении трех лет не имели право быть директорами любой другой новой УК. А в Липецке это правило — менять юрлица как перчатки! Со своей стороны, мы будем предлагать собственникам сменить УК, рассказывать о порядке смены, оказывать помощь в информировании собственников жилья.
Взять тот же «Маяк». В управлении этой компании — более 160 домов. А специалистов в ней — раз, два и обчелся! Это означает одно: «управляшка» собирает деньги с жильцов и при этом ничего не делает! В то же самое время были УК, дома которых тоже попали под отключение, но на них ноль жалоб! Потому что в каждом таком доме работали по два-три специалиста. Почему одни УК несут расходы на содержание общего имущества домов, а такие УК как «Маяк», «Проспект», «Вариант» — формально подходят к своим обязанностям? По сути, это недобросовестная конкуренция. Эти УК, кстати, входят в ТОП-5 антилидеров по жалобам горожан с начала отопительного сезона. И это значит, что проблемы у них с содержанием внутридомовых сетей хронические. Все дома, по которым было от десяти заявок и больше в ЕДС за сутки, будут предметно проанализированы. Уверена, что мы сообща с Госжилинспекцией, прокуратурой, Следственным комитетом во всем разберемся.
— Директор УК «Маяк» Валентин Дубинин в этот понедельник заявил GOROD48, что его компания делала все, чтобы оперативно подать тепло в дома, что двое суток его аварийные бригады не спали…
— Это даже не смешно! Это еще раз подтверждает бессовестное отношение к своим обязанностям руководителям УК «Маяк». «Маяку» помогали всем миром. Муниципалитеты выделили Дубинину в помощь свои аварийно-ремонтные бригады. Спасибо за это губернатору Игорю Артамонову и вице-губернатору Роману Петрухину. Два дня этот десант спасал дома «Маяка». Когда бригада из Усмани зашла в подвал одного из замерзающих домов на улице 8 Марта и посмотрела, в каком состоянии сети, рабочие сказали, что это просто позорище! И дело даже не в возрасте сетей, а в отсутствии их обслуживания. Конечно, хлам и какие-то пристройки в подвалах, которые мешают обслуживать сети — это культура жителей, это незаконная их деятельность. Тем более что сейчас подвалы являются еще и укрытиями на случай ЧС. Но если УК не работает с собственниками, то и результат получает соответствующий.
Сегодня люди не верят управляющим компаниям, и это проблема. Жильцы не хотят повышения тарифа, так как не видят ничего позитивного от работы УК. Я всегда говорю руководителям УК: показывайте собственникам, что вы делаете и сколько это стоит, будьте в постоянном конструктивном диалоге с жителями, с Советом дома. Это обязательные требования к работе УК. Только тогда собственники будут понимать, куда идут их деньги и будут готовы рассматривать поднятие тарифа. Но по факту сегодня не так. Лишь в каждом третьем доме есть старшие по домам, а Советы домов — вообще единичные случаи.
Резюмирую: выводы по аварии и догадки по тому, какую ответственность понесет «Квадра» и управляющие компании, делать пока рано. Понятно одно — на рынке управляющих компаний не должно быть недобросовестных организаций.
0
0
0
0
0
Комментарии (84)